Послания Любавичского Ребе

Всё в руках Небес

Составитель Евгений Левин. Перевод с английского Евгения Левина 3 июля 2024
Поделиться

Конец Вашего письма, об отсутствии радости, противоречит его началу

12 ава 5714 года (11 августа 1954)

Вы пишете, что Ваши доходы не столь велики, как Вам хотелось бы, что у Вас много долгов и т. д.

Конец Вашего письма, об отсутствии радости, противоречит его началу, где Вы описываете то, что пережили. Говоря Вашими словами, Вы чудом, в самом буквальном смысле этого слова, оказались в числе уцелевших, создали семью и т. д.

Вдумайтесь в то, что Вы сказали сами, и сделайте вывод: если Святой, благословен Он, сумел спасти Вас во время событий прошлых лет Второй мировой войны и Холокоста.
и дал Вам возможность создать еврейскую семью, живущую по законам Торы, и соблюдать заповеди, то уж тем более Он, «дающий хлеб всякой плоти», сумеет обеспечить пропитанием и Вас, и Вашу семью. Все зависит исключительно от Вашего упования на Творца, при том условии, что Вы исполняете заповедь о благотворительности. Ибо когда дело касается Всевышнего, ключ к благополучию — в твердой уверенности в том, что Он непременно удовлетворит все Ваши нужны и нужды Вашей семьи. Особенно если эта уверенность подкрепляется пожертвованиями на благотворительность, поскольку о благотворительности сказано: «[Принесите всю десятину в дом сокровищ, и будет она пищей в доме Моем]; и испытайте Меня этим, сказал Г‑сподь Воинств: [не открою ли вам окна небесные и не изолью ли на вас благословение сверх меры?]» Малахи, 3:10.
Ибо мудрецы говорили: «Отделяй десятину, чтобы разбогатеть» Таанит, 9а.
.

Дай Б‑г, чтобы в ближайшее время Вы сообщили мне добрые вести.

(Игрот кодеш. Т. 9. С. 236. Письмо 2857)

Ребе Менахем‑Мендл Шнеерсон жертвует на благотворительность. Нью‑Йорк. 1970‑е

 

Вам следует быть уверенным, что состояние Вашего отца изменится к лучшему

5 элула 5714 года (3 сентября 1954)

Спасибо, что сообщили мне хорошие новости об улучшении состояния Вашего отца.

Вы пишете, что у Вас есть причина, почему на Рош а‑Шана Вам необходимо быть дома, несмотря на то что многие из Ваших соучеников останутся в ешиве «Томхей тмимим» и что причиной тому — тревога за отца.

Я был удивлен и потрясен подобным отсутствием упования на Всевышнего: уже в месяце ав Свое письмо молодой человек написал за пять недель до Рош а‑Шана.
Вы утверждаете наверняка и считаете очевидным, что и месяц спустя положение Вашего отца будет оставаться столь же плачевным, и на основании этой уверенности готовите себя к тому, что будете вынуждены уделять меньше времени молитвенному служению В современных ешивах молитвы обычно более продолжительные, чем в обычных городских синагогах.
.

Было бы гораздо лучше, в соответствии с учением наших святых наставников, говоривших: «Думай хорошо, и будет хорошо», если бы, напротив, Вы преисполнились уверенности в том, что состояние Вашего отца изменится к лучшему и Вы сможете беспрепятственно приблизиться к Творцу, выполняя заповедь о «служении сердца» Служением сердца Талмуд называет молитву. См. Таанит, 2а: «Писание гласит: “Служить Ему всем сердцем вашим” (Дварим, 11:13). Что же это за служение в сердце? Следует сказать: это молитва». , как подобает.

 

Случаев, когда прогнозы врачей не оправдывались, не счесть

28 тишрея 5715 года (25 октября 1954)

Я получил Ваше письмо без даты и, как Вы и просили, отвечаю на него вне очереди.

Уже начало письма вызывает удивление. Вы пишете, что «последняя искра догорает» и т. д. Как может это знать смертный человек из плоти и крови? Судя по всему, в своих печальных прогнозах Вы опираетесь на возраст. Но возраст в Вашем случае решительно не является критерием, ибо, как говорили наши мудрецы и как свидетельствует опыт, женщины старше Вас рожали сыновей и дочерей.

Более того, каждый, кто хоть немного знает мир Б‑жий, понимает, что, поскольку «многочисленны дела Твои, Г‑споди» Теилим, 104:24.
и «величественны дела Твои, Г‑споди, очень глубоки помыслы Твои» Там же.
, ни один человек не может объять весь мир и познать все сущее. Более того, ни один человек не способен понять даже часть существующих вещей, начиная с тех из них, которые находятся «в пределах четырех локтей» То есть на минимальном расстоянии, в непосредственной близости. К примеру, четыре локтя — максимальное расстояние, которое мужчина может пройти с непокрытой головой (Кицур шульхан арух, 3:6).
вокруг него и непосредственно влияют на его повседневную жизнь. Именно поэтому в любой сфере занятий существуют эксперты, и ни один разумный человек не станет высказываться вне рамок своей профессиональной компетенции; в других же областях он положится на соответствующих специалистов.

Возвращаясь к нашей теме. Действительно, Тора принимает во внимание мнение врачей — и этот факт доказывают некоторые постановления «Шульхан аруха», где прямым текстом сказано, насколько важно прислушиваться к докторам, и никто не спорит с тем, что каждый человек, как мужчина, так и женщина, должен следовать их указаниям, когда дело касается конкретных практических шагов. Однако в то же время нам следует помнить, что есть Б‑г, целитель всякой плоти, и что именно Он управляет миром, то есть повседневной жизнью каждого мужчины и каждой женщины, вплоть до мельчайших деталей, и это утверждение тем более верно, когда дело касается основополагающих вещей, составляющих нашу жизнь.

Из Ваших строк создается впечатление, что однозначного заключения врачей‑специалистов нет. Более того, в ситуациях, подобных Вашей, случаев, когда прогнозы врачей не оправдывались, не счесть. Поэтому все зависит только от Вашей личной силы упования на Творца вселенной.

Как его достичь? Верить в благополучный исход, настраивать себя соответствующе день за днем и таким образом постепенно привести себя в радостное расположение духа. К радости можно также прийти, если сделать что‑то хорошее для других людей, — заслугу добрых дел трудно переоценить. Как говорил Бааль‑Шем‑Тов, душа может спуститься в наш мир на семьдесят‑восемьдесят лет Согласно Писанию, максимальный срок жизни большинства людей: «Дни жизни наших — семьдесят лет, а если сильны — восемьдесят лет» (Теилим, 90:10).
только ради того, чтобы оказать одну‑единственную материальную или духовную услугу одному‑единственному еврею. Кто лучше Бааль‑Шем‑Това мог осознать всю глубину падения души в наш материальный мир, «с высокой крыши — в глубокую яму»? Хагига, 5б.
И тем не менее он сказал то, что сказал, и передал свой наказ следующим поколениям — поколениям, которым предстояло жить в еще более горьком изгнании.

Вы неверно мыслите. Вы — молодая женщина, которая еще не в полной мере использовала свои способности влиять на ближних, пробуждая то доброе, что есть в их душах, и укрепляя их в соблюдении законов Торы (ибо «добро — это Тора» Авот, 6:3. и ее заповеди). Этим важно заниматься не только по субботам и в Дни трепета или в исключительных обстоятельствах, но особенно и прежде всего — в повседневной жизни, в дни, которые люди ошибочно называют «серыми буднями».

Ребе проводит беседу для женщин. 1970‑е

На самом деле я не вижу решительно никакой необходимости столь пространно объяснять Вам такую простую вещь. Довольно и одного аргумента: будучи потомками Авраама, Ицхака и Яакова, каждый еврей и еврейка являются той связующей нитью, которая объединяет Творца и все творение посредством исполнения заповедей, и в особенности тех из них, которые я описал выше. В соединении Творца и творения должным образом — смысл существования всего мироздания.

Как Вы, несомненно, понимаете, сказанное отнюдь не означает, что я, Б‑же сохрани, хотел преуменьшить важность наличия детей. Я всего лишь хотел напомнить Вам одну безусловную истину — что нет никаких оправданий для уныния и уж тем более, выражаясь Вашими словами, для «отчаяния». Дела обстоят прямо противоположным образом.

Вы спрашиваете, не поменять ли Вам место жительства В еврейской традиции смена места жительства считается одним из способов обмануть судьбу: «смена места [меняет судьбу], как написано: “И сказал Г‑сподь Авраму: уйди из земли твоей…” (Берешит, 12:1), и далее: “И я сделаю тебя народом великим” (там же, 12:2)» (Рош а‑Шана, 16б).
, а также, что гораздо важнее, — не усыновить ли Вам ребенка. Это зависит от того, как усыновление повлияет на Вас и на Вашего мужа. Если этот шаг сделает вас счастливее и укрепит ваше упование на Всевышнего, что Он исполнит вашу просьбу и даст вам здоровое жизнеспособное потомство, то это очень хорошая идея.

Мне кажется, я уже писал Вам, что, как объяснял в одной из своих бесед мой тесть и учитель рабби Йосеф‑Ицхак Шнеерсон, несмотря на то что время от времени необходимо делать духовный «переучет», нужно устраивать его в строго определенное время, в противном случае Вы лишь нанесете себе вред. Так что самокопание следует прекратить. Гораздо правильнее будет, если Вы начнете использовать свои силы и способности для благотворного влияния на ближних — в этом случае Святой, благословен Он, не просто поступит с Вами согласно принципу «мера за меру», но воздаст Вам стократ.

Желаю Вам радости и жду хороших новостей.

(Игрот кодеш. Т. 10. С. 21–22. Письмо 2985)

 

Творец, который со дня сотворения мира «соединяет пары», найдет Вам ту, которая дополнит Вас

23 тевета 5715 года (7 января 1955)

Бруклин

Думаю, Вы и без меня прекрасно знаете о крайней позиции, занимаемой величайшими светочами Израиля всех времен в отношении тоски и уныния. Это обсуждается и в «Танье», и во многих других трудах наших мудрецов См., напр., гл. 1: «Если человеком овладеет печаль, для него станет невозможным служение Б‑гу в радости и сердечной доброте».
. Кроме того, можно легко убедиться, что грусть не только не меняет ситуацию к лучшему, но приводит к прямо противоположному результату. Это справедливо и в отношении проблемы, которая Вас так беспокоит, особенно в этой стране, [в США], где оптимизм находит гораздо больший отклик в сердцах людей, нежели пессимизм и отчаяние.

Ваше уныние тем более неуместно в свете сказанного в Писании: «Разумная жена — от Г‑спода» Мишлей, 19:14.
. Соответственно, лучший способ получить желаемое — следовать совету наших мудрецов: искать, как ищут потерю См. Кидушин, 2б: «Почему в Торе сказано: “Если мужчина возьмет жену…” (Дварим, 22:13), а не: “Если женщина возьмет мужа…”? Ибо обычай мужчин — искать жену, и не в обычае женщин искать мужа. Это подобно человеку, потерявшему вещь. Кто кого ищет? Потерявший — потерю».
. Несомненно, действовать нужно энергично, хотя и, согласно обычаю благочестивых евреев, через посредников Во многих религиозных общинах не принято, чтобы молодые люди знакомились напрямую, — их знакомят родители, родственники, друзья или профессиональные сваты.
. Вам следует продолжать поиски — с твердым упованием на Всевышнего.

Рабби Менахем‑Мендл Шнеерсон во время свадебной церемонии во дворе Краун‑Хайтс. 1959

И тогда Творец, который, как говорили наши мудрецы, со дня сотворения мира «соединяет пары» См. Берешит раба, 68:4: «Однажды некая богатая римская женщина спросила рабби Йосе бен Халафту: “За сколько дней сотворил Святой, благословен Он, мир Свой?” Сказал он ей: “За шесть дней”. — “А с тех пор что Он делает?” Сказал он ей: “Сидит и сочетает пары — мужа с женой и жену с мужем”».
, безусловно, найдет Вам ту, которая дополнит Вас в материальном и в духовном плане. И в награду за то, что Вы приближаете сердца сынов Израиля к их Отцу Небесному посредством изучения хасидизма — самого сокровенного учения Торы, а сокровенное учение приводит к браку (а не просто к помолвке! То есть к гораздо более прочным и трудно расторжимым узам.
) между общиной Израиля и Святым, благословен Он, — ускорится нахождение Вашей «пропажи», и, с Б‑жьей помощью, Вы в самое ближайшее время найдете женщину, подходящую Вам во всех отношениях, и построите вместе с ней настоящий хасидский дом, «здание вечное» Отрывок из одного из семи свадебных благословений: «Благословен Ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Владыка мира, создавший человека; по образу Своему, по образу и подобию Своему устроил Ты его и построил для него из его [плоти] здание вечное. Благословен Ты, Г‑сподь, создавший человека» (Ктубот, 8а). .

С пожеланием успеха в самом ближайшем будущем. (Игрот кодеш. Т. 10. С. 258–259. Письмо 3220)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Всё в руках Небес

В еврейской мысли широко известна концепция, внедренная рабби Бааль‑Шем Товом, о том, что каждое событие в мире является результатом Провидения. В первую очередь это верно для евреев, и особенно для тех из них, кто уполномочен влиять на других. Как говорили мудрецы, «даже работника, ведающего рытьем колодцев, назначают с Небес». И поскольку Всевышний является воплощением блага и «в природе Доброго — творить добро», любые нежелательные мысли являются совершенно неуместными.

Всё в руках Небес

Хорошо известны слова мудрецов о том, что «найти человеку пару стоит Всевышнему не меньшего труда, чем рассечение Красного моря». Также известно, что рассечение Красного моря произошло благодаря твердой вере и упованию народа на Творца. Отсюда мы учим, как следует поступать, когда мы ищем себе супругу: чем тверже будет Ваша вера — разумеется, поиски при этом не должны прекращаться, — тем быстрее обретете семейное счастье.

Всё в руках Небес

Все произойдет в должное время — при условии, что Вы примете к своему сведению высказывание рабби Шнеура‑Залмана из Ляд, которое повторил мой достопочтимый тесть и учитель рабби Йосеф‑Ицхак Шнеерсон, — что Святой, благословен Он, дарует евреям материальные блага, с тем чтобы те преобразовали их в блага духовные.