Борух Горин

Грех дезертирства

28 июня 2019, 12:15

В недельной главе рассказывается о «грехе разведчиков». Посланные Моисеем в Кнаан, чтобы проверить и доложить о состоянии дел там, они проверили и доложили: «Земля эта хороша весьма-весьма», но не взять ее. Не влезай! Убьет!

Алтер Ребе в «Ликутей Тора» объясняет это странное повторение «весьма-весьма» — они понимали, что Святая Земля преисполнена святости, и боялись, что этот повышенный фон Божественной энергии их убьет.

Были, по-своему, правы — история знала и знает прецеденты аварий такого толка. Но плох тот боец, который, изучив опасность, дезертировал, вместо того, чтобы составить соответствующий план победного наступления.

Мы можем, из лучших побуждений, избегать соприкосновения с материей. Так безопаснее. Но это будет дезертирством. В пустыне всё стабильно, однако из нее всегда надо выходить в мир. И делать его домом Божьим. Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

Компрометирующий факт

21 июня 2019, 14:06

В нашей главе сыны Израиля получают заповедь принесения Песаха, пасхальной жертвы «во второй год» выхода из Египта. Хронологически эта заповедь была дана до всех событий, описанных ранее в этой книге Пятикнижия, и Раши объясняет, почему ее задвинуло повествование «на потом» — чтобы не обращать внимание на тот компрометирующий факт, что за все время пребывания в пустыне евреи принесли всего одну пасхальную жертву.

Однако сам же Раши в другом месте комментирует, что вообще-то приносить пасхальную жертву следовало только после вхождения в Землю Израиля, так что «во второй год» было нечто исключительное и одноразовое. Но тогда в чем же «компромат»?

Ребе предлагает замечательный ответ. Нет сомнений, что в пустыне не было обязанности приносить Песах, кроме этого исключительного «второго года». Но и на этот раз не все смогли исполнить уникальную заповедь. И далее Тора нам расскажет, что они с этим не смирились. «Почему мы должны быть лишены?» — заявили они Моше. Да, был форс-мажор. Да, «вынужденность Бог прощает», но «почему мы должны быть лишены?» Заповедь это не только обязанность, но и великий дар Божий человеку. И Бог согласился с их логикой, введя дополнительную возможность Песаха — Песах шени, через месяц после основного, для тех, кто был в пути или в состоянии ритуальной нечистоты в первый Песах.

И следовало бы ожидать, что на следующий год народ опять не согласится так просто с лишением себя этого дара, Божьей заповеди. Что станут просить разрешить принести благодарственную жертву за выход из рабства египетского. Но запросов не поступило, и это компрометирующий факт.

Этот комментарий очень важен для понимания правильного подхода к исполнению заповедей Божьих. Можно быть смиренным рабом Божьим, и это великая ступень. Но намного выше ступень сына, исполняющего волю Отца — с радостью и воодушевлением. Что называется, забегая все дороги.

Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

Случай Кайла Кашува

21 июня 2019, 11:08

Следите ли вы за историей Кайла Кашува?

Кашув был среди подростков во время очередной американской школьной бойни — в Парклэнде. Полтора года назад. Тогда многие в очередной раз призвали к ограничению ношения оружия, но Кайл, наоборот, стал активным защитником Второй поправки. Так уж получилось, что это часть вообще правой идеологии. То есть — не все защитники права на ношение ультраправые, но все ультраправые активно за.

Вот и у 16-летнего Кайла это было частью идеологии. А дальше весь набор — убивать н-геров, мочить ж-дов.

В общем, моральный кодекс белого супрематиста в США. Но, — какая неожиданность! — Кайл еврей, а его родители эмигрировали до его рождения из Израиля. Бывает.

А вот сейчас 18-летнего Кайла сначала приняли в Гарвард, а потом из-за найденных записей в социальных сетях двухлетней давности университет отменил это решение.

Ах да — Кайл ещё и горячий сторонник Трампа, и, похоже, именно поэтому Гарвард активно изучал его записи.

Очень многие евреи парня активно поддерживают. Мол, это левацкий террор, дайте Кайлу шанс.

А я вот не знаю — по-моему, типичный случай отношений жабы с гадюкой.

Поделиться
Отправить

Тайна ковчега

14 июня 2019, 17:24

В недельной главе рассказывается, кто и как переносил в пустыне Святилище. 42 перехода с места на место. Собрать, а потом разобрать довольно монументальное сооружение. И, главное, нести его с собой. Частично — на себе. Ковчег, менора и жертвенник.

Зачем? К чему эти мучения? 40 лет в пустыне — шумною толпой.

Наши учителя находили в этом парадигму существования еврейского народа, народа-скитальца. В этих бесконечных скитаниях был смысл и была тайна. Тайна ковчега. Тора должна осветить весь мир. С этим ковчегом на плечах евреи должны были распространиться «на запад, восток, север и юг». Это — смысл. И это тайна существования — Тора сберегла еврейский народ.

Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

Такая вот арифметика

7 июня 2019, 12:12

Четвертая книга Торы, которую мы начали читать на этой неделе, в талмудической традиции называется “Книгой чисел”, из-за переписей, о которых в ней рассказывается. И уже в самом начале, в первой главе книги, Раши объясняет смысл этих подсчетов: “Постоянно пересчитывает их [сынов Израиля] из-за Своей любви к ним. Он уже сосчитал их, когда они вышли из Египта . Когда же [многие из них] умерли [из-за поклонения золотому] тельцу, Он вновь сосчитал их, чтобы знали число оставшихся [в живых]. [А теперь], когда Он пожелал, чтобы Шхина пребывала с ними, [Он снова] сосчитал их. В первый [день месяца] Нисан было сделано Святилище, а первого ияра сосчитал их”.

Ну, как пересчитывают сокровища. Но, положа руку на сердце, что за сокровище? Из Египта вышли ох какие разные люди: “Ах, какую рыбу подавали в столовках в Египте!” Некоторые из них даже потом сотворили тельца.

Но — “Пересчитай всех”. Речь идет о душах, о незамутненной сути человеческой. И к ней любовь не перебить ничем.

Сотни тысяч людей, но “как один человек с одним сердцем” стояли они у горы Синай. Такая вот арифметика!

Шабат шалом и веселого праздника получения Торы!

Поделиться
Отправить

Мальчики

6 июня 2019, 11:13

75 лет назад началась Нормандская операция – союзники высадились на пляжи Нормандии.

Однажды в Англии я жил в необычном месте. В Виндзоре. Гостиница располагается в здании бывшей частной школы для мальчиков. В центре школьного парка памятник “Мальчикам школы, отдавшим свои жизни за свою страну в войну 1914-1918 года”. Ниже – ещё одна табличка: “И тем мальчикам, кто последовал за ними в войну 1939-1945 года”. И списки. Много имён.
Одна школа старой Англии.

В Нью-Йорке от усыпальницы Ребе до могилы моей бабушки по центральной аллее идти совсем недалеко. И вот на этом маленьком отрезке – два захоронения с похожими надписями под именами. 1925-1944, killed in action. Погиб в бою.

Это не военное кладбище, где обычно хоронят погибших солдат. Не захоронения во Франции на участках американских военнослужащих. Это еврейские могилы тех, чьи тела родители привезли домой, чтобы потом лечь рядом со своими мальчиками.

Пусть души их пребывают в райских кущах…

Поделиться
Отправить

Они обнимутся там

3 июня 2019, 15:31

Я так и не посмотрел российский «Собибор».

Судя по откликам, правильно сделал. Нет, я считаю большим делом, что его сняли и всё такое, но смотреть не хотел. Потому что видел «Собибор» Ланцмана. Документальный рассказ о том, как люди могут всё. Как обыкновенные люди становятся титанами.

И я не хочу видеть, как это сыграют актеры. Как это расскажут сценаристы.

Они отомстили за своих. За родителей, за детей, за жён, за братьев и сестер. За всех нас. Про это будут рассказывать и показывать, но ничего не получится.

Сегодня последний из них ушёл от нас. Я верю в рай, потому что не может быть, чтобы Семен Розенфельд не обнялся сегодня там со своим командиром, Александром Печерским.

Участники восстания в Собиборе Семен Розенфельд, Александр Печерский и Аркадий Вайспапир
Поделиться
Отправить

Об усердии

31 мая 2019, 12:24

Недельная глава Торы, последняя глава книги «Ваикра», называется «Бехукотай», «По законам Моим».

Ну, не совсем законам. Переводят ещё «установлениям», что бы это ни значило. Замучаешься с этими «синонимами». Вот как вся фраза примерно звучит: «Если вы будете поступать по Моим установлениям, соблюдать Мои заповеди и исполнять их». То есть уже не одно и то же — есть установления, а есть заповеди.

Ну вот Раши и различает — он комментирует, что «поступать по установлениям» значит «усердно изучать Тору». Поскольку о соблюдении закона как раз слова «соблюдать Мои заповеди».
Но почему «усердно»? Это он откуда взял? Дело в том, что есть заповедь изучать Тору. Таким образом, и она входит в категорию «соблюдать Мои заповеди». А вот усердие необходимо прописать отдельно.

Должно быть трудно! Божья мудрость вообще-то непостижима, и то, что нам дана Тора, это невероятный подарок небес. Но никто не обещал, что использовать этот подарок легко. Поэтому евреи учатся всю жизнь. Каждый день. Все время. «Таков путь Торы: ешь хлеб с солью, пей воду в меру, спи на земле, живи в скудости, трудись над Торой — если так будешь вести себя, “Счастлив и хорошо тебе”». И это не мазохизм, это опыт: пытливому уму роскошь лишь помеха, она отвлекает. На студенческой жесткой скамье учится лучше, чем в мягких офисных креслах. Но вовсе не обязательно искать неустроенности, важнее внутреннее ощущение собственной интеллектуальной скудости, ощущение жгучей необходимости не просто исполнения заповеди изучения Торы, а усердия, кропотливости.

И будет тебе хорошо. Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

Недельная глава требует: «Не обманывайте друг друга и бойся Бога».

Побойся Бога — это знакомые слова. Когда ни в суд не обратиться, ни к совести — побойся Бога, Он всё видит!

Комментаторы именно такой смысл и вкладывают в эту заповедь: когда у тебя просят совета, думай не о своей выгоде, а его, пришедшего к тебе за советом. Отбрось всё личное.

А ведь никто не проверит. Кто знает, что на уме у человека? Никто, кроме него самого. Никто? Бога бойся, Он-то тебя знает.

И это вообще-то главная рефлексия верующего. Не то, как он выглядит в глазах людей — их можно обмануть. Истинность веры проверяется в том, что никто не увидит. Поэтому, быть может, намного важнее поведение человека наедине с собой, чем на людях.

Ребе Моараш говорил: «Бога не обмануть, людей тоже долго обманывать не получится, обмануть можно только самого себя — а какой смысл обманывать глупца?»

Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

Памяти Германа Вука

21 мая 2019, 14:26

Умер Герман Вук. Любимец американских военных моряков из-за огромных романов о ВМФ, сам военный моряк во время Второй мировой, для нас, советских евреев, он, конечно, в первую очередь, автор «Это Бог мой», маленькой книжечки о связи евреев с Богом, написанной человеческим языком.

А ещё ему Ребе дал великий урок. Он спросил Ребе, как бороться с ассимиляцией в Америке. Ребе ответил: «Здесь прекрасные евреи — их нельзя заставить делать что-либо, но их можно научить всему!»

104 года без малого было ему. Пусть покоится с миром!

Поделиться
Отправить

Недельная глава рассказывает, среди прочего, о праздниках. Формула на редкость мудреная: «Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в назначенное для них время». Перевод — весьма приблизительный, буквалистика и вовсе сделает текст нечитаемым.

Так или иначе, но этот стих говорит об обязанности бейт-дина, раввинского суда, устанавливать новолуния, високосные года и т.п. То есть — в отличие от шабата, никак не зависящего от воли людей, праздники будут тогда, когда раввины скажут.

И это такой узаконенный волюнтаризм. Удивительно, учитывая любовь евреев к спорам и природный скептицизм по отношению к авторитетам, что календарные войны были кратковременными и бескровными. Но интереснее сам подход — исчисление священных, «Господних» дат отдано на откуп людям. Это они определят, они разделят — что будни, а что праздники.

Мне в этом видится нечто большее, чем календарный казус — фундаментальная основа предназначения человека. Быть «соработником» Бога, изменяя не только реальность нашего низменного мира, но и высший порядок небесных светил. Мы можем! Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

О любви

10 мая 2019, 18:42

Недельная глава содержит в себе «великий принцип» Торы — «Возлюби ближнего, как самого себя».

Самая известная, самая вульгаризированная, самая оболганная фраза Писания.

Как можно повелеть любить? В чем она, любовь, выражается? Инквизиторы тоже любили своих жертв, даруя им «очищение огнём».

Алтер Ребе в Тании учит, что истинная любовь к ближнему недоступна тем, для кого собственная телесность важнее собственной души. Не дано человеку ощущать физически чужую боль, как свою; наслаждаться чужим удовольствием, как своим. А вот «душевный» человек, тот, для кого душа важнее тела, вполне может по-настоящему наслаждаться благополучием ближнего. Но, предупреждает Ребе, уж совсем небесной эта любовь к ближнему быть не должна — следует ее распространить и на телесность, материальное благополучие другого человека.

Собственно, этот поиск себя, души в теле, и есть путь человека на земле. Только полюбив свою душу, человек может «возлюбить ближнего, как самого себя».

Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

Выбор редакции