Всё в руках Небес
Песах — время веры и упования на Творца
18 нисана 5714 года (21 апреля 1954)
Да поможет нам Всевышний преуспеть во всех начинаниях, связанных с нашим желанием создать достойный «сосуд», способный вместить все материальные и духовные блага, которые Он желает нам дать.
Эта духовная работа особенно актуальна в дни праздника Песах. Песах — время веры и упования на Творца. Именно эти качества проявили евреи поколения Исхода, когда вместе с женами и детьми ушли в пустыню, кишащую ядовитыми змеями и скорпионами , полагаясь исключительно на слово Всевышнего, повелевшего им идти. Именно там, в пустыне, они осознали, что, когда возникла нужда, появилась манна, которую они ели , и колодец Мирьям , из которого они пили; именно тогда исполнилось благословение: «Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не опухала» и т. д.
Как известно, «В каждом, каждом поколении обязан человек смотреть на себя, словно он сам вышел из Египта» . Когда человек следует по жизни с верой и упованием, или, по крайней мере, с частичной верой и упованием, не может быть никаких сомнений, что Святой, благословен Он, удовлетворит все его материальные и духовные нужды.
(Игрот кодеш. Т. 8. С. 340. Письмо 2597)
Провидение в первую очередь распространяется на тех, кто уполномочен влиять на других
25 нисана 5714 года ( 28 апреля 1954)
Что касается Вашего письма от первого дня будней праздника Песах, в котором Вы описали свои проблемы со здоровьем, — я упомяну Ваше имя, когда буду на могиле своего достопочтенного тестя рабби Йосефа‑Ицхака Шнеерсона, и попрошу Всевышнего о Вашем скорейшем выздоровлении.
Думаю, нет нужды напоминать Вам о необходимости укрепиться в вере и уповании на Творца. Это справедливо во все времена и особенно сейчас, когда только что закончился «праздник опресноков» , которые называют «пищей, укрепляющей веру» и «пищей, дарующей исцеление» , и мы движемся навстречу празднику дарования Торы, все заповеди которой пророк Хавакук свел к одному принципу — вере .
В еврейской мысли широко известна концепция, внедренная рабби Бааль‑Шем Товом, о том, что каждое событие в мире является результатом Провидения. В первую очередь это верно для евреев, и особенно для тех из них, кто уполномочен влиять на других . Как говорили мудрецы, «даже работника, ведающего рытьем колодцев, назначают с Небес» . И поскольку Всевышний является воплощением блага и «в природе Доброго — творить добро», любые нежелательные мысли являются совершенно неуместными.
Надеюсь, Вы понимаете, что моя цель вовсе не в том, чтобы упрекать или поучать Вас, Б‑же сохрани. Я просто излагаю один из краеугольных принципов нашей веры — ибо изучение даже самого простого раздела Торы засчитывается как исполнение заповеди изучения Торы.
В самое ближайшее время жду от Вас хороших новостей о том, как Вы с новыми силами учите Тору, исполняете заповеди, а главное, занимаетесь своим непосредственным делом — влияете на окружающих, дальних и ближних, в духе патриарха Израиля .
Да поможет Вам Б‑г преуспеть!
(Игрот кодеш. Т. 8. С. 354. Письмо 2613)
Чем крепче наше упование, тем быстрее сбудется то, чего мы желаем
3 ава 5714 года (2 августа 1954)
Вы пишете, что в целом довольны переездом, однако Ваше жалованье не соответствует Вашим потребностям, и это отражается на Вашем настроении.
Это очень удивительно. После того как Вы своими глазами наблюдали милость Творца по отношению к Вам, неужели Вам все еще недостает веры, что Он, в Своей доброте, безусловно способен направлять Вас и дальше и что рано или поздно Он освободит Вас и от нынешних стесненных обстоятельств? Даже если по каким‑то непонятным нам причинам ожидаемое задерживается — у мира есть только один Создатель, который видит будущее, знает, что является для нас подлинным благом, а также решает, каким образом, наиболее благоприятным для человека и его семьи, Он приведет его истинному счастью, как в материальном, так и в духовном плане.
Сказанное выше справедливо даже в отношении тех людей, чье нынешнее положение хуже, чем было раньше, или хуже по сравнению с окружением и знакомыми. И уж тем более — в отношении тех, чье положение улучшилось по сравнению с тем, что было. В нынешние трудные времена Ваша ситуация гораздо лучше, чем у многих и многих Ваших знакомых, которые тем не менее не отчаиваются. Поэтому совершенно очевидно, что ни у Вас, ни у Вашей супруги нет никаких причин пребывать в тоске и печали.
Все мы знаем, и это доказано опытом, что чем крепче упование, чем с большим оптимизмом человек смотрит в будущее, тем быстрее сбудется то, чего он желает.
Надеюсь, что скоро Вы порадуете меня хорошими новостями обо всем вышесказанном как в отношении себя, так и в отношении Вашей супруги.
(Игрот кодеш. Т. 9. С. 223. Письмо 2843)
Пусть он сделает Всевышнего своим компаньоном и обязуется жертвовать на благотворительность чуть больше десятины
12 ава 5714 года (11 августа 1954)
Уважаемому хасиду рабби Нисану Неманову .
Вы написали о молодом человеке, укоротившем бороду
В своих письмах Ребе неоднократно упрекал молодых хасидов, стригших бороду из опасения, что иначе они не найдут невесту, не смогут устроиться на хорошую работу и т. д.
. С ним должны поговорить его друзья, тем более что его старший брат ведет себя так, как должно.
Также следует объяснить ему, что, в соответствии с тем, что сказано во второй части «Дерех мицвотеха» , в комментарии на стих: «А Он, милостивый, прощает грех и не губит» , — что тринадцать атрибутов бороды соответствуют тринадцати атрибутам Б‑жественного милосердия . Соответственно, все, кто не достиг такого уровня, чтобы требовать от Всевышнего удовлетворения всех своих нужд на основании своих дел, но целиком и полностью зависят от Его милости и милосердия, должны оставлять все тринадцать атрибутов бороды в неприкосновенности. Из этого следует, что молодой человек, которому нужно найти заработок, хорошую жену и т. д., причем во всех этих вопросах он напрямую зависит от Б‑жественного милосердия, должен обращаться с тринадцатью атрибутами своей бороды максимально осторожно. Не сомневаюсь, что Вы найдете нужные слова, чтобы объяснить ему все это.
Теперь что касается Вашего знакомого N. Поскольку один из докторов считает, что операция не нужна и Вашему знакомому нужно просто следить за своей диетой и т. д., пусть он поступает в соответствии с этим мнением и укрепится в своем уповании на Всевышнего, «исцеляющего всякую плоть и творящего чудеса» . Ибо душевное спокойствие — одно из лучших лекарств от всех болезней.
По поводу другой его жалобы, что на дом, который он приобрел для перепродажи, никак не находится покупатель: пусть он сделает Всевышнего своим компаньоном и обязуется жертвовать на благотворительность чуть больше десятой части своих доходов — лучше всего ближе к пятой части . И тогда «компаньон», несомненно, дарует ему изобилие и успех, согласно постановлению мудрецов: «Отделяй десятину, чтобы разбогатеть» .
Когда же Ваш знакомый увидит в этом руку Провидения, стоит посоветовать ему купить для последующей перепродажи еще один дом, продолжая при этом и нынешнее дело — без излишней спешки и с перерывами на отдых, если в этом будет необходимость.
(Игрот кодеш. Т. 9. С. 235. Письмо 2856)