Послания Любавичского Ребе

Ваехи. «И жил…»

Текст подготовил Довид Карпов 1 января 2021
Поделиться

«Соберитесь, и я сообщу вам то,
что постигнет вас в конце времен…»
(«Брейшит», или «Бытие», 49:1)

 

ЕЩЕ ЖИВ НАШ ПРАОТЕЦ ЯАКОВ!

Примерно так поется в известной еврейской песне. Но откуда эта уверенность, которая не имеет простого, рационального объяснения? Похожий вопрос может возникнуть при внимательном прочтении этой главы. Она начинается со слов («Брейшит», или «Бытие», 47:28): «И жил Яаков в стране Египетской…», которые и дали название всей главе. Но уже в самом ее начале мы узнаем о… кончине Яакова! Как же тогда согласуются название главы и ее содержание?

Комментаторы поясняют, что выражение «и опочил», которое используется в тексте, означает нечто иное, чем однозначное, как приговор: «и умер», которое обычно используется в Писании. Отсюда Традиция (в частности, Талмуд, трактат «Таанит», 5–6) делает парадоксальный вывод: «Наш праотец Яаков не умирал (ведь Тора нам об этом прямо не сообщает). А, следовательно, он до сих пор жив!» Но как это согласуется с тем, что его оплакивали плакальщики, его тело бальзамировали специалисты и хоронила похоронная команда? Совершенно очевидно, мудрецы не собирались отрицать факт кончины нашего праотца Яакова, тем более, что она достаточно подробно описана в тексте, а родовой склеп — Махпела в городе Хеврон, в котором захоронены наши патриархи, давно стал местом паломничества. Вопрос в другом: что следует считать истинным, полноценным существованием для праведника, каким был Яаков, о котором можно сказать, что он «воистину жив»?

На это Талмуд отвечает отрывком из книги пророка Иеремии (30:10): «А ты, слуга Мой, Яаков, не бойся (…) ибо вот Я спасаю тебя издалека, а потомство твое из земли пленения их…» В этом отрывке пророк неразрывно связывает судьбу Яакова и его спасение с судьбой его потомства — сынов Израиля. И делается окончательный вывод: «Если живо потомство Яакова, то, следовательно, жив и он сам!»

Конечно, на первый взгляд, то же самое можно сказать про любой другой народ: в любом цивилизованном обществе стремятся уделять внимание «подрастающему поколению», в котором справедливо видят свою будущую смену. Но только в случае с еврейским народом речь идет не просто о формальном продолжении рода. Существование народа Израиля — это, конечно, и вопрос физического выживания, но прежде всего это его духовная жизнь и служение Творцу в соответствии с Торой и традициями отцов. Если потомки Яакова — народ Израиля — не просто существуют, а живут своей верой и следуют путем отцов, — только тогда можно сказать, что он воистину жив, в самом возвышенном смысле этого слова, а значит, вместе с ним жив и наш праотец Яаков!

Наши мудрецы говорят: «Праведники называются «живыми» даже после своей смерти». Мы обсуждали кончину избранного из патриархов — Яакова, о котором не говорится прямо, что он «умер», но сказано «опочил». Похожее утверждение мы встречаем в традиции относительно Моше-Рабейну: «Моше не умирал — он продолжает свое служение».

Почему праведник считается «живым» даже после своей физической смерти? Потому, что смысл и истинное содержание его жизни, — это, прежде всего, его духовная составляющая, основанная на вере и любви к Б-гу, воспитании учеников и последователей.

Т.е. настоящая жизнь Яакова заключалась в его потомстве. И пока живо его потомство — жив и наш праотец Яаков. Более того, в книге «Зогар» утверждается, что как раз после кончины духовное влияние праведника и его присутствие в этом мире усиливается. И наиболее полное выражение эта идея получила в конце жизни Яакова.

 

ТАЙНА ИЗБАВЛЕНИЯ

Последние мгновения пребывания праведника в этом мире являются итогом всей его прожитой жизни, проникнутой самопожертвованием и служением Творцу. В некоторых же случаях необычные обстоятельства самой кончины праведника свидетельствуют о достижении им высшей точки служения. Так было с РАШБИ РАШБИ, или рабби Шимон бар Йoxaй (II век). Один из величайших мудрецов Израиля, автор сочинения «Зогар», которое считается основой еврейской мистической традиции и тайного знания. , когда он в своем толковании Торы дошел до слова «жизнь вечная», и вся комната наполнилась светом. Нечто похожее, по словам очевидцев, происходило в последние минуты пребывания в этом мире Мителер Ребе** Мителер Ребе, или рабби Дов-Бер (1774–1828). Сын и преемник Алтер Ребе, 2-й Любавичский Ребе. .

В свете вышесказанного, можно было бы ожидать, что кончина праведника Яакова тоже не должна быть исключением. В главе описывается, как в конце жизни наш праотец Яаков созывает всех своих сыновей и заявляет им: «Соберитесь, и я сообщу вам то, что постигнет вас в конце времен…»

Однако неожиданно он меняет тему разговора и дает каждому колену благословение. В результате, тайна конца времен так и не была тогда открыта.

Комментаторы объясняют такой поворот событий тем, что «Яаков хотел открыть эту тайну своим сыновьям, но пророческий дух покинул его». Другими словами, это знание было сокрыто от него и его сыновей не случайно, а по воле Творца.

Потом многие на протяжении всей нашей истории хотели выведать эту великую тайну: когда придет Избавитель? Но так ли уж необходимо это знание, и всегда ли мы можем правильно им распорядиться? Легко себе представить, какое впечатление произвело бы на потомков Яакова известие, что впереди их ожидает еще не одно тысячелетие гонений и связанных с этим неизбежных страданий. Быть может, именно поэтому Всевышний покинул его в столь ответственный момент и тем самым уберег от «разглашения» высшей тайны? Но в таком случае остается непонятным: неужели самому Яакову не приходили в голову такие простые соображения? Или, может быть, мы не совсем правильно понимаем, что двигало Яаковом в последние дни его жизни?

 

НО ЛУЧШЕ ВСЕ-ТАКИ ПОРАНЬШЕ

О будущем Избавлении сказано у пророка («Ишайя», 60:22): «Я, Г-сподь, в установленное время ускорю это». В связи с этим пророчеством возникает естественный вопрос: что на самом деле хотел этим сказать пророк? Ведь если все произойдет в «установленное время», т.е. в срок, то почему это называется «ускорю»?

В Талмуде объясняется, что на самом деле существуют два возможных «сценария» будущего Избавления. Если евреи того заслуживают — «Я его ускорю», если нет (не дай Б-г) — Я пошлю Избавление «в срок», т.е. в установленное время. Иными словами, действительно есть установленный срок, когда все должно произойти. Причем Мошиах придет даже в том случае, если еврейский народ не будет к этому готов. Однако в наших силах ускорить ход событий и сделать так, чтобы Всевышний «поторопил» долгожданный миг.

В этом и состояли намерения Яакова: он вовсе не имел в виду назвать крайний срок, когда Избавление наступит в любом случае. И уж тем более, речь не шла о том, чтобы установить время, раньше которого не может прийти Мошиах. В конце своего земного существования, напутствуя своих сыновей, а в их лице и весь еврейский народ, он хотел нечто иного — дать своим сыновьям шанс существенно ускорить ход событий, и для этого решил поведать им о такой возможности. Постарайтесь направить события по первому пути, сделайте все от вас возможное, чтобы «вы этого были достойны».

Теперь мы понимаем, в чем состояло намерение Яакова. Но не будем забывать, что все это происходило в самом начале еврейской истории. Однако мы, люди конца шестого тысячелетия, умудренные историческим опытом, знаем, что из этого вышло: Мошиах еще не пришел, и мы все еще ожидаем обещанного Избавления. Может быть, если бы Яаков-Авийну раскрыл тогда эту тайну, то вся наша история пошла иным путем! Ведь зная о том, что Избавление близко, евреи наверняка приложили бы все усилия, чтобы не упустить эту возможность. И не было бы тысяч лет изгнания, не было бы разрушения Храмов и многих других несчастий.

Так хотел наш праотец Яаков, но Всевышний распорядился иначе. Как известно, история, а точнее — стоящая за ней воля Творца, не имеет сослагательного наклонения. Но зачем милосердному Творцу искусственно затягивать наше Избавление?

Мы не хотим ждать!

Как бы нам хотелось, чтобы Мошиах пришел поскорее. Одни связывают с его приходом надежды решить свои проблемы, другие — рассчитывают наконец вздохнуть свободно и пожить «в свое удовольствие». Но как можно думать об отдыхе, если работа еще не завершена?

Для нашего праотца Яакова это были последние минуты его пребывания в этом мире: он завершал свой жизненный путь, и сам лично был готов к Избавлению. Но его сыновьям и потомкам еще предстояло проделать свой путь к Мошиаху. Предыдущий Ребе утверждал, что «уже горят стены Изгнания, и надо готовиться к приходу Мошиаха. Чисть пуговицы на мундире, как это делают перед парадом». Наш Ребе подчеркивал не раз, что все необходимые приготовления уже закончены. Но еще осталась незаконченной «наша» работа, та, что лежит исключительно на нашем поколении — привести Мошиаха уже сегодня. И это не может сделать никто другой, кроме нас.

Именно поэтому Всевышний не позволил Яакову открыть эту великую тайну и тем самым направить историю по более легкому и быстрому пути. Мы должны пройти великий путь служения Творцу и исправления мира до самого конца, чтобы грядущий мир стал не даром свыше, а материализовался, как результат усилий сотен поколений евреев, исполняющих заповеди и изучающих Тору. И все же мы должны постоянно помнить: пока Мошиах все еще не пришел, наша основная работа, то самое главное усилие, от которого все зависит, еще впереди.

Но и просьба праведника тоже не может остаться без ответа. Пусть мы не знаем время прихода Мошиаха, но мы можем и должны вслед за нашим праотцом Яаковом неустанно просить Всевышнего, и даже требовать, чтобы Избавление пришло как можно скорее.

Сама эта настойчивая просьба может многое изменить и ускорить его приход.

Избавление близко. Мы — последнее поколение Изгнания, и именно поэтому мы не хотим ждать!

 

КОНЧИНА ПРАВЕДНИКА

Незадолго до своей кончины Мителер Ребе почти ничего уже не ел и был настолько слаб, что врачи недоумевали, как еще теплится жизнь в этом изможденном теле. Однажды Мителер Ребе практически перестал подавать признаки жизни, поэтому врачи, наблюдавшие за ним, решили, что он уже скончался. Но близкие люди, хорошо знавшие Ребе, дали ему в руки бумагу и перо, и как только он вновь ощутил в своих руках привычное перо, то сразу очнулся и начал писать комментарий, который закончил словом «жизнь» (хаим).

Тогда врачи позволили ему выступить перед своими хасидами, и Ребе тут же воспрянул духом и велел приготовить для него кресло. Дом не мог вместить всех желающих услышать слова Торы и хасидус, которых они были лишены уже долгое время.

Ребе, обращаясь к собравшимся, почти дословно повторил слова нашего праотца Яакова, сказанные в похожей ситуации:

«Сейчас вы услышите от меня такие откровения, которые я раньше никому не говорил».

Но Всевышнему было угодно иное. Один из хасидов, который стоял на скамье возле Ребе, слегка наклонился, но так неудачно, что с него неожиданно слетела шляпа. Это отвлекло Ребе, он посчитал это знаком свыше, и заметил: «Видно, на небесах не хотят этого». И начал излагать длинный комментарий, но уже на другую тему. Мителер Ребе говорил с необычайным воодушевлением. Во время своей речи он несколько раз интересовался, не рассвело ли еще.

Когда же он дошел до цитаты («Псалмы», 36:10): «Ибо у Тебя источник жизни, дающий жизнь всему живому», то произнес их с особым подъемом, и вместе с этими словами его святая душа покинула этот мир.

Рабби Цемах Цедек Цемах Цедек, или рабби Менахем-Мендл (1789–1866), 3-й Любавичский Ребе, племянник и зять Мителер Ребе. , выходя из комнаты после чтения поминальной молитвы во время семидневного траура, на минуту задержался возле двери и сказал, как будто обращаясь к самому себе: «Подобного не было со времен кончины рабби Шимона бар Йохая, душа которого тоже покинула этот мир со словами: «Ибо там заповедал Всевышний благословение — жизнь вечную». Так и не закончив слово «жизнь» (хаим)».

(Опубликовано в газете «Еврейское слово»)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Уроки Торы I. Вайехи

В этой главе мы читаем о том, как Яаков дважды созывал сыновей, чтобы благословить и пророчествовать. Наши мудрецы считают, что речь здесь идет о двух самостоятельных событиях, следующих, однако, в непосредственной близости, друг за другом. То, о чем Яаков сказал, собирая детей во второй раз, рассказано в последующих стихах Торы. А о том, что случилось в первый, Тора умалчивает. И здесь необходимо осмыслить данные раввинами объяснения этого события, исследовать значение понятия «конец дней» в наше время.

Уроки Торы III. Ваехи

Начало Ваехи — о просьбе Яакова, обращенной к Йосефу: после смерти тело его отца Яакова должно быть перенесено из Египта в Святую землю для погребения и захоронено в пещере Махпела, которую Яаков откупил у Эфрона‑Хетта, — там уже покоились останки иных прародителей народа Израиля.