Читая Тору

Жизнь Авраама: под знаком веры. Недельная глава «Хаей Сара»

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 18 ноября 2024
Поделиться

Мудрецы Талмуда были уверены: по силе своей веры Авраам еще более великий герой, чем Ноах. Мы знаем об этом из знаменитого диспута мудрецов по поводу слов, что Ноах был «беспорочен в своем поколении».

«“В своем поколении”. — Некоторые из наших учителей считают, что это хвала: если бы Ноах жил в праведном [а не в своем, грешном, поколении], он был бы еще более праведен. Другие же считают, что это хула: он был праведным в сравнении со своим поколением, однако в поколении Авраама его бы не ставили ни во что» Тора с комментарием Раши. М.: Книжники; Лехаим, 2019. Т. 1. Берешит. Бытие. С. 148–149. — Примеч. перев.
.

Одни полагали: если бы Ноах жил во времена Авраама, то вдохновился бы его примером и достиг бы еще больших высот. Другие считали, что Ноах остался бы таким, как был, по сравнению с Авраамом фигурой незначительной. Но никто из спорщиков не сомневался в том, что по величию Авраам превосходит Ноаха.

Точно так же мудрецы противопоставляли слова «Ноах ходил с Б‑гом» Берешит, 6:9. Так в английском переводе. В русском переводе Д. Сафронова под редакцией А. Графова: «Ноах ходил пред Б‑гом». — Примеч. перев.
тому факту, что Авраам ходил пред Б‑гом.

«“С Б‑гом ходил Ноах”. — А вот об Аврааме сказано иначе <…> “[Г‑сподь] пред которым я ходил”» (Берешит, 24:40). Ноах нуждался в помощи и поддержке [своей праведности со стороны Б‑га], однако Авраам был стоек и независим в своей праведности» Тора с комментарием Раши. Т. 1. Берешит. Бытие. С. 149. — Примеч. перев.
.

Но можем ли мы найти в самом тексте Торы доказательства того, что по величию Авраам превосходит Ноаха? Авраам спорил с Б‑гом, протестуя против уничтожения городов равнины, Ноах же безропотно принял вердикт Б‑га о потопе. Но Б‑г сам, так сказать, пригласил Авраама дискутировать. Прямо перед этой сценой в тексте говорится: «Г‑сподь сказал: “Скрою ли Я от Авраама то, что собираюсь сделать? [Ведь] Авраам станет великим и сильным народом, им будут благословлены все племена земли! Я полюбил его, потому что он заповедает своим сынам и потомкам следовать путями Г‑спода, творить добро и правосудие. И тогда Г‑сподь исполнит для Авраама все то, что обещал ему”» (Берешит, 18:17–19).

Это чуть ли не прямое приглашение оспорить вердикт.

А вот Ноаха Б‑г ни к чему подобному не призывал. Поэтому не стоит укорять Ноаха за то, что он не протестовал.

Наоборот, Тора, как представляется, расточает Ноаху больше похвал, чем Аврааму. Нам сообщают: «Ноах был угоден Г‑споду» (Берешит, 6:8).

В двух местах Ноах назван праведником, цадиком:

1) «Праведник Ноах был беспорочен в своем поколении; Ноах ходил с Б‑гом» (Берешит, 6:9).

2) «Сказал Г‑сподь Ноаху: “Войди в ковчег со всей твоей семьей, ибо Я вижу, что в этом поколении [лишь] ты праведен предо Мною”» (Берешит, 7:1).

Во всем Танахе никого другого ни разу не называют праведником. Почему же Авраам превосходит Ноаха по величию?

Одно из возможных объяснений, наводящее на глубокие размышления, связано с реакцией Авраама и Ноаха на трагедии и горе. После эпизода с потопом мы читаем: «Ноах стал человеком почвы и посадил виноградник. Он выпил часть вина, опьянел и обнажился в шатре» Так в английском переводе. В русском переводе Д. Сафронова под редакцией А. Графова: «Ноах был земледельцем; он первым насадил виноградник. Выпив вина, он опьянел и [лежал] голым в своем шатре». — Примеч. перев.
(Берешит, 9:20–21).

Это поразительное снижение. «Праведный человек» стал «человеком почвы». Тот, на кого надеялись, ожидая, что он «принесет нам утешение» (Берешит, 5:29), теперь ищет утешения в вине. Что случилось?

Разгадка, безусловно, в том, что Ноах — самый настоящий праведник, но он стал очевидцем уничтожения целого мира. У нас складывается впечатление, что перед нами человек, оцепеневший от скорби, ищущий забвения в вине. Как и жена Лота, которая оглянулась посмотреть на гибель города, Ноах обнаруживает, что не в силах идти дальше. Он внутренне опустошен, иссушен скорбью. Его сердце разбито. Груз прошлого давит на него, не дает устремить взгляд в будущее.

А теперь задумаемся о положении Авраама в начале нашей недельной главы. Он только что прошел через самое тяжелое испытание в своей жизни. Б‑г призвал его принести в жертву сына, чьего рождения Авраам дожидался много лет. Авраам едва не потерял самое драгоценное из того, что было у него в жизни. Почти невозможно вообразить, что творилось в его душе во время этого испытания.

Когда он уже собирался занести нож, с небес раздался призыв: «Остановись». И, казалось бы, в итоге история закончилась счастливо. Но Авраама поджидал ужасный поворот судьбы.

Когда он возвращается домой, утешившись тем, что сына пощадили, он обнаруживает, что испытание все же не обошлось без жертв. Сразу после этого эпизода, в начале нашей недельной главы, мы читаем о смерти Сары. Причем мудрецы полагали, что эти два события произошли одновременно.

Похороны Сары в пещере Махпела. Ян Лейкен. Гравюра. Амстердам. 1700

Раши поясняет: «[Эпизод, рассказывающий] о смерти Сары, [изложен] непосредственно после [рассказа о] жертвоприношении Ицхака потому, что [она не сумела пережить] известие об акеде: [узнав] о том, что ее сын должен был быть зарезан и это едва не произошло, не выдержала душа ее, и она умерла» Тора с комментарием Раши. Т. 1. Берешит. Бытие. С. 406. — Примеч. перев. .

В наше время сказали бы, что от этой вести у нее случился разрыв сердца.

Попробуйте вообразить себя на месте Авраама. Он едва не принес в жертву свое дитя, теперь же это испытание косвенно привело к трагедии: весть о случившемся убила его жену, с которой он прожил много лет, женщину, которая была рядом с ним во всех странствиях и неурядицах, дважды спасла ему жизнь, а в старости радостно родила Ицхака. Если бы Авраам скорбел до конца своих дней, мы, безусловно, поняли бы его, как понимаем скорбь Ноаха.

И, однако, мы читаем следующее: «Сара умерла в Кирьят‑Арбá (он же Хеврон), в земле ханаанской. И пришел Авраам скорбеть о Саре и оплакивать ее <…> Авраам поднялся, [оплакав] умершую» (Берешит, 23:2–23).

Авраам скорбит и плачет, а затем поднимается и совершает два поступка ради того, чтобы обеспечить будущее евреев: два поступка, последствия которых мы ощущаем и сегодня.

Он покупает первый участок на Земле Израиля: поле у пещеры Махпела. А затем находит своему сыну Ицхаку жену, чтобы на свет появились еврейские внуки, чтобы обеспечить преемственность еврейской традиции.

Ноах скорбит, утрата парализует его силы. Авраам скорбит, прекрасно понимая, что именно утратил. Но затем поднимается и начинает строить будущее евреев.

Нельзя скорбеть бесконечно. Авраам это понял, а Ноах не понял.

Авраам передал этот уникальный дар своим потомкам. На еврейский народ обрушивались трагедии, которые подорвали бы силы любой другой нации, не оставив надежд на возрождение. Разрушение Первого храма и вавилонское изгнание. Разрушение Второго храма и утрата еврейской государственности. В Средневековье — изгнание из разных стран, массовые убийства, принудительное обращение в христианство, суды инквизиции, в XVII–XIX веках — погромы, а в конце концов — Шоа. Но еврейский народ, каким‑то образом находя в себе силы, скорбел и плакал, а затем поднимался и строил будущее.

В этом уникальная сильная сторона евреев, а унаследована она от Авраама, как мы видим из нашей недельной главы.

В дневниках Кьеркегора есть глубокая мысль: «Чтобы скорбеть, необходимо нравственное мужество, а чтобы радоваться — мужество веры».

Возможно, в этом и состоит отличие Ноаха, Человека Праведного, от Авраама, Человека Веры. Ноах скорбел, но Авраам понял, что когда‑нибудь нужно переставать скорбеть. Мы должны оставлять вчерашние утраты в прошлом и откликаться на зов будущего, ведь без нашей помощи оно не наступит.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Авраам: жизнь в вере. Недельная глава «Хаей Сара»

Лот ассимилировался — но его облили презрением. Авраам — а он защищал своих соседей с оружием в руках и молился за них, однако сохранял дистанцию в общении и лелеял свои отличительные черты — завоевал уважение. Так обстояло дело тогда, так обстоит дело и ныне. Неевреи почтительны с теми евреями, которые почтительно относятся к иудаизму. И неевреи непочтительны с теми евреями, которые непочтительно относятся к иудаизму.

Недельная глава «Хаей Сара». Зов будущего

Обращенность в будущее — ключевая черта иудаизма . В нашем мире значительную часть гнева, ненависти и обид сеют те, кто одержим прошлым и, словно Лотова жена, не может идти по жизни дальше. Такие истории никогда не кончаются хорошо — они лишь множат слезы и трагедии. Авраам в главе «Хаей Сара» поступил иначе. Сначала построй будущее — только после этого можно будет оплакивать прошлое

Недельная глава «Хаей Сара». Милость чужих людей

Хесед в его многообразных формах стал синонимом еврейского уклада жизни и одним из столпов, на которые опирался этот уклад. Евреи проявляли милость друг к другу, потому что это значит «следовать путями Г‑спода», а также потому, что они или их родные не понаслышке знали, что такое мытарства, и понимали, что им больше не к кому обратиться. В черные дни хесед был лучом милости. С помощью хеседа евреи делали свою судьбу человечнее точно так же, как, верили они, Б‑жий хесед делает мир человечнее.