Берл Лазар
Колонка главного раввина
kids

Во все времена считалось, что воспитывать детей надо строго. Но при этом, чем больше общество развивалось, тем больше изменялось понимание того, что значит «строго».

Три тысячи лет назад мудрый царь Соломон написал: «Кто жалеет розги, ненавидит сына, а кто его любит, тот с детства наставляет». В старые времена это понималось как разрешение физических наказаний. Но постепенно человечество развивается – и мудрецы следующих поколений обратили внимание на то, что царь Соломон призывает вовсе не бить детей, а «наставлять» их – то есть, действовать в первую очередь убеждением. Наши ведущие законоучители объясняют, что «розга» должна присутствовать не как орудие для нанесения побоев, а как принцип: ребенок должен знать, что за плохим поступком неизбежно последует наказание. Но наказаний бывает очень много видов – и надо прилагать все усилия, чтобы не доводить дело до применения физической силы. Ребенок по определению слабее взрослых, он не может сопротивляться: но тем более физическое насилие со стороны родителей может травмировать его психику, и тогда конечный результат будет негативным, ребенок затаит зло в душе.

У взрослых есть множество средств наказания, не связанных с насилием. Наши мудрецы советуют прежде использовать все виды убеждения и увещевания. Ребенок – разумное существо, и душа у него, как у всех людей, устремлена к добру, потому что душу человеку даровал Б-г – высшее воплощение доброты и любви. Мы исходим из того, что, если ребенок плохо себя ведет, он поступает так по недомыслию, потому что он, по недостатку жизненного опыта, не всегда может сам понять, к каким результатам приведут его поступки. Поэтому сначала надо с ним поговорить, объяснить, в чем он неправ, и как надо исправить ошибку. Если делать это с любовью – ребенок почти наверняка тоже ответит любовью, и впредь будет поступать так, как ему посоветовали родители. И только в самом крайнем случае – если ребенок, что называется, «уперся» и поступает откровенно назло – только тут необходимо действительно наказать.

Как учат наши мудрецы: «Правая рука приближает, левая отталкивает» – то есть, сначала надо сделать все, чтобы приблизить ребенка и добиться от него правильных поступков с помощью любви, и только если это не помогает, можно его «оттолкнуть». Правая рука у большинства людей более сильная – то есть, «приближать» в любом случае надо гораздо более активно, чем «отталкивать». Мы стараемся так воспитывать наших детей вот уже на протяжении многих поколений – и опыт показывает, что это самая эффективная линия.

Сейчас иногда приходится слышать такие заявления, что дети, дескать, «распустились» и перестали слушаться. На самом деле, дети всегда берут с кого-то пример. Прежде всего, они получают пример в семье и в школе. Если эти примеры хорошие – и дети будут вести себя правильно.

К сожалению, сегодня мы видим, что хороший пример подается далеко не всегда. В том числе со стороны родителей. Достоянием общественности становятся десятки случаев, когда родители издеваются над детьми, избивают их, ведут себя, как садисты. Настоящие родители всегда готовы сделать все для того, чтобы их детям жилось как можно лучше: этому нас учат и Святые книги, и традиционная мораль, и история всех наших народов! Так что обязанность законодателя – если хотите, его моральный долг! – прежде всего, защитить детей, их интересы, их психику. Ведь это наше будущее: какими они вырастут, такой будет и наша страна».

Поделиться
Отправить

6 июля 2016, 14:10

В понедельник, 4 июля президент России Владимир Путин подписал закон, который устанавливает уголовную ответственность за использование физической силы в воспитании детей. Главный раввин России Берл Лазар прокомментировал принятие нового закона. В обращении раввина говорится:

«Во все времена считалось, что воспитывать детей надо строго. Но при этом, чем больше общество развивалось, тем больше изменялось понимание того, что значит «строго».

Три тысячи лет назад мудрый царь Соломон написал: «Кто жалеет розги, ненавидит сына, а кто его любит, тот с детства наставляет». В старые времена это понималось как разрешение физических наказаний. Но постепенно человечество развивается — и мудрецы следующих поколений обратили внимание на то, что царь Соломон призывает вовсе не бить детей, а «наставлять» их — то есть, действовать в первую очередь убеждением. Наши ведущие законоучители объясняют, что «розга» должна присутствовать не как орудие для нанесения побоев, а как принцип: ребенок должен знать, что за плохим поступком неизбежно последует наказание. Но наказаний бывает очень много видов — и надо прилагать все усилия, чтобы не доводить дело до применения физической силы. Ребенок по определению слабее взрослых, он не может сопротивляться: но тем более физическое насилие со стороны родителей может травмировать его психику, и тогда конечный результат будет негативным, ребенок затаит зло в душе.

У взрослых есть множество средств наказания, не связанных с насилием. Наши мудрецы советуют прежде использовать все виды убеждения и увещевания. Ребенок — разумное существо, и душа у него, как у всех людей, устремлена к добру, потому что душу человеку даровал Б‑г — высшее воплощение доброты и любви. Мы исходим из того, что, если ребенок плохо себя ведет, он поступает так по недомыслию, потому что он, по недостатку жизненного опыта, не всегда может сам понять, к каким результатам приведут его поступки. Поэтому сначала надо с ним поговорить, объяснить, в чем он неправ, и как надо исправить ошибку. Если делать это с любовью — ребенок почти наверняка тоже ответит любовью, и впредь будет поступать так, как ему посоветовали родители. И только в самом крайнем случае — если ребенок, что называется, «уперся» и поступает откровенно назло — только тут необходимо действительно наказать.

Как учат наши мудрецы: «Правая рука приближает, левая отталкивает» — то есть, сначала надо сделать все, чтобы приблизить ребенка и добиться от него правильных поступков с помощью любви, и только если это не помогает, можно его «оттолкнуть». Правая рука у большинства людей более сильная — то есть, «приближать» в любом случае надо гораздо более активно, чем «отталкивать». Мы стараемся так воспитывать наших детей вот уже на протяжении многих поколений — и опыт показывает, что это самая эффективная линия.

Сейчас иногда приходится слышать такие заявления, что дети, дескать, «распустились» и перестали слушаться. На самом деле, дети всегда берут с кого‑то пример. Прежде всего, они получают пример в семье и в школе. Если эти примеры хорошие — и дети будут вести себя правильно.

К сожалению, сегодня мы видим, что хороший пример подается далеко не всегда. В том числе со стороны родителей. Достоянием общественности становятся десятки случаев, когда родители издеваются над детьми, избивают их, ведут себя, как садисты. Настоящие родители всегда готовы сделать все для того, чтобы их детям жилось как можно лучше: этому нас учат и Святые книги, и традиционная мораль, и история всех наших народов! Так что обязанность законодателя — если хотите, его моральный долг! — прежде всего, защитить детей, их интересы, их психику. Ведь это наше будущее: какими они вырастут, такой будет и наша страна».

Поделиться
Отправить
wiesel

С чувством огромной печали я воспринял весть о кончине Эли Визеля – праведника, Нобелевского лауреата, просто замечательного человека. Соболезную его вдове, его родным и близким; соболезную всему нашему народу – ведь уход такого уникального человека это потеря для всех евреев.

Мне повезло в жизни – я не просто был знаком с Эли Визелем, но и получил от него много мудрых советов, научился от него многим полезным вещам в жизни. Каждое объяснение, каждая рекомендация, которую он мне давал, дышали глубокой мудростью. И это не только потому, что он был так талантлив; не только потому, что ему довелось стоять в самом центре еврейской истории ХХ века – быть свидетелем сначала процветания европейского еврейства, потом страшной трагедии Холокоста, потом начала новой жизни за океаном…

Главное достоинство скрывалось в его душе. Эли Визель всегда и везде ставил во главу угла моральные ценности. Он всегда с уважением относился к любому собеседнику. Он обладал способностью сразу давать точную и справедливую оценку всего происходящего вокруг.

Однажды мне довелось отметить с ним шабат. Это был особый день, Эли справлял тогда йорцайт по своему отцу. Сначала он попросил собрать миньян, чтобы иметь возможность прочесть кадиш, а потом мы все вместе приступили к субботним торжествам. И под конец этого шабата он сказал мне: «Очень многие люди собирают разные вещи – кто марки, кто монеты или картины. А я коллекционирую шабаты – особые шабаты, память о которых всегда остается со мной».

Тут я в очередной раз понял, какой это уникальный человек. Ведь время проходит, всё забывается, люди собирают материальные предметы, чтобы сохранить какую-то память о прошлом – а Эли решил собирать непосредственно время! И не просто время, а именно те моменты, когда раскрываются самые искренние чувства, проявляется самая высокая духовность!

Я уверен, что человек, обладавший такой богатой душой, собравший за свою долгую жизнь такую огромную коллекцию добрых дел, непременно воссядет среди праведных на небесах. Уверен, что Эли Визель будет достойным просителем за свой народ перед Б-гом, чтобы трагедии, свидетелем которых он был, никогда больше не повторились

Поделиться
Отправить

30 июня 2016, 15:00

Свет в Жироне

На днях я побывал на открытии синагоги в Жироне. Тут интересная история: евреев из этого каталонского города изгнали еще даже до Инквизиции: 700 лет назад вспыхнула эпидемия чумы, власти, как водится, обвинили евреев в распространении болезни и изгнали их из города. А сейчас евреи из нашей московской общины летают туда на летний отдых. И один из них, всем известный и уважаемый Вячеслав Аминов, предложил восстановить в городе синагогу.

В Средние века Жирона была важным центром еврейской жизни — там, между прочим, жил Рамбан, до сих пор на одной из улиц стоит его дом, превращенный в музей. В этом музее я был несколько лет назад на конференции. Помню, иду по улице, вижу старое здание, а в дверной притолоке до сих пор сохранилась дырка от прибитой некогда мезузы! Семь веков прошло, а след остался…

И вот сейчас приезжаю в город вновь, наши евреи ведут меня в здание, которое арендовано под синагогу, — и что же я вижу?! Это соседний дом с тем, где до сих пор виден след от мезузы на двери! Нет, думаю, таких совпадений не бывает: что меня здесь ждет?

Вхожу в дом — и сразу такое чувство, что когда‑то в этих стенах протекала еврейская жизнь. И не просто еврейская жизнь — в конце концов, если на соседнем доме была прибита мезуза, логично предположить, что здесь тоже могли жить евреи, — но жизнь интенсивная, духовная, здесь учили Тору и, может быть, даже писали к ней комментарии… Разумеется, доказательств у меня нет, внутри дом десятки раз перестраивался, сейчас там вообще всё современное, — но эта особая еврейская аура ощущалась с каждой минутой все более явственно.

Сначала я спросил у наших евреев, что им известно о доме: оказалось, только то, что рассказывают местные жители, а они о еврейской Жироне еще в Средние века позабыли. Но потом приехал раввин из Барселоны, — тоже для участия в открытии синагоги, — и сообщил, что в этом доме в стародавние времена жил отец знаменитого испанского раввина Бааль а‑Маора!

Бааль а‑Маор — «владыка светила», или «владыка сияния», на нашем святом языке…

Как раз на этой неделе мы читаем в Торе о том, как Б‑г дал заповедь Аарону зажигать в Храме менору. В мидраше мы находим такое пояснение: когда евреи поставили первое святилище, еще в пустыне, в его возведении принимал участие весь народ, а Аарону дела не нашлось. И тогда Б‑г возложил на него самое главное: зажечь менору. А почему же это дело самое главное — важнее, чем жертвоприношения, воскурения и все остальное, что делалось в Храме? Потому что главная задача, которую Г‑сподь возложил на нас в этом мире, — добавлять света, нести его туда, где господствует тьма.

И вот я стоял в доме, где в незапамятные времена жил отец раввина «Владыки сияния». Потом на протяжении веков там царила тьма. А теперь свет пришел вновь — открылась синагога! И, что особенно приятно всем нам, свет этот принесли именно евреи из России. Сколько лет им самим приходилось жить во мраке, когда безбожная власть запрещала учить Тору и соблюдать заповеди! А теперь — всего какая‑то четверть века прошла с тех пор, как еврейская жизнь вышла из‑под запрета, — и российские евреи уже сами стали «баалей а‑маор» — несут свет в другие земли, в дальние страны…

Поделиться
Отправить
euthanasia_1

С точки зрения еврейской этики эвтаназия это обычное убийство. Мы верим, что человек получает жизнь от Б-га, чтобы выполнить какую-то миссию. При этом даже не каждый человек знает, какая конкретно миссия возложена на него – но, пока она не реализована в полной мере, человек живет. Только когда задание выполнено, Б-г призывает нас к Себе.

В рамках этой логики мы категорически отвергаем самоубийство – и тем более убийство, даже с согласия или по желанию самой жертвы. Что же касается ситуации, когда врачей наказывают за отказ совершить такое убийство – это не просто абсурд, а цинизм, противоречащий всем нормам человеческой морали.
Сторонники эвтаназии утверждают, что ими движут гуманные соображения – якобы, они хотят только прекратить страдания неизлечимо больного человека. Но этот довод не выдерживает критики – хотя бы потому, что никто не может со стопроцентной уверенностью сказать, что болезнь неизлечима. Она может считаться неизлечимой сегодня – а завтра придет ученый, который найдет способ ее излечить! Точно так же несостоятелен довод о «прекращении страданий»: если следовать этой логике, то лучшее средство от головной боли, это отрубить голову!

Короче – если отбросить словесную шелуху, единственные содержание эвтаназии в том, что какие-то люди считают, что у них есть право отнять жизнь у другого человека. «Право» убивать. Это квинтэссенция антигуманности! Не случайно единственным государством, где в ХХ веке узаконили эвтаназию, была нацистская Германия

Поделиться
Отправить

Выбор редакции