Послания Любавичского Ребе

Всё в руках Небес

Составитель Евгений Левин. Перевод с английского Евгения Левина 22 июля 2024
Поделиться

Неужели врата Небес закрылись? Почему путь нечестивых успешен?

25 швата 5715 года (17 февраля 1955)

В своем письме от 12 швата (4 февраля) Вы пишете о финансовом положении своей семьи: Вам трудно зарабатывать на жизнь, и при этом Вы вынуждены поддерживать других членов семьи. Поэтому Вы спрашиваете: во‑первых, неужели врата Небес закрылись и, во‑вторых, «почему путь пустых успешен»?

Думаю, Вы помните и без меня, что в процитированном Вами стихе сказано не: «Почему путь пустых успешен?», но: «Почему путь нечестивых успешен?» См. Ирмеяу, 12:1: «О правосудии буду я говорить с Тобою: почему путь нечестивых успешен и все вероломные благоденствуют?» Возможно, корреспондент Ребе неправильно вспомнил цитату или решил ее смягчить.
В свое время тем же вопросом задавался наш учитель Моше (см. Брахот, 7а Имеется в виду следующее место: «Сказал Моше перед Ним: “Владыка мира! Почему есть праведник, которому хорошо, и праведник, которому плохо? [И почему есть] злодей, которому хорошо, и злодей, которому плохо?”»
). С тех пор прошло несколько тысяч лет. Все эти годы евреи учили Тору и соблюдали заповеди, благодаря чему выжил и сохранился наш народ, как сказано: «А вы, прилепившиеся к Г‑споду, Б‑гу вашему, живы вы все ныне» Дварим, 4:4.
, — по этой, и только по этой причине.

Это справедливо и для каждого из нас, для мужчин и женщин. Если какие‑то вещи даются человеку тяжело, особенно когда речь идет о заработке, то это происходит вовсе не из‑за того, что человек соблюдает Тору и заповеди. Напротив, если он укрепится в своем уповании на Всевышнего, который «по милости, любви и милосердию посылает пищу всему живому», то тем самым он уменьшает трудности, и в конечном счете его заработки увеличатся. А самое надежное средство достичь успеха — больше учить Тору и скрупулезнее соблюдать заповеди, как сказано: «Если вы по уставам Моим будете поступать и заповеди Мои соблюдать будете и исполнять будете их, то Я дам дожди вам вовремя, и земля даст урожай свой, и деревья полевые дадут плод свой. И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сходиться будет с посевом, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить спокойно на земле вашей» Ваикра, 26:3–5.
.

Вы, несомненно, слышали об обычае, установленном моим тестем и учителем, — ежедневно читать соответствующий раздел книги псалмов. Отныне этому обычаю нужно следовать и Вам. Дай Б‑г, чтобы это привело к скорым изменениям к лучшему.

Нет и не может быть ничего, кроме блага

17 адара 5715 года (11 марта 1955)

Когда человек находится перед лицом Царя царей, Святого, благословен Он, очевидно, что если он будет помнить об этом, то ему откроется, что там, где он есть в данный конкретный момент, нет и не может быть ничего, кроме блага, поскольку ни у кого, кроме Всевышнего, нет над нами никакой власти. Если же человек оказался в ситуации, когда он не может понять, в чем заключается ее благо, то это связано только с тем, что он был неточен в своих выводах. Ибо в противном случае он бы понял, что «все, что ни делает Милосердный, во благо Он делает» Брахот, 60б. В качестве иллюстрации этого тезиса Талмуд приводит такую историю: «Случилось однажды с рабби Акивой, что был он в пути, и пришел в один город, и искал там место переночевать, и никто не впустил его. Сказал он: “Все, что ни делает Милосердный, — к лучшему”. Ушел он в поле, и были при нем петух, осел и свеча. Задул ветер и погасил свечу, пришел кот и сожрал петуха, пришел лев и сожрал осла. Сказал [рабби Акива]: “Все, что ни делает Милосердный, — к лучшему”. Той же ночью пришло войско и пленило жителей города. Сказал им: “Ведь говорил я вам: все, что ни делает Святой, благословен Он, — все к лучшему”». .

 

Ваше бодрое настроение приведет к тому, что хороших новостей станет больше

11 ияра 5715 года (3 мая 1955)

Отвечаю на Ваше письмо от 4 ияра (26 апреля). Это первое Ваше письмо, которое Вы сформулировали в соответствии с предписаниями нашего главы [рабби Йосефа‑Ицхака Шнеерсона], то есть так, как подобает человеку верующему и уповающему на Творца. Ибо, как объясняется во многих еврейских источниках, когда мы полагаемся на Всевышнего, Он непременно удовлетворяет все наши потребности, в самом буквальном и материальном смысле этого слова, — даже если, согласно всем подсчетам, мы того не заслуживаем.

Дай Б‑г, чтобы Вы и впредь писали мне с таким настроем. Это само по себе приведет к тому, что хороших новостей будет больше, что явно проявится и в тех делах, о которых Вы мне писали.

(Игрот кодеш. Т. 11. С. 84. Письмо 3468)

 

И пусть подтвердится моя уверенность в победе добра и истины, даже когда речь идет о партиях

24 ияра 5715 года (16 мая 1955)

Продолжая наш разговор об Объединенном религиозном фронте На выборах в Учредительное собрание Израиля (кнессет первого созыва) четыре религиозные партии — две сионистские («А‑Мизрахи» и «А‑Поэль а‑мизрахи») и две ультраортодоксальные («Агудат Исраэль» и «Поалей Агудат Исраэль») — выступили единым списком, получившим название «Объединенный религиозный фронт». В 1951 году этот блок распался. Впоследствии некоторые религиозные лидеры, в том числе Ребе, предпринимали шаги по возрождению блока и объединению религиозных партий, но не преуспели.
и сознавая, что для формирования единого списка остается крайне мало времени, я хотел бы поговорить о том, что мне кажется сейчас самым главным и актуальным.

Известно, что партия требует от своих членов, чтобы те на время поступились своей личной выгодой ради общего партийного блага. Аналогичным образом, партия как единое целое идет на те или иные компромиссы ради пользы всего общества. И нет необходимости распространяться о самоотверженности многих и многих представителей нашего народа, когда речь шла о соблюдении предписаний Творца. Нашей религией является бесконечная Тора Всевышнего, и, соответственно, следующая за самопожертвованием ради нее польза для всего народа столь же бесконечна.

Религиозный еврей и вслед за ним партия, называющая себя религиозной, обязаны ставить во главу угла нашу религию и лишь во вторую очередь руководствоваться партийными соображениями. Если же партийные интересы будут превалировать над религиозными, это неизбежно приведет к опасным компромиссам, которые нанесут непоправимый вред не только членам партии, но и всему народу.

Вспомните о том, что происходило во время последних выборов в кнессет, когда религиозные партии не сумели договориться между собой и ее члены были заняты распрями и взаимными обвинениями, исполнив со всей скрупулезностью слова стиха: «Разрушители твои и опустошители твои выйдут от тебя» Йешаяу, 49:17.
.

Для того чтобы влиять, вовсе необязательно быть главой партии. Согласно учению хасидизма, в Б‑жественной душе имеется аспект мудрости (см. «Танья», конец главы 19), и когда он начинает действовать, все помехи аннулируются, будто их вообще никогда не существовало. Сила его столь велика, что человек способен устоять перед самым тяжелым испытанием, вплоть до расставания с жизнью. И я уверен, что если Вы задумаетесь на короткое время о том, что задержка в создании единого религиозного фронта пагубно отразится на всех евреях, живущих на земле, на которую направлен взор Всевышнего от начала и до конца года Дварим, 11:12.
, то Вы, без сомнения, поймете, что единство — наша сила, и каждый, кто может привести евреев к единству, окажет всему народу Израиля неоценимую услугу.

Одно из указаний, данных моим тестем и учителем рабби Йосефом‑Ицхаком Шнеерсоном, касалось того, что мир называет оптимизмом, а хасидизм — упованием: полной верой в то, что в итоге добро торжествует, причем не только на уровне всего народа в целом и в конце времен, но и для каждого еврея в его самом ближайшем будущем.

Надеюсь, мои усилия не окажутся напрасными и, несмотря на то что времени осталось очень мало, единый фронт будет создан.

В любом случае я пишу эти строки, поскольку человек всегда должен смотреть на себя и на весь мир так, будто они находятся в равновесии И один‑единственный поступок может склонить чашу весов в ту или иную сторону. См.: Рамбам. Мишне Тора. Законы раскаяния, 3:8: «Каждый человек на протяжении всего года должен считать себя наполовину осужденным и наполовину оправданным. И так же весь мир — наполовину оправданным, наполовину осужденным. Каждым грехом склоняет человек свою чашу осуждения и чашу всего мира и ведет к всеобщему разрушению. Каждым заповеданным делом склоняет человек свою чашу оправдания и чашу всего мира и ведет к всеобщему спасению и избавлению».
. И я верю, что, если от Вас потребуется особая твердость духа, Вы сумеете беспрепятственно добиться изменения позиции Вашей партии в течение тех нескольких недель, что остались до предъявления списков. И да будет угодно Всевышнему, чтобы Вы использовали эту возможность, направив все свои усилия на благо создания единого фронта из всех четырех партий, и преуспели.

Надеюсь, что, помятуя о том, что человека не судят в момент [его] скорби Бава батра, 16б. , Вы не станете обижаться на некоторые мои слова, приведенные выше, даже если они кажутся Вам слишком резкими.

Заранее благодарю за то, что Вы своевременно сообщите мне добрые вести в отношении самого главного. И пусть подтвердится моя уверенность в победе добра и истины, даже когда речь идет о партиях.

(Игрот кодеш. Т. 11. С. 118. Письмо 3503)

В ешиве

Отчаиваться и требовать чудес в борьбе со злом — следствие происков дурного начала

5 ава 5715 года (24 июля 1955)

В своем письме от 25 тамуза (15 июля) Вы написали, что, получив мое письмо, почувствовали духовное пробуждение и что некоторое время сохраняли этот настрой в своей учебе, молитвах и поступках, однако со временем Ваше воодушевление ослабло, и эти постоянные подъемы и спуски порождают в Вашей душе все большее отчаяние и т. д.

Как я уже писал множеству молодых людей, оказавшихся в похожей ситуации, ответ на Ваш вопрос мы находим во многих местах в «Танье». Одно из таких мест — 27‑я и последующие главы См., напр., гл. 28: «И даже если у человека возникнут мысли о том, чего он жаждет, и прочие посторонние мысли во время служения Б‑гу изучением Торы или сосредоточенной молитвой, пусть не обращает к ним свое сердце, но тотчас же отвлечет от них свое внимание. А также пусть не будет глупцом, [пытаясь] вознести [к Б‑гу] эмоции посторонней мысли, как известно, ибо это сказано только для праведников, у которых не возникают собственные посторонние мысли, а только мысли других людей. Однако пусть сердце его не унывает и пусть не будет он от этого грустным и униженным во время служения, которое должно совершаться с великой радостью, но, напротив, пусть еще утвердится и приложит все свои силы и постарается сосредоточиться в молитве с особой отрадой и радостью, сознавая, что появление посторонней мысли от “шелухи”, которая борется в среднем с его Б‑жественной душой. Известно, как бывает у воюющих и борющихся, — когда один одолевает, другой также прилагает все силы, чтобы одержать верх».
. Суть сказанного там сводится к следующему: отчаиваться и требовать чудес в борьбе со злом — следствие происков дурного начала. Как и в случае с остальными его уловками, лучшая стратегия — не связываться с ним и не вступать с ним в споры и дискуссии. Вместо этого необходимо всячески укреплять «три столпа, на которых стоит мир: Тору, служение Всевышнему и добрые дела» Авот, 1:2. .

Если человек поступает подобным образом, он может быть уверен в том, что тьма уменьшится и рассеется. Право, жаль, что люди тратят время на обсуждение подобных тем.

Помимо этого, если Вы воспользуетесь своим влиянием на более молодых людей, приближая их к служению Всевышнему, Вы удостоитесь дополнительной помощи свыше.

Вам также следует ежедневно изучать соответствующий раздел Пятикнижия, псалмов и «Таньи», согласно с установлением моего тестя и учителя. Кроме того, каждый будний день, прежде чем приступить к молитве, Вы должны жертвовать одну или две монеты на благотворительность.

Пусть Всевышний благословит Вас и пошлет Вам успех.

(Игрот кодеш. Т. 11. С. 310. Письмо 3696)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Всё в руках Небес

Никто не спорит с тем, что каждый человек, как мужчина, так и женщина, должен следовать указаниям врачей, когда дело касается конкретных практических шагов. Однако в то же время нам следует помнить, что есть Б‑г, целитель всякой плоти, и что именно Он управляет миром, то есть повседневной жизнью каждого мужчины и каждой женщины, вплоть до мельчайших деталей, и это утверждение тем более верно, когда дело касается основополагающих вещей, составляющих нашу жизнь

Всё в руках Небес

В еврейской мысли широко известна концепция, внедренная рабби Бааль‑Шем Товом, о том, что каждое событие в мире является результатом Провидения. В первую очередь это верно для евреев, и особенно для тех из них, кто уполномочен влиять на других. Как говорили мудрецы, «даже работника, ведающего рытьем колодцев, назначают с Небес». И поскольку Всевышний является воплощением блага и «в природе Доброго — творить добро», любые нежелательные мысли являются совершенно неуместными.

Всё в руках Небес

Хорошо известны слова мудрецов о том, что «найти человеку пару стоит Всевышнему не меньшего труда, чем рассечение Красного моря». Также известно, что рассечение Красного моря произошло благодаря твердой вере и упованию народа на Творца. Отсюда мы учим, как следует поступать, когда мы ищем себе супругу: чем тверже будет Ваша вера — разумеется, поиски при этом не должны прекращаться, — тем быстрее обретете семейное счастье.