Послания Любавичского Ребе

Всё в руках Небес

Составитель Евгений Левин. Перевод с английского Евгения Левина 11 августа 2023
Поделиться

Продолжение (начало см. в №376)

3. Не следует слишком унывать и сомневаться, ибо дурное начало пользуется и этим

3 ава 5710 (17 июля 1950) года

Что касается Вашего Адресат письма — рабби Шнеур‑Залман Серебрянский, посланник шестого Любавичского Ребе, работавший в Австралии с 1949 года.
пожелания, чтобы Вы и Ваши коллеги стали достойными «проводниками» света Всевышнего, наилучшим образом исполняющими заветы моего тестя, благословенной памяти, рабби Йосефа‑Ицхака Шнеерсона, — Вам не следует слишком унывать и сомневаться в своих силах, ибо дурное начало не преминет воспользоваться Вашим угнетенным состоянием.

Во время одного из наших недавних хасидских застолий как раз обсуждалась эта тема, а именно: еврей должен помнить, что мир был сотворен только потому, что «природа Благого — творить благо» Рабби Нафтали‑Герц бен Яаков Эльханан (Бахарах). Эмек а‑мелех, 1.
. Таким образом, самоочевидно, что этот [положительный] импульс оказывает влияние на все творение и отражается в нем…

В свете сказанного выше, необходимо приступать к работе с радостью и в полной уверенности, что Всевышний проявит милосердие и окажет нам помощь и мы удостоимся величайшего освящения свыше — если сохраним твердую связь с праведником, который даже более доступен для нас сегодня, так как не связан рамками материального мира Ребе имел в виду своего тестя и предшественника рабби Йосефа‑Ицхака Шнеерсона, который скончался за несколько месяцев до написания этого письма. О том, что праведник после смерти становится ближе и доступнее, см., напр.: Танья. Послание о раскаянии, 27. .

(Игрот кодеш. Т. 3. С. 353. Письмо 655)

 

4. Не знаю, где Вы находитесь в смысле упования

14 ава 5710 (1950) года

(Некий хасид написал Ребе, что работает в таком месте, где ему не удается в полной мере исполнять свои религиозные обязанности. Обсудив различные компромиссы, предлагаемые религиозными авторитетами в такой ситуации, Ребе закончил свое письмо так:)

И как было сказано выше, мне неизвестна степень Вашего упования на Всевышнего. Но если Вы сильны духом и веруете простой верой, то, когда Вы начнете искать другой источник заработка, Всевышний даст Вам заработок в таком месте, где будет «миньян» и т. д и где Вы сможете исполнить все упомянутые Вами религиозные обязанности.

(Игрот кодеш. Т. 3. С. 372. Письмо 674)

Сумка для хранения тфилин. Российская империя. 1900.

5. Если это благословение почему‑то исполняется не сразу

21 ава 5710 (1950) года

Отвечаю на Ваше письмо от 16 ава, в котором Вы писали о здоровье своей жены. Вы перечисляете причины, по которым она не может забеременеть. Однако все они неубедительны, тем более что в самом начале своего письма Вы упомянули, что в элуле 5709 (в сентябре 1949) года она была беременна.

Поэтому я полагаю, что Ваша жена не должна предпринимать ничего, что, согласно тому, что Вы пишете, кажется ей рискованным. Пусть она еще раз посоветуется с врачом‑специалистом, что ей делать. Уверен, что он сможет найти некий «умеренный» вариант, используя конкретного врача или конкретный препарат, которые позволят достичь цели и приведут к исполнению благословения моего достопочтенного тестя, и Всевышний порадует вас обоих здоровым жизнеспособным потомством.

Вы также пишете, что от всего происходящего Ваша жена стала очень нервной. Вам следует объяснить ей, что Всевышний управляет миром так, что все, что ни происходит, — к лучшему. Он знает, что лучше для нас, и Он же написал в Своей Торе, что дети — это благословение. Таким образом, это долг еврея. Если же благословение иногда почему‑то исполняется не сразу, нам следует помнить о том, что у нас есть великий наставник, мой уважаемый тесть и учитель, и что в нужное время он сделает так, что все благословения исполнятся для тех, кто с ним связан.

Соответственно, необходимо изо всех сил поддерживать и укреплять нашу внутреннюю связь с ним. Если же вместо этого человек начинает сомневаться, исполнится его благословение или нет, и эти сомнения вводят его в стрессовое состояние, такое поведение является признаком слабости, Б‑же сохрани, и в том, что касается упования на Всевышнего, и в том, что касается духовной связи с наставником поколения. Помимо всего прочего, такой человек наносит вред своему здоровью. Очевидно, все это — не что иное, как происки дурного начала.

Вы и Ваша супруга должны твердо верить «во Всевышнего и в Моше, раба Его» Шмот, 14:31. То есть доверять праведнику поколения.
, а в нашем поколении таковым является мой достопочтенный тесть и учитель. Это само по себе ускорит осуществление благословения на столь ожидаемое вами пополнение в семье.

Я также не сомневаюсь, что перед зажиганием субботних и праздничных свечей Ваша жена кладет несколько монет в так называемую «кассу рабби Меира бааль‑а‑нэс (Чудотворца)», а Вы, в свою очередь, ежедневно читаете псалом, соответствующий возрасту шестого Ребе, — в настоящее время это псалом № 71 Согласно традиции после утренней молитвы многие евреи читают псалом, соответствующий их возрасту, плюс один год вперед (например, двадцатилетний читает 21‑й псалом). Ребе предлагает поступать так же по отношению к своему тестю, скончавшемуся в возрасте семидесяти лет.
.

Когда, в добрый час, Ваша жена забеременеет, не сообщайте об этом окружающим раньше времени, однако немедленно сообщите радостные новости рабби Йосефу‑Ицхаку Шнеерсону, передав записку на место его успокоения Согласно распространенному во многих общинах обычаю принято приходить на могилы умерших, чаще всего родителей или известных праведников, и сообщать им последние новости, прося усопших ходатайствовать за них перед престолом Всевышнего.
.

(Игрот кодеш. Т. 3. С. 386. Письмо 688)

 

6. Словами, соответствующими ее нынешнему душевному состоянию

16 элуля 5710 (29 августа 1950) года

Вы пишете, что врач сказал Вашей супруге, что ей нужна госпитализация на несколько дней для сдачи анализов, и добавили, что Ваша жена боится больниц по разным совершенно нелепым причинам.

Вот что Вам следует ей объяснить — словами, соответствующими ее текущему душевному состоянию.

Всевышний сотворил этот мир и управляет им полностью, как Северным, так и Южным полушарием, независимо от того, в котором из них мы находимся. «Ибо Он сказал — и свершилось, Он повелел — и стало» Теилим, 33:9.
. Поэтому ничто в мире не происходит в обход Его воли, а все, чего Он желает, случается. Тем не менее Всевышний жаждет, чтобы мы создавали в нижних мирах естественный «сосуд» для благословения, так как Ему угодно, чтобы все происходило естественным образом.

Когда еврей или еврейка плохо себя чувствует и зовет врача, это отнюдь не означает, что этот конкретный медик имеет над ними власть. На самом деле не кто иной, как Творец выбирает этого врача Своим посланцем и исполнителем Своей воли.

Если у человека есть упование, если он твердо, без всяких сомнений, убежден, что миром правит Всевышний, он удостаивается чести увидеть это своими плотскими очами. На каждом шагу он замечает, как Святой, благословен Он, берет нас за руку и ведет нас наилучшим для нас путем, как в материальном, так и в духовном плане.

Поэтому, если Ваша жена ляжет в больницу в соответствии с указанием врача, она по‑прежнему останется под присмотром Всевышнего. Он будет наблюдать за ней и проследит, чтобы все было сделано наилучшим образом, как для ее телесного, так и для ее душевного здоровья.

Все, что нужно Вашей жене, — это твердо верить и надеяться, что она непременно увидит исполнение благословения моего достопочтенного тестя, рабби Йосефа‑Ицхака Шнеерсона, который благословил ее и продолжает благословлять до сих пор, — что она выздоровеет и в самое ближайшее время сможет порадовать нас хорошей новостью о своем улучшившемся самочувствии.

Я полагаю, что каждый раз перед зажиганием субботних и праздничных свечей Ваша жена кладет несколько монет в «кассу рабби Меира бааль‑а‑нэс» и читает псалом, соответствующий возрасту рабби Шнеерсона (в настоящий момент это 71‑й псалом). Все это ей следует делать, не давая формального обета Чтобы случайно его не нарушить, поскольку нарушение обета считается серьезным проступком. .

(Игрот кодеш. Т. 3. С. 441. Письмо 734)

 

7. Необходимо иметь подходящие «сосуды», способные вместить все Б‑жественные блага

7 адара алеф 5711 (13 февраля 1951) года

Нужно быть твердым в своем уповании на Всевышнего, который правит всем миром, без исключений. Он будет следить за Вами, охранять Вас и в итоге устроит Ваши дела наилучшим для Вас образом, как в материальном, так и в духовном плане.

Вместе с тем следует позаботиться о создании подходящих «сосудов» — материальных каналов для восприятия Б‑жественного блага. Этими каналами являются Тора и заповеди. И прежде всего, ежедневное чтение псалмов сообразно с месячным циклом; ежедневное изучение недельной главы с комментариями Раши: в воскресенье изучают отрывок, который читает первый вызванный к Торе [в синагоге], в понедельник — отрывок, который читает второй вызванный к Торе, и т. д.; ежедневное изучение соответствующего раздела «Таньи», согласно постановлению моего достопочтенного тестя, рабби Йосефа‑Ицхака Шнеерсона.

Почему Вы не упомянули, что ищете невесту?

(Игрот кодеш. Т. 4. С. 172. Письмо 916)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Все в руках Небес

Вы удостоились священной миссии быть духовным лидером и наставником солдат, находящихся под Вашим влиянием, то есть, во‑первых, укреплять их дух, дабы они твердо верили, что победа будет за нами, и не испытывали страха перед врагом; а во‑вторых, убеждать их быть твердыми в своей вере и прилагать все усилия, чтобы, насколько это возможно, соблюдать Тору и заповеди.

Благословение и мир

Что лежит в основе любви и преданности двух близких друзей, мужа и жены или детей и родителей? Разумеется, не тело, которое не более чем плоть, кости и внутренности, но душевные качества, то есть подлинная сущность человека. Именно свою суть человек сообщает ближним посредством тела и органов. С помощью глаз, ушей, рук, органов речи мы выражаем свои мысли, чувства и душевные качества. Очевидно, что именно душа, а вовсе не плотские средства выражения, составляет наше подлинное «я».

Благословение и мир

Любое повышение уровня кошерности пищи, в не меньшей степени, чем соблюдение правил гигиены, следует рассматривать как вклад в улучшение духовного здоровья еврея наравне с физическим. И если эти измышления справедливы в отношении взрослых, то тем более стоит обращать внимание на то, что едят наши дети, поскольку их характер все еще находится в процессе формирования, и направление, которое примет этот процесс, имеет огромное значение.