Послания Любавичского Ребе

Время утешать

Мендл Калменсон 16 сентября 2018
Поделиться

Думайте позитивно

Когда происходит несчастье, наш мозг начинает рисовать страшные картины, особенно если это случается не впервые. Оказавшись однажды в такой ситуации, многие люди живут в постоянном страхе в ожидании, что произойдет что‑нибудь ужасное; в их голове постоянно крутится: «А вдруг это случится снова? Вдруг в этом же месте и в это же время случится такое же несчастье или что‑то более страшное?»

Помимо того что подобные мысли лишают нас внутреннего спокойствия, согласно еврейской традиции, такие фантазии действительно меняют ситуацию к худшему, нередко воплощаясь в реальность. В частности, такой вывод мы делаем из библейского рассказа о том, как Йосеф, будучи узником в египетской тюрьме, толковал сны своих сокамерников.

Иосиф толкует сны в тюрьме. Художник Лукас ван Лейден. Фрагмент гравюры. 1512.

Как мы помним, фараон наложил опалу на двух своих вельмож, виночерпия и пекаря, и бросил их в тюрьму. Там они рассказали Йосефу приснившиеся им сны. Виночерпию приснилось: «Вот, виноградная лоза предо мною, а на лозе три ветви; а она как зацвела, появились почки на ней и созрели в гроздьях ее ягоды. И чаша фараона в руке моей; и я взял виноград, и выжал его в чашу фараону, и подал чашу в руку фараона» (Берешит, 40:9–10). Пекарь же видел такой сон: «Вот, три плетеные корзины на голове моей, а в верхней корзине всякая пища фараона, изделия пекаря; и птицы клюют ее из корзины с головы моей» (Берешит, 40:16–17) — чего птицы никогда бы не сделали, будь человек жив См. комментарий рабби Шимшона Гирша на это место.
.

Йосеф так истолковал эти сны: виночерпий вернется ко двору и вновь обретет милость в глазах фараона, что же до судьбы начальника пекарей — «через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве; и птицы будут клевать плоть твою с тебя» (там же, 19). Через три дня все именно так и случилось. Разумеется, можно прочесть этот отрывок как рассказ о пророческих снах и искусстве толкования сновидений. Однако возможно и другое прочтение — как свидетельство того, что наши мысли влияют на нашу судьбу. Ибо, как отмечали мудрецы Талмуда, эти ночные сновидения были лишь отражением дневных мыслей и фантазий двух вельмож: виночерпий смотрел в будущее с оптимизмом, тогда как пекаря терзали страшные предчувствия.

Один расстроенный и обеспокоенный раввин написал Ребе, что его синагога получила новый свиток Торы, кошерность которого дважды подвергалась сомнению. Раввин был очень встревожен, поскольку примерно в то же время один за другим умерли два молодых прихожанина, и он беспокоился, нет ли тут связи.

В ответ Ребе привел ему знаменитое высказывание третьего Любавичского Ребе, Цемаха Цедека: «Думай хорошо, и все будет хорошо». Иными словами, позитивное мышление само по себе меняет ситуацию к лучшему Летом 1990 года, после серии страшных дорожно‑транспортных происшествий, в которых погибло несколько членов любавичской общины Мельбурна, рабби Лейбл Гронер, один из секретарей Ребе, написал ему записку, в которой выразил свой страх и обеспокоенность в связи с тем, что так много людей погибло за столь короткое время. Ребе ответил: «Пришло время исполнить предписание нашего Учителя. Думайте хорошо, и все будет хорошо в буквальном смысле!»
.

Понимая, что это утверждение может быть воспринято как банальность, Ребе сослался на Талмуд. В соответствующем разделе обсуждаются сны и их толкования и, в частности, несколько историй о мудреце по имени Рава и толкователе снов по имени Бар‑Гедья. Последний предсказывал Раве множество разных несчастий, в том числе касающихся его жены и детей:

«Рассказали ему: зачитали нам: “Сынов и дочерей родишь, но не будет их у тебя, потому что пойдут они в плен” (Дварим, 28:41). Сказал он Раве: так и понимай дурной этот сон.

Зачитали нам: “Сыны твои и дочери твои будут отданы другому народу, и глаза твои видят это и исходят по ним целыми днями, и не будет силы в руке твоей” (Дварим, 28:32). Сказал он Раве: жена твоя умрет, и достанутся ее сыновья и дочери другой женщине» Брахот, 56б.
.

После этого, рассказывает Талмуд, произошло следующее: «Плыли они [Рава и Бар‑Гедья] тогда вместе в лодке. Когда выходил он на берег, выпала у него книга. Нашел ее Рава и увидел, что написано в ней: “Все сновидения следуют за устами”. Сказал [Рава]: злодей! Из‑за тебя сбылись [мои сны], и это ты причинил мне столько страданий!» Там же.

Согласно Талмуду, это справедливо и в отношении дневных мыслей: «Было однажды со старцем Гилелем, что шел он дорогой и услышал доносящийся из города вопль. Сказал: обетовано мне, что случилось это не в моем доме. И о нем говорит Писание: “Слуха дурного не убоится, твердо сердце его, полагается он на Г‑спода” (Теилим, 112:7). Сказал Рава: как ни толкуй этот стих, начнешь ли с начала его и пойдешь к концу или начнешь с конца и пойдешь к началу, он всяко поддается верному истолкованию. Если с начала к концу: “Слуха дурного не убоится” — почему? Потому, что “твердо сердце его, полагается он на Г‑спода”. Если с конца к началу: “Твердо сердце его, полагается он на Г‑спода” — и тогда “слуха дурного не убоится”» Там же, 60а.
.

И еще одна история из Талмуда.

Йеуда бар Натан шел за равом Гамнуной. Вздохнул он. Сказал ему [рав Гамнуна]: хочет ли господин навести на себя страдания? Ведь написано: “Ибо ужас, которого я боялся, настиг меня, и то, чего я опасался, пришло ко мне” (Иов, 3:24). [Спросил Йеуда бар Натан:] Но разве не написано: “Блажен человек, который всегда страшится” (Мишлей, 28:14)? Ответил ему: это сказано о словах Торы Там же.
.

В 1963 году, в одном из своих выступлений В субботу, когда в синагоге читают недельную главу Бешалах. К этой теме Ребе вернулся в 1966 году, в своем выступлении в субботу, когда в синагоге читают недельную главу «Шмот». См.: Ликутей сихот. Т. 36. С. 1.
, Ребе подробно остановился на философской и духовной динамике, лежащей в основе принципа «думай хорошо, и все будет хорошо».

Начал он с того, что задал логичный вопрос: почему нужно верить, что, невзирая на любые трудности, в итоге все будет хорошо? Не слишком ли это самоуверенно: предполагать, что в любой ситуации мы изначально заслуживаем Б‑жественной милости, независимо от нашего религиозного или нравственного состояния? В конце концов, разве не сказано в Писании: «Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не грешил бы» (Коелет, 7:20)? Согласно мидрашу, даже Яаков, величайший из праотцев, и Моше, величайший из пророков, оказавшись в опасной ситуации, боялись именно потому, что не были уверены, что достойны Б‑жественного спасения (Берешит раба, 76:1; Бе‑Ор а‑Сехель и Нецер кодеш на это место).
И как насчет основополагающего принципа еврейской веры, что миром правит Б‑жественный закон награды и наказания Иудаизм утверждает, что все так называемые наказания, перечисленные в Торе, призваны не покарать грешника, но очистить его от духовной скверны, порожденной грехом, и таким образом не калечат, а лечат.
, а потому спасение зависит от праведности?

На этот вопрос Ребе ответил так: если еврей решает, что будет уповать на Б‑га, веря, что очередной кризис закончится в его пользу, даже несмотря на то, что все свидетельствует об обратном, то в этом случае он окажется выше законов природы. А это, в свою очередь, в соответствии с принципом «вера за веру» приведет к временной отмене Б‑жественного закона Согласно Рамбану (комментарий на Ваикра, 26:11), «когда большинство евреев совершенны, их жизнь не подчиняется законам природы… до такой степени, что им не нужен врач, чтобы вылечить, как сказано: “И сказал: если ты будешь слушаться гласа Г‑спода, Б‑га твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Г‑сподь, целитель твой” (Шмот, 15:26)». Разумеется, подобные моменты духовного совершенства случаются очень редко, поэтому в обычной ситуации нужно следовать естественному порядку.
, согласно которому спасения заслуживают одни праведники.

Б‑г, Создатель человека, понимает, насколько трудно и даже сверхъестественно для него верить, не ощущая ни страха, ни тревоги, в благоприятное развитие событий в трудной, порой безнадежной ситуации. Поэтому в итоге, и в некотором смысле даже в награду за благочестие, проявляющееся в правильном образе мысли, Всевышний поступает с верующим, формально не заслуживающим спасения, более милостиво и щедро, чем «положено».

Ниже приведено несколько примеров из сотен писем Ребе, в которых он приводил афоризм Цемаха Цедека «думай хорошо, и все будет хорошо».

Отвечая еврею, пославшему Ребе телеграмму с просьбой о благословении на выздоровление, рабби Шнеерсон писал:

 

Я получил Вашу телеграмму, в которой говорится, что операция назначена на воскресенье… Я уверен, что все пройдет удачно.

Мне уже доводилось писать, что у меня вызывает искреннее недоумение, когда люди пессимистично воспринимают происходящее с ними или с членами их семей, несмотря на то что мой тесть и наставник Шестой Любавичский Ребе, рабби Йосеф‑Ицхак Шнеерсон.
много раз повторял от имени своих предшественников: «Думайте хорошо, и все будет хорошо».

Жду известий, что все прошло благополучно и Вам стало лучше.

В ожидании хороших новостей посылаю благословение Вам и Вашим близким Игрот кодеш. Т. 3. С. 373.
.

 

В ответе другому еврею, попросившему, чтобы Ребе помолился за его жену и внучку, у которых возникли проблемы со здоровьем, рабби Шнеерсон остановился на этом подробнее:

 

Отвечаю на два Ваших письма, где Вы пишете о жене и внучке… Будьте уверены, что они удостоятся Б‑жественного милосердия и поправятся.

Я очень не одобряю тех, кто слишком много думает, преувеличивает и вдается в подробности своих медицинских проблем — говорят и пишут о малейшей проблеме со здоровьем, которая у них возникает и т. д. Это полностью противоречит философии наших наставников: «Думай хорошо, и все будет хорошо». Если это справедливо в отношении позитивного мышления, то тем более когда дело касается слов и писем, которые приравниваются к поступкам Игрот кодеш. Т. 4. С. 198.
.

Фотограф Шая Гинот.

 

В ответе еврею, направившему Ребе несколько пессимистических писем с перечислением своих трудностей и горестей, Ребе подробно остановился на том, какие последствия имеет вербализация негативных мыслей. Рабби Шнеерсон подчеркнул оригинальность учения Цемаха Цедека — согласно ему процесс актуализации, в ходе которого духовная идея проявляется в материальном мире, начинается не с вербализации этой идеи (общее место хасидской литературы), но гораздо раньше, еще в процессе обдумывания:

 

Отвечаю на Ваше письмо, из которого видно, что мне все еще не удалось внушить Вам оптимизм — хотя я многократно говорил Вам, что, согласно еврейской традиции, нужно удерживаться от того, чтобы озвучивать отрицательные и печальные мысли, поскольку это только способствует тому, что зло становится реальностью В соответствии с принципом, что, если сказать что‑то плохое, это станет реальностью, Ребе объяснял порядок фраз в библейском рассказе о том, как Моше второй раз вмешался в общественную жизнь: «И вышел он на другой день, и вот, два еврея ссорятся; и сказал он неправому: зачем ты бьешь ближнего твоего? И тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьей над нами? Не думаешь ли убить меня, как убил египтянина? И испугался Моше, и сказал: верно, стало известным это дело. И услышал фараон об этом деле, и хотел убить Моше, но Моше убежал от фараона» (Шмот, 2:13–15). По мнению Ребе, Тора не случайно указывает, что Моше не просто испугался, но высказал свои опасения — отсюда мы делаем вывод, что фараон узнал о случившемся именно потому, что Моше сказал вслух, что боится этого. .

Это касается не только вербализации — согласно хасидскому учению См.: Меа шеарим, 28a‑б. Маамарей адмор а‑закен. С. 446.
, произнесенное слово может стать реальностью, как это следует из поведения Магида из Межерича, который неизменно озвучивал новые идеи, чтобы «привести их в мир». Мысли тоже способны воплотиться в жизнь, как это следует из учения наших наставников, говоривших: «Думай хорошо, и все будет хорошо». Поэтому нужно удерживаться от плохих мыслей — чтобы зло не стало реальностью Игрот кодеш. Т. 6. С. 286–287.
.

 

В другом письме Ребе отчитал студента ешивы, написавшего в середине лета, что на Осенние праздники собирается быть не в ешиве, а дома, чтобы провести их с отцом, который болеет. Пожелав отцу скорейшего выздоровления, рабби Шнеерсон написал:

 

P. S. Что же касается идеи, о которой Вы писали, — провести Дни трепета Дни трепета — десять дней покаяния: от Рош а‑Шана (еврейский Новый год) до Йом Кипура (Дня Искупления).
дома, несмотря на то что большинство студентов останутся в ешиве, поскольку Ваш отец болеет, — меня очень удивило и расстроило подобное маловерие, позволившее Вам предположить, что через несколько месяцев Ваш отец все еще будет болен, и, исходя из этого, уже сейчас, в середине лета, строить конкретные планы покинуть духовное окружение ешивы (и в результате лишиться возможности помолиться должным образом). Гораздо лучше и разумнее руководствоваться словами наших наставников: «Думай хорошо, и все будет хорошо», то есть исходить из предположения, что Ваш отец поправится и Вы сможете спокойно сосредоточиться на своем духовном развитии Игрот кодеш. Т. 9. С. 281.
.

 

Это письмо заставляет вспомнить следующий случай. В ходе личной аудиенции некий хасид сказал Ребе, что через несколько недель ему предстоит сложная операция, и попросил благословения, чтобы она прошла успешно. Ребе совершенно серьезно ответил: «Вместо того чтобы просить меня о благословении, чтобы операция прошла успешно, вы могли бы попросить помолиться, чтобы операция вам не понадобилась» Рассказал Залман Гурари, герой этой истории.
. Эта история лишний раз учит: мало того, что конкретные мысли влияют на окружающую действительность, — наш образ мысли, отражающий уровень веры, тоже меняет ситуацию в лучшую или худшую сторону.

Ребе решительно осуждал негативное мышление и горестные фантазии не только потому, что это меняет ситуацию к худшему, но и потому, что вызывает уныние, отчаяние и другие скверные чувства, которые могут привести к серьезным осложнениям.

Фотограф Марчелло Бендахан.

Эту же мысль подтверждает письмо Ребе, адресованное еврею, которого не удовлетворили медицинские рекомендации врачей, а потому он решил почитать медицинскую литературу, чтобы самому оценить свое состояние.

 

В ответ на Ваше письмо, в котором Вы сообщили, что перенесли в прошлом несколько операций.

Очень нехорошо, что Вы решили разобраться самостоятельно и читать о болезнях, которые, как Вам кажется, у Вас есть. По моему мнению, Вам следовало бы, согласно заповеди Торы, исполнять предписания врачей и сосредоточить все свои помыслы и силы на вере в Б‑га, Целителя всех больных, который может творить чудеса.

Совершенно не нужно заниматься самостоятельными медицинскими изысканиями, поскольку Вы не специалист в данной области, особенно если это лишает Вас покоя и вызывает неприятные и грустные мысли. Все мы хорошо помним слова наставников Хабада: «Думай хорошо, и все будет хорошо» Игрот кодеш. Т. 4. С. 130. .

 

Ту же тему Ребе развил в письме, направленном в 1952 году заболевшей женщине:

 

Мне было приятно прочесть в Вашем письме слова о Б‑ге — Творце вселенной, в руках которого судьбы всех живущих… Однако это приятное впечатление было испорчено дальнейшим тоном Вашего письма, где Вы пишете, что хотите быть «реалисткой», в соответствии с прогнозами врачей, касающимися Вашего состояния. Должен Вам сказать, что даже с «реалистичной» точки зрения нужно признать: известно много случаев, когда даже величайшие врачи ошибаются в поставленном диагнозе. Более того, в наше время в области медицины ежедневно совершаются новые открытия, появляются «чудо‑лекарства» и методы, производящие революционный переворот в лечении.

К тому же, наблюдая за жизнью, мы видим, что есть множество вещей, кажущихся странными и невозможными, но тем не менее они существуют. Поэтому нельзя заранее считать что‑либо невозможным.

В ситуации, немало зависящей от нервной системы и устойчивости организма, даже врачи согласны, что чем сильнее пациент верит в лечение, чем сильнее он хочет выздороветь, тем больше у него шансов поправиться. Разумеется, все это сказано не в качестве упрека. Однако на основании того, что Вы знаете обо мне, а я о Вас, мне показалось, что я вправе поделиться с Вами этими мыслями, которые я удостоился услышать от своего тестя, благословенной памяти.

И пусть Всевышний поможет Вам исполнить свое обещание поработать в религиозной организации и вырастить своих детей настоящими евреями Письмо от 5712 (19511952) года.
.

 

То, что физическое состояние человека тесно связано и во многом зависит от психологического, было важной частью учения Ребе. Об этом, в частности, свидетельствует то, как старательно он избегал слова «бейт холим» («больница»), означающего буквально «дом больных», — явно не лучшее название для заведения, призванного внушать уверенность и надежду.

В письме профессору Мордехаю Шани, директору израильского медицинского центра «Тель а‑шомер», Ребе упомянул их прежний разговор, в ходе которого он настоятельно рекомендовал называть больницу лечебницей (бейт рефуа, дословно: «дом лечения»): «На первый взгляд это может показаться простой семантикой, но уверен, что слово “лечебница” психологически поддерживает больного» Письмо от 3 адара 5737 (21 февраля 1977) года.
.

По той же причине Ребе напоминал врачам, как правильно обсуждать медицинские проблемы с пациентами:

 

Разумеется, Вам известен комментарий многих великих наставников к словам мудрецов: «Учили в школе рабби Ишмаэля: “…только за вынужденное безделье пусть он заплатит и за лечение” (Шмот, 21:19), — отсюда следует, что “дано право врачу лечить” Брахот, 60а.
, а не расстраивать» Игрот кодеш. Т. 4. С. 288.
.

 

Следующая история наглядно свидетельствует, как настойчиво Ребе проводил мысль, что дело врачей — диагнозы, а не прогнозы. После того как у одной женщины диагностировали смертельную болезнь, убитый горем муж приехал к Ребе, взяв с собой двух маленьких детей.

— Ребе, — сказал он со слезами в голосе, — наша семья только недавно приехала в США, я даже не говорю по‑английски. И вот моя жена скоро умрет, оставив меня с двумя малютками.

— Кто сказал, что она умрет? — спросил Ребе, не скрывая недовольства.

— Доктора.

— Медицинское заключение у вас с собой? Дайте его сюда!

Посетитель протянул бумагу, и Ребе разорвал ее в клочья, произнеся:

— Разве врачи решают, кому жить, а кому умереть? Это решает только Б‑г! Езжайте домой и скажите жене пить лекарства, которые ей прописали. Она поправится.

И действительно, женщина прожила еще много лет Семена мудрости. С. 98. .

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Время утешать

Накануне Песаха 1988 года шестилетняя Мирьям Гаерман из Беркли, штат Калифорния, погибла в результате дорожно‑транспортного происшествия. После смерти дочери родители написали Ребе длинное письмо, прося объяснить, почему это произошло. Больше всего их тревожило, что скоропостижная смерть девочки могла означать, что у нее не было шанса исполнить свое жизненное предназначение.

Время утешать

Ребе ласково сказал: “Подойди” — и жестом показал, чтобы я приблизился. С книжной полки он достал два тома Талмуда и сказал мне на идише: “По медицинским законам твой отец очень тяжело болен; его конец уже близок. Он очень подавлен, да и ты, кажется, тоже. Тебе необходимо то, что придаст силы. Я хочу научить тебя тому, что поможет тебе держаться”.