СВЯТЫЕ ИСКРЫ
Путь Йосефа
Путь Йосефа — это в миниатюре путь всего еврейского народа, который в Псалмах назван «паствой Йосефа» («Псалмы», 80:2). А поворотным событием его жизни можно считать тот факт, что в конце своих мытарств Йосеф оказался в Египте. Но, анализируя весь ход, казалось бы, случайных событий, которые в конце концов привели к такому результату, мы убеждаемся, что это не случайность, а скрытый замысел Творца.
В этой главе происходит принципиальное событие: встреча Йосефа с братьями, когда он им открылся («Брейшит», или «Бытие», 45:2): «…и не стоял никто возле него, когда Йосеф открылся своим братьям». Тогда же он поспешил успокоить их, объяснив скрытую причину всех своих злоключений высшим замыслом самого Творца (там же, 45:7): «И послал меня Всевышний прежде вас… ради великого спасения, чтобы дать пропитание…», и далее (там же, 45:8): «Итак, не вы послали меня сюда, но Всевышний, который поставил меня отцом Фараону и господином во всем доме его…»И сразу же он велит братьям передать эти слова их отцу Яакову (там же): «Поставил меня Всевышний господином всего Египта», и поэтому Йосеф советует своему отцу: «спускайся сюда, не медли».
Но неужели то, что Йосеф оказался фактически правителем Египта, является достаточной причиной и вместе с тем поводом для того, чтобы все семейство Яакова спустилось в Египет?
На самом деле, Йосеф знал о том, что народу Израиля предначертано пережить египетское изгнание, и именно поэтому свое высокое положение он воспринял как знак и указание свыше, что, наконец, это время пришло. Однако сама идея египетского рабства возникла раньше, еще в эпоху нашего праотца Авраама.
Все серебро и золото Мира
Еще когда Всевышний заключал союз с Авраамом, Он предупредил, что его потомки сойдут и окажутся в Египте, который будет «притеснять их», но «потом выйдут оттуда с большим имуществом». Ради выполнения этого договора Всевышний дал возможность Йосефу собрать «богатства всего мира» взамен хлеба, который в голодное время был запасен в Египте благодаря его предсказаниям и стараниям. И хотя впоследствии, во время Исхода, все это богатство досталось евреям, это «большое имущество» следует рассматривать не просто как компенсацию за годы рабского труда и мучений, а как цель всего периода египетского рабства в нашей истории.
В частности, этот вывод подтверждает один из эпизодов во время предпоследней казни — Тьмы египетской, когда евреи получили возможность выведать, где хранятся ценности в египетских домах, чтобы потом «одолжить их у египтян», в результате чего, как будет сказано дальше, «и опустошили они Египет». В комментариях делается прямая ссылка на обещание, которое получил Авраам. Т.е. это не было просто присвоением чужого имущества (пусть даже заслуженного), а все произошло в точном соответствии с волей Творца. И чтобы «праведник Авраам не мог предъявить претензии, говоря, что Всевышний исполнил лишь первую часть: «и будут их угнетать», а вторую: «а после выйдут с большим имуществом» так и не выполнил.
И все же, на первый взгляд, это не может служить объяснением. Ведь никакое, даже самое большое, имущество не может быть достаточной компенсацией за долгие годы тяжелого рабства. Неужели Авраам, которого отличали доброта и милосердие, согласился, чтобы его потомки страдали в рабстве ради «большого имущества»?! Очевидно, что он с радостью был бы готов отказаться от этой сомнительной награды, зная, что она досталась ценой таких тяжких испытаний.
Дело в том, что египетское рабство и испытания, с ним связанные, вовсе не напрасные страдания, а «большое имущество» — это, в известной степени, и есть цель. И началом осуществления этого замысла стало то, что Йосеф оказался волей судеб (т.е. волей Творца) властителем в Египте, и «собрал Йосеф все серебро» — все богатство, которое было в мире.
Святое имущество
Но как все же «большое имущество» может быть конечной целью с точки зрения замысла Творца? В рамках еврейской мистической картины мира спуск народа в Египет имел целью собрать все «искры Святости», которые находились там, в том числе и посредством «рабского труда» в течение двух веков рабства. Этот духовный процесс сбора «искр» включал в себя даже тот самый «многочисленный сброд», который «вышел вместе с ними» («Шмот», или «Исход», 12:38).
Святой Баал Шем Тов сформулировал этот принцип так: «Тора дорожит и заботится об имуществе Израиля». Мы видим это, в частности, на примере нашего праотца Яакова, который вернулся на другой берег потока Ябок всего лишь ради «маленьких кувшинчиков», хотя в результате ему пришлось бороться с ангелом всю ночь. Объяснение этому эпизоду то же самое: ценность представляют не сами вещи (в данном случае — всего лишь «маленькие кувшинчики») как таковые, а те святые искры, которые в них заключены, и которые мы можем «извлечь» и вернуть к своему источнику «наверху». Причем достижение этой духовной цели было не только благим делом, но великим благом, прежде всего для самого Израиля, поэтому Авраам и не стал возражать, понимая, что это неизбежное и необходимое испытание.
И опустошили Египет
История египетского Изгнания важна для нас не только, как один из ключевых этапов нашей истории, описанных в Торе, но и как прообраз всех последующий четырех Изгнаний. А также из нее мы можем многое узнать и уяснить для себя в отношении судеб нашего поколения и последнего Исхода. В этом смысле вся история египетского рабства имеет для нас символическое значение и представляется неким намеком и аллегорией.
Конечная цель Изгнания, несмотря на все связанные с ним тяготы и испытания, вовсе не наказание за наши грехи. Скорее, сами грехи только повод в глазах Всевышнего, чтобы отправить нас в Изгнание, настоящая цель которого, как уже говорилось выше, — «извлечь святые искры», сокрытые во тьме его.
На это указывает, в частности, известное изречение мудрецов: «Всевышний рассеял народ Израиля среди других народов прежде всего для того, чтобы присоединить к нему прозелитов» . Это неоспоримый факт, но если понимать утверждение буквально, то остается непонятной связь между этими двумя явлениями. Почему одни должны страдать ради других, ничего не получая взамен? Хасидская философия по-своему интерпретирует это высказывание, иносказательно толкуя значение слова «прозелиты», как те самые «святые искры», которые нужно «извлечь» и «собрать».
В сегодняшнем последнем Изгнании от нас требуется то же самое, что и в Египте («Шмот», или «Исход», 3:22): «и одолжила каждая женщина у своей соседки и сожительницы серебряные и золотые предметы, и одежду…» — т.е. извлечь те самые искры святости, которые вместе с ней пребывали в Изгнании и находились под властью нечистых сил и зла (клипот) .
Этот эпизод, описанный в Торе, следует понимать аллегорически (что вовсе не исключает прямого смысла), а именно: слова «ее соседка» указывают на те обстоятельства, с которыми человек сталкивается периодически, как со своим соседом, которого он встречает от случая к случаю. А выражение «ее сожительница» — это ближайшее окружение человека, т.е. те вещи, с которыми он находится в постоянном контакте. И в том и в другом случае человек должен постоянно «одалживать», т.е. использовать все, что его окружает, и с чем он сталкивается в повседневной жизни, даже эпизодически и случайно (может быть, всего один раз в жизни) для выполнения заповедей Торы, извлекая тем самым скрытые там «искры святости».
Когда еврей встречается с кем-то, даже, как ему кажется, совершенно случайно или, напротив, по делам, он должен помнить, что на самом деле это предопределено свыше, чтобы он смог что-то исправить и изменить в этом мире, например, положительно повлиять на своего собеседника, приблизив его к Торе и еврейской традиции .
«Серебряные и золотые сосуды», которые одолжили еврейские женщины у своих соседок, как раз и указывают на те ценные приобретения духовного характера и ту пользу, которую можно извлечь, находясь в состоянии изгнания, а именно: любовь к Всевышнему (серебро) и богобоязненность (золото).
В тот самый день
Вопреки распространенному в некоторых еврейских общинах мнению о том, что незачем напрасно пытаться что-то изменить в существующем положении вещей, мы обязаны активно исправлять и возделывать окружающий нас мир, до такой степени, чтобы там не осталось ни единой потерянной и скрытой святой искорки, как это было в Египте, о котором сказано («Шмот», или «Исход», 12:36): «И обобрали (опустошили) Египет». РАШИ поясняет: «как хранилище, в котором не осталось ни зернышка, и как морская пучина, в которой практически не водится рыба». Более того, окончание этой работы является главным условием избавления. Евреи оставались в египетском рабстве ровно столько времени, сколько потребовалось, чтобы эта работа была завершена. И как только это произошло, Всевышний немедленно вывел их из Египта (там же, 12:41): «в тот самый день вышло все воинство Всевышнего из Египта», не задержавшись ни секунды (и не погрешив при этом даже на толщину волоса).
Есть пропитание в Египте
К истории ареста и чудесного Освобождения Алтер Ребе
19 Кислева 1798 года из заключения в Петропавловской крепости.
Когда Алтер Ребе понял, что арест неизбежен, он дал указание своему зятю рабби Исроэлю Козику немедленно отправляться в Петербург вслед за ним. А другое доверенное лицо он отослал в Бердичев к своему свату, рабби Леви Ицхаку, чтобы он произнес так называемую молитву за спасение души.
Вначале рабби Леви Ицхак, узнав об аресте Алтер Ребе, пришел в полное отчаяние и с горьким плачем упал на землю. Но потом он все же пришел в себя и стал выяснять подробности ареста.
«А был ли Ребе озабочен или удручен этим арестом?» — поинтересовался он у посланника, на что тот ответил утвердительно.
«А скажи, — продолжал допытываться Бердичевский Ребе, — он по-настоящему, в глубине души был удручен, или это были только внешние признаки?»
«Я думаю, — задумчиво ответил посланник, — что на самом деле Ребе не воспринял это близко к сердцу. Например, домашние тапочки он забыл захватить с собой, но молитвенные принадлежности (талит и тфилин) он взял».
«Похоже, этот «литвак» все предвидел!» — с искренним восхищением воскликнул Бердичевский Ребе.
Потом он спросил, как зовут мать Алтер Ребе, чтобы прочитать молитву за его благополучие. Но тут оказалось, что посланник впопыхах забыл спросить об этом, так спешил исполнить указание Ребе.
Тогда рабби Леви Ицхак взял Пятикнижие, которое лежало у него на столе, и открыл на случайной странице. Взгляд его упал на фразу: «И увидел Яаков, что есть пропитание (по другой версии — хлеб) в Египте». Слово «шевер» он разложил по буквам, получилось: «Шнеур Бен Ривка» (Шнеур, сын Ривки). Так это и было в действительности.
Существует комментарий, согласно которому Яаков, который обладал даром предвидения, хотел этими словами выразить надежду, что, может быть, в Египте найдется самый дорогой для него «товар» — пропавший без вести любимый сын Йосеф. Как это впоследствии и оказалось. Алтер Ребе в данном случае повторил до известной степени судьбу Йосефа. Эта связь тем более заметна, что именно эту главу читают в те дни, когда отмечают его Освобождение.
(Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 368)