Послания Любавичского Ребе

Цав. «Вели»

Текст подготовил Довид Карпов 3 апреля 2020
Поделиться

«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы.

«Если принесет благодарственную жертву»
(«Ваикра», или «Левит», 7:12)

 

 

Мы уже не раз говорили о том, что все элементы храмовой службы имеют свои параллели и аналогии в частном служении каждого из нас, поскольку все мы относимся к «народу-священнику». И поэтому каждый еврей может считать себя в какой-то мере «священником» (коэн), как сказано («Шмот», 19:6): «А вы будете для Меня царством священников и народом святым». Более— того, все, что происходило в Скинии (мишкан), а потом в Иерусалимском Храме, происходит в нас самих, в нашей душе, как сказано (30:8): «И пусть сделают они Мне святилище, и Я буду обитать в среде их»: то есть в душе каждого из вас. И прежде всего это касается обряда жертвоприношения, поскольку он, безусловно, является основой всей храмовой службы, как писал в свое время Рамбам («Мишне Тора», 8-я книга: «Служба», гл.1): «Одно из предписаний Торы — построить «Дом» или «Жилище», Храм для Всевышнего, предназначенный для совершения в нем жертвоприношений». И лишь вторым пунктом идет: «А также для того, чтобы собираться в нем на праздники три раза в году: на Пейсах, Швуэс и Суккос».

 

Знак благодарности

Одной из жертв, которая заметно отличается от всех прочих, является «благодарственная жертва» (корбан-тода). Подавляющее большинство жертв были связаны с искуплением грехов и служили средством для духовного очищения. Благодарственная жертва приносилась в знак благодарности и признательности Творцу за ту милость, которую Он оказал («Псалмы», 107:21-22): «Пусть благодарят они Г-спода за милосердие Его и за чудеса Его — пред сынами человеческими. И принесут жертвы благодарности, и расскажут о делах Его с песнопением». В Традиции особо выделяются четыре категории людей, которые должны были приносить «благодарственную жертву», все они упомянуты в псалме № 107: тот, кто благополучно завершил морское путешествие или пересек пустыню, как сказано (107:23): «Отправляющиеся на кораблях в море, совершающие работу на водах многих»; вышел из тюрьмы на свободу (107:14): «Вывел Он их из тьмы и мрака, и узы их расторг»; излечился от тяжелой болезни (17:20): «Послал Он слово Свое, и исцелил их, и спас их от могил».

Строго говоря, нам следовало бы благодарить Всевышнего за каждодневные чудеса и чудесные избавления, и тогда пришлось бы приносить подобную жертву едва ли не каждый день. Наши Мудрецы говорят: «Человек должен прославлять Творца за каждый вздох, который он делает». А Авраам-авийну учил людей своего поколения благодарить Творца за хлеб наш насущный, поскольку та пища, которую мы едим, — тоже от Него. Даже если мы сами вырастили и собрали этот хлеб или купили на свои собственные, заработанные честным трудом, деньги.

И хотя мы произносим три раза в день в наших молитвах Предпоследнее благословение (модим): «Мы благодарны Тебе» и т. д. : «…Будем благодарить Тебя и провозглашать Тебе хвалу — за жизнь нашу, вверенную Тебе, за души наши, хранимые Тобой, и за каждодневные чудеса Твои, за Твои знамения и благодеяния, которые Ты творишь всегда: вечером, утром и днем», это вовсе не означает, что мы должны ежедневно приносить «благодарственную жертву». Еще мы читаем каждый день псалом № 100 (за исключением праздничных дней, пасхальной недели и кануна Йом Киппура), начинающийся словами: «Псалом благодарственный (мизмор-ле-тода): Радостно восклицайте Господу — вся земля», который символически соответствует «благодарственной жертве» (гада), согласно принципу: «Восполним жертвенных быков словами своих уст».

Объяснение этому простое: не каждая «благодарность» требует жертвоприношения. И следуя букве еврейского Закона (галаха), эту жертву приносят, как уже говорилось, только в четырех случаях.

 

Личная признательность

Если внимательно присмотреться, можно обнаружить некоторое расхождение: Раши перечисляет эти четыре случая в ином порядке, нежели они упоминаются в псалмах. Порядок в псалме: пересекшие пустыню, заключенные, больные и моряки. В то время как Раши перечисляет в такой последовательности: завершившие морское путешествие, пересекшие пустыню, заключенные, вышедшие на свободу, и больные, которые излечились. Одно из объяснений подхода Раши: такая последовательность повторяет то, что пришлось пережить нашему народу во время Исхода из Египта: сначала мы чудесным образом спаслись на Красном море (ям-суф), потом благополучно пересекли Синайскую пустыню, и, наконец, обрели долгожданную свободу, вступив после сорока лет скитаний па пустыне, в Святую Землю.

Случалось там и чудо исцеления, когда на израильтян напали ядовитые змеи («Бемидбар», 21:6): «И послал Г-сподь на народ ядовитых змеев, и жалили они народ, и умерло много народу из Израильтян». Тогда Моше, по указанию Всевышнего, велел изготовить «Медного Змия» (нхаш-нехошет), который исцелял (21:9): «И сделал Моше Змея медного, и возложил его на шест, и было, если змей жалил человека, то, взглянув на медного змея, тот оставался жив». Наши мудрецы подчеркивают, что на самом деле, конечно, не Медный Змий исцелял, а сам Творец с помощь Медного Змия. Когда евреи обращали свои взоры к Небесам, раскаивались и ощущали покорность перед Творцом, тогда немедленно они исцелялись.

И еще был эпизод, когда Всевышний поразил пророчицу Мирьям проказой за то, что она и Аарон «оговорили Моше за жену-кушиянку» («Бемидбар», 12:10): «И облако отошло от шатра, и вот Мирьям покрыта проказою, как снегом». Но потом Моше помолился за свою сестру, и тогда Всевышний ее излечил (12:13): «И возопил Моше к Г-споду, говоря: «О, Б-же! Умоляю, исцели ее!»

Однако это были частные случаи, которые касались отдельных людей (Мирьям и Аарона) или группы лиц, но не всего народа. Поэтому исцеление после болезни Раши упоминает в конце.

 

Долой изгнание (галут)!

Этот эпизод нашей древней истории учит тому, что пребывание в изгнании следует сравнивать с… положением заключенного в тюрьме. Даже при условии, что это комфортная «тюрьма», где он обеспечен и не испытывает ни в чем нужды. Так, в пустыне евреев сопровождали чудеса: у них была всегда пища в виде манны (ман), «колодец Мирьям» с чистой водой, были и другие чудеса, которые позволяли им выжить в пустыне. Тем более что еврейский народ постоянно ощущал защиту и покровительство, как об это сказано («Шмот», 13:21-22): «А Г-сподь шел перед ними днем в столпе облачном, чтобы вести их по пути, а ночью в столпе огненном, чтобы светить им, дабы идти днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от народа». И все же пустыня в принципе не могла быть постоянным местонахождением, в котором возможна нормальная, полноценная жизнь и служение. Тора сама называет основную причину («Дварим», 12:9): «Ибо вы не пришли пока еще ныне в место покоя и в удел, который Г-сподь, Б-г твой, дает тебе».

И лишь когда вы вступите в Святую Землю, а именно (12:10): «Когда же перейдете Иордан и поселитесь в земле, которою Г-сподь, Б-г ваш, наделяет вас, и успокоит Он вас от всех окружающих вас врагов, и будете жить безопасно». Тогда осуществится в полной мере конечный замысел Творца: построение Храма, как знак Его явного и постоянного присутствия в этом мире (12:11): «Тогда на место, которое изберет Г-сподь, Б-г ваш, чтобы расположить там Свое Имя, туда приносите все, что я заповедую вам: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношения руки вашей, и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Г-споду». Тогда и будет принесена настоящая «благодарственная жертва»: в Третьем Храме, с нашим праведным Мошиахом, уже в эти дни!

 

Русский царь — лжец!

В середине XIX века, во времена 3-го Любавичского Ребе, рабби Цемах-Цедека, в России был издан суровый царский приказ, который обязывал еврейские общины отдавать детей в рекруты, в специальные поселения — «кантоны». Двадцать пять лет — четверть века находились они на царской службе, оторванные от дома и еврейства, лишенные всякой возможности изучать Тору и соблюдать еврейские заповеди. Евреи, которые попадали на военную службу в царскую армию, назывались кантонисты. Негласный указ предписывал всеми средствами добиваться того, чтобы еврейские дети (не дай Б-г!) изменили веру и приняли христианство. В ход шло все: побои, посулы, издевательства, прямые угрозы. Не все выдерживали эту борьбу за свою веру и соблюдение заповедей Торы…

Один такой кантонист попытался отпроситься на побывку домой в преддверии Пейсаха, чтобы провести праздник в кругу семьи, но, естественно, получил категорический отказ. Понятно, что не могло быть и речи о соблюдении пасхальных законов в армейских условиях. Так, помыкавшись некоторое время, он, в конце концов, самовольно сбежал из расположения части — «кантона» и провел пасхальную неделю дома. Надо было возвращаться, и тогда возник мучительный вопрос: что делать? Вернуться? Но в части его ожидало жестокое наказание — «палки» (провинившегося прогоняли сквозь строй солдат, и каждый должен был нанести удар палкой по обнаженной спине). Обычно это наказание мало кто мог выдержать. Попытаться скрыться? Но долго это продолжаться не могло. А оставаться дальше было опасно — наверняка его уже ищут. И если найдут, наказание может быть еще суровее.

В этой затруднительной ситуации он решил обратиться за советом к рабби Цемах-Цедеку, благо Любавичи находились неподалеку. Когда он пришел к Цемах-Цедеку и рассказал о своей беде, Ребе неожиданно сказал: «Смотри! Русский царь — сам великий лжец. Так что не будет и нам большим грехом его обмануть. Возвращайся к своему командиру и скажи, что твой родственник неожиданно тяжело заболел, и ты был так расстроен, что вне себя от горя поехал его навестить. А теперь ты пришел в себя, и просишь прощения за необдуманный поступок».

К великому удивлению и радости кантониста, эта наивная ложь возымела действие, и объяснение, подсказанное Ребе, было принято.

«Только не вздумай еще раз отлучаться без разрешения из части!» — грозно прикрикнул на него начальник, но этим и ограничился. История умалчивает, поблагодарил ли кантонист Всевышнего за это маленькое чудо. А следовало бы.

(Опубликовано в газете «Еврейское слово», №430)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Уроки Торы I. Цав

В продолжение темы прошлой беседы Ребе эта исследует аналогию между святилищем, построенным евреями в пустыне, и святилищем, существующим в душе каждого еврея. Здесь упоминается неугасающий огонь, который должен был постоянно поддерживаться на внешнем алтаре. В чем его значение? От чего он защищает? Ребе отвечает на эти вопросы.

Недельная глава «Цав». Не старайся быть тем, кем ты не являешься

Наступает момент истины. Лот — еврей, а не житель Сдома. Элиэзер — слуга Авраама, а не его наследник. Йосеф — сын Яакова, а не египтянин с вольными нравами. Моше — пророк, а не священник. Чтоб признать в себе то, чем мы являемся, требуется мужество отвергнуть в себе то, чем мы не являемся. А это сопряжено с внутренним конфликтом и душевными муками. Вот в чем смысл шалшелета. Но зато мы выходим из этой ситуации менее отягощенными внутренними конфликтами, чем прежде.