Слово раввина

Жить для себя, а не на публику

Берл Лазар 14 сентября 2021
Поделиться

В мире были, есть и всегда будут люди «на виду» — те, о ком говорят, на кого смотрят, кем интересуются. Сейчас их называют «звездами»: артисты, певцы, спортсмены, немало политиков. В массовом сознании они выглядят символами успеха — но на самом деле им не позавидуешь. Все эти «звезды» вынуждены тратить силы и время на поддержание своего имиджа, а это пагубно сказывается на личной жизни. Едва ли не каждый день мы узнаем, что кто‑то из них спился, стал наркоманом или просто умер молодым от нервного перенапряжения.

И добро бы еще эти проблемы ограничивались кругом рэперов, боксеров и тому подобной публики. Но в век высоких информационных технологий «звездная болезнь» стоит на пороге едва ли не каждого дома. Социальные сети предлагают каждому шанс стать «звездой» — надо только собрать побольше лайков, и дело сделано! Когда же это не получается, наступают разочарование и депрессия.

В чем наша беда? Современное общество стимулирует человека встать в центр всеобщего внимания. А задача эта сама по себе совершенно бессмысленная, ведь каждый живет своей жизнью, и другим людям всегда будут интереснее собственные проблемы, чем чьи бы то ни было. Ты по‑настоящему интересен только своим родным, друзьям — и, разумеется, Б‑гу. Популярность «человека на виду» — в лучшем случае популярность клоуна: она не дает ни уважения, ни благодарности, ни любви. Ничего из того, что нам на самом деле нужно.

А наша сегодняшняя мишна содержит рекомендации, как получить именно то, что нужно. «Каждый, кто учит Тору ради нее самой, удостаивается многого. Перед ним открыт весь мир, его называют мыслящим, любимым, любящим и радующим Б‑га, любящим и радующим людей. Тора делает его скромным и Б‑гобоязненным, помогает быть праведным и благочестивым, прямым и честным, отдаляет его от греха и приближает к добродетели. Люди благодарны ему за мудрые советы, учатся у него пониманию, подражают его мужеству <…> Тора дает ему влияние на людей и проницательность на суде, открывает ему глубины знания <…> возвеличивает и возносит над всем сотворенным».

На первый взгляд, поучение автора мишны, рабби Меира, далеко от нашей темы. Но на деле послание как раз в цель: «учить Тору ради Торы» означает, что цель жизни — набираться мудрости, а не демонстрировать окружающим, какой ты мудрый. Жить, чтобы развивать себя, а не свой имидж. Человек, у которого такая жизненная установка, не нуждается в награде: он хочет поступать правильно, потому что знает, что это правильно. В результате он получает реальную награду — жизнь, полную смысла, уважение от людей, покой души, приближение к Б‑гу.

Возникает вопрос, как этого добиться. На этот счет есть история об одном известном ученом, который рассказывал, что добился всего в жизни благодаря кошке. В детстве он был лентяем, но, когда слышал шум за дверью своей комнаты, всякий раз хватался за учебники, потому что боялся, что войдет мать и накажет, дабы он не бездельничал. Шум раздавался часто, ребенок засиживался за учебниками все дольше, постепенно ему все больше нравилось приобретать знания, — и когда в конце концов выяснилось, что в коридоре играла кошка, производя при этом шум, он уже сильно втянулся в учебу. Как говорит наша пословица, «Митох шело лишма ба лишма» («Начинаешь ради чего‑то другого, а в результате выходит ради Всевышнего»).

Ведь что действительно необходимо человеку? Прежде всего жить так, чтобы быть довольным своей жизнью. Нынешний культ успеха не учитывает, каким путем этот успех достигается и сколько продержится. А ведь это самое главное! Можно добиться успеха при помощи силы, но обязательно придет кто‑то более сильный, и все, что было захвачено, растает, как дым. Можно добиться успеха при помощи рекламы, но реклама — это обман, а долго обманывать людей никогда не получается. Единственный реальный успех — успех навсегда — приходит, если «учишь Тору ради Торы», чтобы проникнуться ее мудростью. Потому что если поднялся к мудрости — она уже от тебя никуда не денется, останется с тобой на всю жизнь. С мудрым будут дружить, потому что он всегда поможет; мудрого будут уважать, потому что он всегда охотно поделится своими знаниями. Мудрого будут любить, потому что он радует всех вокруг и сам всегда радостен.

Хасидская притча рассказывает, как однажды встретились Цемах‑Цедек, третий Любавичский Ребе, и главный раввин Люблина. Последний отличался феноменальной памятью: прочитанную один раз книгу мог цитировать страницами. И вот они обсуждают некую сложную проблему, Цемах‑Цедек говорит: «Прошу прощения, но в Талмуде содержится иная оценка». Люблинский раввин поражен: как это его собеседник умудрился вспомнить нужную цитату, на которую даже он, с его памятью, не обратил внимания?.. «Учим Тору ради Торы, — улыбнулся Цемах‑Цедек. — Когда не ищешь блага — получаешь благо!»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Ступени ввысь

«В пять лет начинай учить Тору, в 10 — Мишну; в 13 начинай соблюдать заповеди, в 15 — изучать Талмуд. В 18 женишься, с 20 добывай пропитание; с 30 приходит сила, с 40 — мудрость, с 50 — способность давать советы; в 60 приходит старость, в 70 — седина, в 80 — мужественность, в 90 — способность говорить, а в 100 лет человек как будто умер и ушел из этого мира».

В Торе все ответы

Накануне восшествия на престол Шломо видит сон: приходит к нему Б‑г и обещает дать любую вещь, какую тот попросит, — но только одну. Мальчик задумался. Попросить богатство? Царство с большими деньгами будет процветать. Попросить почет? Все люди будут уважать… Думал Шломо, думал и решил: «Г‑споди, дай мне мудрость!» На что Б‑г ему говорит: «Это правильный выбор: получишь мудрость — придут и богатство, и почет». Именно потому, что у царя Шломо была мудрость Торы, к нему приходили за советом люди со всего мира, и он решал всяческие проблемы.

Быстрее, выше, дальше — в радостном служении Б‑гу

У Рамбама сказано, что мир и все, что в нем, создано из четырех первоматерий: огня, воздуха, воды и земли. Эти четыре начала есть в каждом человеке. Когда человек использует эти начала в позитиве: огонь как силу, а не как ярость, воздух как легкость, а не легковесность, воду как быстроту потока, а не застойность лужи, землю как могущество и основательность, а не леность и неподвижность, тогда к нему приходит радость от ощущения своих возможностей.