Что вы смотрите/читаете/слушаете о Катастрофе?
Я смотрю на Ютьюбе съёмки охоты леопардов на косуль, тигров на антилоп гну, львов — на слонов и бегемотов, на жираф и т.п. Меня завораживает повторяющийся почти во всех этих маленьких трагедиях момент, когда хищник или прайд хищников уже грызёт горло, круп, ноги жертвы, а та стоит, как столп, лишь изредка подёргиваясь от боли. А её едят живьём! едят, едят, ЕДЯТ. И, наконец, она падает.
У них острые рога, мощные ноги с острыми копытами, порой они дают отпор, спасая детёнышей или, ловко лягаясь, уходя от преследования. В единичных случаях они даже убивают хищника, хотя и боязливо, толпою, неумело. Но обычно, нет, обычно они стоят и тяжело дышат, делая свои последние вздохи на земле.
Наш народ воевал и ранее, не только в новой истории. У нас были свои победы, свои полководцы, свои герои. Но нашим книгам это никогда не мешало называть и сравнивать нас с отарой овец. Лезет ли овца в мутные воды реки, чтобы полакомиться мясом крокодила? Подстерегает ли на дереве, когда павианы расслабятся и подойдут поближе? Сбивает ли взлетающую куропатку в эффектном прыжке? Нет, нет и нет. Боднуть — способна, даже больно, но овца не создана жестоко и неумолимо лишать жизни ради собственного пропитания.
Наш народ сравнивается и с голубем. Голубь способен заклевать своего собрата, просто так, но не ради еды, нет. Ради одному ему понятной садистской цели.
Мы не живем убийством, оно не питает наше эго, наше ЧСВ, и слава Богу. Страшен тот, у кого убийство — легитимный способ самоутвердиться, доказать себе, что он чего-то стоит.
А плата за отсутствие этого чирея в наших душах — порой апатичная готовность быть заживо съеденым.
И те же русские пожирались усатым людоедом четверть века, не пикнув; это не чисто еврейское качество. Мне видится, это реакция именно на убийства ради «еды». Когда мы — чьи-то враги, это понятно, враги враждуют, воюют, это не порождает ступор, это издревле так. Но когда тебя убивают просто потому, что, без достойной причины, избрали этот путь ради самоутверждения, ради консолидирующей национальной идеи, это выше нашего понимания, такая чудовищная кровожадность. Перед такой овцы пасуют, это непостижимо.
Нам неопасны враги, нам нужно опасаться людоедов. Мы не умеем с такими бороться, даже если находим в себе силы делать это.
И, нет, я не знаю, к какому подвиду отнести этих ослолюбов с ножами. Но, если ко второму, то велкам в мини-Катастрофу наших дней; мы боремся, но это, скорее, похоже на конвульсивные, и недостаточные, подёргивания антилопы, в горло которой все глубже вонзает клыки хищник. Он хочет есть и готов ждать, а у антилопы всё меньше крови и воздуха.
Катастрофа — это не только разовая апатия миллионов, это здесь и сейчас. Хоть и масштабы, — дай то Бог! — иные.
Историко-этнографический выпуск номер два.
Обычаи Пурима в разных общинах.
Во время чтения Свитка в городке Мекнес (Марокко), когда чтец доходил до момента повешенья Амана, он делал паузу, брал ремешок, которым весь год Свиток был подвязан, и завязывал его на одном из столбиков, что вокруг бимы.
Порой к пуримскому застолью автора «Минхас Элозор» из Мункача(?) заявлялись и неевреи, танцуя и играя на музыкальных инструментах. Он одарял их деньгами, а домашним считал необходимым всякий раз объяснить, что это как козёл отпущения.
В Чернобыле за пуримским столом нарезали большую халу вдоль. А были места, где двое хватались за халу и раздирали ее; память о том, как пророк Шмуэль поступил с Агагом.
Рабби Хаим Паладжи рекомендует раздобыть к Пуриму две ветки мирта, чтобы благословить на их запах. Ибо Эстер звалась Адасса, и Мордехай, как праведник, подобен мирту.
А бельзе реббе, будучи в гетто, велел своему хассиду сготовить два вида рыбы к Пуриму. Почему, — неизвестно.
Рабби Элимейлех Сегаль-Лави имел особую пару тфилинн специально для чтения Свитка Эстер. Они были огромны.
Автор «Коль арье» целовал «мишлоах» перед вручением.
В трактате «Софрим», 14:18, приведен обычай читать Свиток на исходе первой и второй суббот адара. И было несколько общин, делающих так.
Также известна мне одна община (автора «Хакаль Ицхак»), где читали (без брахи) Свиток и в Шушан Пурим. Был также обычай в некоторых местах делать полноценную трапезу в этот день, а об одном из адмуров Комарно известно, что он в молитве (בלחש) упоминал и в этот день על הניסים.
Сын «святого раввина из Апты», рав Йосеф-Мойше, собрался в дорогу по делам в Яссы, и, как водится, пришёл к своему учителю получить благословение. Учитель — «маггид миКожниц» (как правильно все эти названия на карте звучат, не знаю, да и не суть, право же). В процессе неспешной беседы спросил маггид рав Йосефа-Мойше: «Ты много времени проводишь в пути, наверняка случалось тебе встретить по дороге пешего путника, который просил взять его с собой на телегу. Как поступаешь ты в таком случае?» «Как же не помочь человеку? Всегда я велю моим сопровождающим усадить такого на телегу!» — ответствовал тот.
«А если встретится тебе в пути», — продолжил маггид: «Путник на костылях? Позволишь ли ему занять место на твоей телеге?» «Тем более!» — ответил рав Йосеф-Мойше: «Ведь такой человек нуждается в моей помощи в большей степени!»
«А я вот иначе разумею», — задумчиво сказал маггид: «То ли дело обычный путник, он полагается на свои ноги, и, если встретится ему телега, хозяева которой будут готовы подвезти его, тем лучше, а нет, — и сам дойдет. Но тот, кто с трудом передвигается, с какой стати выйдет в путь, если самому ему не дойти, а рассчитывать на то, что кто-то его подвезёт, опрометчиво? Что-то здесь не то с таким путником; сдается мне, не хромый он, а лишь выдает себя за такого!» Маггид благословил посетителя и попрощался с ним, рав Йосеф-Мойше, малость озадаченный таким поворотом стандартной, в общем-то, беседы, отправился отдавать последние распоряжения перед дорогой.
Выехали с богом, помолясь, едут, едут по тракту, свернули на дорогу поменьше, через леса-через поля, рав Мойше-Йосеф задремал от дорожной трясучки, только его верные помощники бдят, на лошадей прикрикивают, по сторонам посматривают. Глянь, шкандыбает по лесной дороге калека на двух костылях, справно идёт, хоть и медленно. По инерции миновали его, а он, как телега с ним поравнялась, загундосил жалобно, проситься на телегу начал. Ну, дело не редкое, воля их начальника известна: путников подвозить, милосердными быть к нужде другого. Начали тормозить коней, встали, ждут, пока калечный доковыляет до повозки.
Рав Йосеф-Мойше почувствовал сквозь сон, что встали, пробудился, поинтересовался причиной. Ему обстоятельно докладают, так, мол, и так, калека убогий молит о подвозке, стоим ждём, когда подойдет, чтобы подобрать беднягу.
Сон враз покинул раввина, вспомнил странную беседу с маггидом! Закричал хриплым от волненья голосом кучеру: «Не стой! ГОНИ!» И даже, против своего обыкновения не подымать руку на человеков, хлопнул того по спине. Кучер исполнять приказы привычный, чмокнул, возжи тряхнул, «н-но, залётныя!», двинулись лошадки, поехала телега. А калека уже близко, увидел, что хотят его благодетели уехать, кричит, молит погодить! сам быстрее костыли передвигает, торопится. А рав Йосеф-Мойше, завидя это, еще пуще возницу понукает, уж и остальные сопровождающие страхом хозяйским прониклись, присоединились к его окрикам. Лошадки понесли с испугу, и тут калека преобразился. Поднял костыли, подобрался как-то, обнаружил звериную мощь движений, даже зарычал как-будто, и припустил с резвостью небывалой за телегой! Тут уж лошади показали, что не зря их отборным овсом кормили давеча! закусив удила, помчались во весь дух!
Увидел зверечеловек, разбойник лесной, лиходей-душегуб, что не догнать ему телегу, размахнулся и метнул один костыль вослед! И с такой силой небывалой, что пробил костыль заднюю стенку повозки наскрозь! Слава богу, никто не пострадал. Слава богу, был рав Йосеф-Мойше предупреждён заблаговременно святым маггидом. Слава богу, намотал на ус и вспомнил вовремя. Слава богу, тут и истории конец. Хорошего дня!
Сама мысль, что «а ведь французы должны были бы тоже сделать фоном аватарок израильский флаг / скорбеть о наших жертвах / поддержать Израиль в борьбе с международным терроризмом», глупа неимоверно. И не потому, что французы антисемиты / лицемеры / идиоты / чванливые. Просто надо уже понять, что у нас с народами мира разные задачи, разные приоритеты, разные лиги, разные стандарты добра и зла. Причём, легитимные. Им до нас нет дела? Мы для французов — кучка мерзких выскочек, из-за которых мусульмане не в себе? Легитимно! А что можно ожидать от народа, который первым начертал на стягах безбожие, как мировоззрение на государственном уровне? Это их образ мыслей, их кредо. Всё путём. Зачем требовать от ребёнка бежать марафон?
Для тех, кто не читает на иврите или же просто не заглядывает в израильский сектор ФБ.
На днях арабская «Бней Сахнин» играла с еврейской командой «Бейтар». Счет три-один в нашу(?) пользу, но это ерунда, я о другом. Во время матча между такими командами всегда есть большая напряженность на национальной почве. В частности, после этого матча была жестокая драка между болельщиками с применением молотков! Так вот. Во время матча болельщики «Бейтара», в рамках именно национально окрашенного, как говорилось, противостояния, развернули на своих трибунах флаг государства Израиль. На территории которого, собственно, и происходила игра, и гражданами которого являлись все сидящие на трибунах и бегающие по полю. Арабские болельщики развернули флаг несуществующего палестинского (термин также искусственный) государства. Напряженность нарастала. Полиции пришлось вмешаться и отнять флаги… у евреев. Арабские стяги не тронули. Просто потому что страшно: от арабов ведь может и ответка прилететь. А у своих не страшно. И вообще, главное чтоб тихо было.
В заключение хочу сказать, что затем израильские флаги валялись бесформенной кучей между полицейскими машинами и забором. Как куча тряпок.
Мне кажется, даже комментировать не нужно.
10 удивительных фактов, связанных с Исходом из Египта
1. Море расступилось перед евреями в виде двенадцати проходов: отдельная дорога для каждого колена израилевого. И проходы эти выглядели сверху, как полукруги, ведущие на тот же берег, только в отдалении от места входа. А не на другой берег, как любят изображать художники.
2. Первенцы, видя (или зная?), что близится их час, организовались и выступили против своих отцов, пытаясь заставить тех отпустить евреев. Первая известная нам гражданская война была.
3. Когда настал черед диких животных терзать египтян, все возможные животные пришли в Египет. И даже «идони», который, по сути, был стационарным существом, питающимся из недр земли посредством этакого «зонда». …Это как если бы среди пришедших были бы также цветы‑хищники!
4. Пребывание в пустыне, безусловно, было тяжким испытанием для бывших рабов. Говоря современным языком, они испытывали сильнейший стресс. Как результат, имели место раздоры в семьях между супругами. Если бы не «миротворческая» деятельность Аарона, в стане евреев состоялось бы несколько тысяч(!) разводов.
5. Есть мнение, что Датан и Авирам опоздали к переходу меж расступившихся вод моря, и ради них море расступилось еще раз! То есть «рассечений моря» было два!
6. Достаточно известен тот факт, что четыре пятых нашего народа умерли в Египте перед Исходом. Они не были готовы к таким переменам в жизни, но не понимали, что им не дали возможность выбирать: путь был только один — к Синайской горе. Однако намного менее известно мнение, по которому покинуть пределы Египта удостоился лишь один из пятидесяти!
7. Многие знают, что «манна небесная» могла иметь тот вкус, который хотел бы ощутить тот, кто ее ел. Но в Талмуде есть и мнение, что не только вкус менялся, а сама фактура становилась соответствующей вкусу. Так, к примеру, захотевший почувствовать в манне вкус апельсина, не только ощущал вкус этого цитрусового, но и мякоть апельсина! В Талмуде также написано, что каждая «пайка» манны раздувалась невообразимо (ок. 30 метров!), становясь видной не только тому, кому она была предназначена, но и на десятки миль вокруг.
8. Казнь вшами не прошла мимо евреев: и на них было полно вшей, только разница заключалась в том, что евреев вши не кусали. Само их присутствие было бы, тем не менее, тоже ужасным, но осознание того, зачем и почему они появились, компенсировало неудобство.
9. И наоборот: казнь градом миновала тех египтян, что жили в земле Гошен по соседству с евреями.
10. Изобретатель кирпича и инициатор строительства Вавилонской Башни — второй сын Хама, внук Ноаха. — Мицраим. Он же был тем, кто первый привнес в рабство мотив угнетения, истязания рабством. И он был тем, кто основал Египет.
ПАМЯТКА к ПУРИМУ
Все законы Пурима можно разделить на четыре части: чтение «Свитка Эстер», подарок другу, подарки бедным, и, наконец, праздничная трапеза с нетипичным, скажем так, для верующего еврея количеством вина.
а. Чтение «Свитка Эстер».
«Мужи Великого Собрания» (среди которых на тот момент было и несколько пророков) постановили читать «Свиток Эстер» (непосредственно перед этим написанный) в Пурим. Когда именно? Как и большинство заповедей, — днем. Мудрецы более поздних поколений добавили к обязанности дневного чтения также и вечерние чтение «Свитка Эстер». Поэтому тот, кто, в силу обстоятельств, вынужден пропустить одно из двух прочтений Свитка в синагоге, должен предпочесть утреннее чтение вечернему. Само собой, надо приложить усилия, чтобы прочесть Свиток также и вечером, хотя бы и в одиночку, хотя бы из книги, если нет возможности воспользоваться кошерным свитком.
Почему было необходимо канонизировать чтение «Свитка Эстер», а не ограничиться рассказом чудес, описанных в нем, за праздничным застольем? ведь в Песах не читают в синагоге все, что написано в Торе о выходе из Египта, и это не смотря на то, что чудеса, сопровождавшие Исход, были, безусловно, более впечатляющими? Потому, что события Пурима — суть есть чудесное спасение евреев от физического уничтожения, в отличие от событий Исхода, когда основной акцент приходился на избавление евреев от ига рабства.
Если так, почему молитва в Пурим не включает в себя также и Аллель (избранные псалмы, произнесение которых предваряется и завершается специальными благословениями, и произносимые в особенные, торжественные, для нашего народа дни)? Один из ответов, которые предлагает Талмуд на этот вопрос, таков: само чтение «Свитка Эстер» и является Аллелем! Что может быть лучше: и благодарение Всевышн‑му и описание причины благодарения, и все в одном тексте! (Один из комментаторов Талмуда — Меири — пришел к заключению, что, по этому объяснению Талмуда, тот, у кого нет возможности прочесть или послушать чтение «Свитка Эстер», обязан читать Аллель в Пурим!)
Однако этот ответ явно не был взят за основу автором «Шульхан Арух» — рабби Йосеф Каро. Так, например, этот основополагающий свод законов разрешает сидеть во время чтения «Свитка Эстер» (во всяком случае, тогда, когда сам чтец сидит), в то время как произнесение Аллеля предписывается им совершать именно стоя. Также (первое) чтение Свитка ночью не сходится с законом, гласящим, что Аллель не произносят в ночное время. И действительно, не этот, а другой ответ Талмуда на вышеприведенный вопрос был принят за основу Шульхан Арухом: в Пурим не произносят Аллель, т.к. избавление евреев тогда не было законченным. Евреи, вышедшие из Египта, стали абсолютно свободными. Однако там, в Вавилоне, евреи, избавившись от губителей своих, по‑прежнему остались под властью Ахашвероша‑царя, остались рабами.
Все законы, связанные с заповедью чтения Свитка, можно, в общем‑то, выразить одним предложением: нужно внимательно слушать чтеца, не разговаривать, пока не отзвучит благословение после чтения «Свитка Эстер», и… всё. Есть еще несколько предложений, которые произносят все присутствующие, а затем уже сам чтец зачитывает их из Свитка. Т.е. важно об этом знать, и не вздрагивать, когда стоящие вокруг и внимательно слушающие люди вдруг «оживают» и начинают что‑то активно произносить. Не имеющим возможности присоединиться к этому «скандированию» нужно лишь дождаться, когда снова зазвучит голос чтеца.
Большинство же законов касается различных «аварий», могущих иметь место во время чтения. Если прослушали слово‑другое, быстро читайте их и те, что после них, пока не нагоните чтеца. В случае сомнения, — пропустили ли? — в вечернем чтении можно продолжать слушать, днем — желательно поступить как сказано выше. Случайно проговорились во время чтения (например: «Да угомоните вы своего мальчишку! Совсем уже оглушил своей трещеткой!!!»), — если все‑таки при этом вы слышали чтение Свитка, — можете продолжать слушать (но в дальнейшем постарайтесь ограничиться гневными взглядами, не разговаривая).
б. Подарок другу.
Из того факта, что изложение законов «Подарка другу» предшествует изложению законов о «Подарках бедным», сразу можно заключить, что данная заповедь выполняется первой. Пришли утром из синагоги, прежде всего занимаемся этим. Берем в руки уже приготовленные, красиво упакованные подарки и… Что дарить? Сейчас объясним.
Основная причина установления этой заповеди нашими мудрецами — желание приумножить мир и согласие в среде евреев. Ведь в этот чудесный праздник сердца людей веселы и расположены к дружбе, приязни, и даже прощению обид. Еврей получает подарки от соседа, друга, близкого, и его расположение к ним усиливается вдвойне. Правда здорово?! Ну, а теперь сами ответьте: способствуют ли укреплению дружеских чувств банка шпрот и бутылка «Пепси» в качестве подарка? То‑то и оно. Чтобы подарок добился своей цели, он, как правило, должен выглядеть ПРЕДСТАВИТЕЛЬНО. Он обязательно должен состоять из двух единиц чего‑либо съедобного (само собой, кошерные продукты). В идеале, и то и другое (и уж как минимум одно из двоих) должно быть едой, а не питьем. Два салата, два вида мяса (например, паштет и стейк или мясной рулет), и т.п. Упаковки приправ, горчицы, кетчупа также годятся (если прилично выглядят).
Само собой, невозможно выполнить эту заповедь, оставшись инкогнито для получателя: к кому он должен питать теплые чувства, собственно?! Иногда поэтому стоит поспешить, — находящийся не в слишком тесном знакомстве с вами получатель, выпив, как полагается в Пурим, может просто не вспомнить, — кто же такой этот Рабинович, от которого он получил подарок.
Многие посылают в подарок сласти, и все бы было хорошо, если бы не еще одно дополнительное объяснение причины установления этой заповеди: чтобы у всех евреев в Праздник было что кушать за праздничным столом. Сами понимаете, шоколад для этого не подходит. Шоколад в подарок круглый год, — да! Шоколад в «Подарок другу» — нет!
В книгах обсуждается, насколько необходимо именно посылать подарок с нарочным (в ливрее и с буклями, чтобы представительнее было), или самолично тоже допускается поднесение оного? Все лучше, чем это сделает собственный сынишка, которого, чтобы уже прекратил мешаться под ногами, услали «на дело». Реально, зависит от обстоятельств: если другу будет приятнее лицезреть вас (а не вашего отпрыска «в изгнании») лично, — несите сами. Если ему всё равно,… отнесите подарок кому‑нибудь другому (шутка!). Понятно, что если ваш бюджет на Пурим позволяет это, лучше дать побольше на бедняков, чем рассылать многочисленные подарки друзьям.
в. Подарки бедным.
Заповедь помощи беднякам — не прерогатива Пурима. В течение всего года каждый еврей обязан помогать нуждающимся, и это — заповедь из Торы. Но, если в течение всего года я, просидев весь день дома и не потратив ни гроша на милостыню, не нарушил тем самым волю Всевышн‑го, так как заповедь цдаки не носит перманентный характер, то в Пурим, не отчислив энную сумму на цдаку, я на деле манкировал той обязанностью, которую возложили на меня наши мудрецы: обязательно оказать финансовую помощь бедным в этот день. Суть этого постановления ясна: мудрецы радели о том, чтобы каждый еврей в Пурим располагал средствами, достаточными для покупки всего необходимого на праздничную трапезу.
Вопрос в том, — обязали ли меня «взять шефство» над теми бедняками, которым я собираюсь дать цдаку, и, значит, сумма отчисления должна быть достаточной для покупки каждым из них хотя бы минимального количества продуктов на трапезу, или же всё, что я обязан, это только участвовать в накоплении данной суммы, и, даже «раскошелясь» на пять агорот «на брата», тем самым выполнить заповедь мудрецов? Мнения законоучителей по этому поводу разделились. На деле, тот, кто стеснен в средствах, может положиться на облегчающее мнение. Однако, желание послать подарки как можно большему количеству друзей, само собой, не является оправданием «сокращения дотаций» на приличные «Подарки бедным», ведь, как уже говорилось, по букве закона достаточно послать подарки лишь одному другу!
Вопрос: если деньги, предназначенные беднякам, должны помочь им приобрести все необходимое для трапезы, значит необходимо, как можно раньше эти деньги им переправить, так? Ответ: в наше время, время электричества, за которое надо платить, время всеобщей телефонизации и водопровода, за которые опять же надо платить, люди, даже бедные, в большинстве случаев имеют кусок хлеба и, даже, что на этот хлеб положить. Особенно в праздничные дни. Так что мы со своими пожертвованиями не задерживаем, как правило, их поход в магазин. Уже всё, что могли, купили и накрыли. Наши деньги обрадуют их в этот день, в который так важно всем быть радостными, — ведь с их помощью они смогут вовремя оплатить электричество и т.п.! Но. Это уже не так срочно, чтобы спозаранку заботиться о скорейшей доставке пожертвований на квартиру бедняку‑получателю. Помните, выше уже было сказано: заповедь «Подарки другу» выполняется первой! Можно и до Пурима передать необходимые суммы тому, кто переправит деньги адресату непосредственно в праздник. Собственно, это то, что происходит и с нашими «половинками шекеля», опущенными в кружку для собирания пожертвований на «Подарки бедным» еще в Пост Эстер, за день до Пурима. Деньги должны попасть к беднякам, чтобы те распорядились ими по своему усмотрению. Выплатой их долгов не выполняется эта заповедь.
Если вдруг так получилось, что вы находитесь там, где просто нет бедняков‑евреев, нужно отложить искомую сумму, и сделать так, чтобы те, к кому эти деньги в конце концов должны попасть, узнали бы об этом отчислении в их пользу сегодня же: это их обрадует.
г. Праздничная трапеза.
Трапеза должна быть «царской». Хлеб не обязателен, однако вина понадобится много. Женщины и те из мужчин, кто не уверен, что НЕ станет дебоширить, когда напьется, довольствуются одной рюмкой и натуральными соками. Всем остальным — «Лехайим!»