трансляция

chabad.org: Уроженка Конго запускает хабадское движение в Кот‑д’Ивуаре

Довид Марголин 4 сентября 2018
Поделиться

Деби Бенсаид большую часть жизни прожила в Центральной Африке, в конголезском городе Киншаса. В 1991 году, когда ей было всего три месяца, ее родители переехали в тогдашний Заир, чтобы открыть Центральноафриканское отделение Хабад‑Любавич, и она выросла в нескольких кварталах от величественной реки Конго в условиях регулярно вспыхивающей гражданской войны. Прямо скажем, не очень похоже на жизнь обычной хасидской девочки в любом другом месте мира. Но для нее Африка — родной дом.

«Африка — это все, что я знаю, — говорит Бенсаид. — Люди здесь дружелюбные; еврейская община сплоченная и безопасная. Мне здесь нравится».

Она вспоминает, что во время 2‑й конголезской войны, в августе 1998 года, когда ей было семь лет, они с семьей улетели из страны на последнем самолете. «Я не помню ощущения страха, но напряженность в стране чувствовалась. Улицы были пусты».

Ее семья вернулась в Конго и пережила с этой страной еще несколько периодов нестабильности. Тем не менее от антисемитизма они не страдали никогда. «Конголезцы — очень дружелюбные и приятные люди, — уверена Бенсаид. — Они любят евреев и всегда уважали нас. Евреям в этой стране хорошо».

Деби и рабби Йерах Бенсаид переезжают в Кот‑д’Ивуар, чтобы открыть новое отделение Хабад‑Любавич в Африке.

Теперь Деби вместе с мужем, раввином Йерахом Бенсаидом, родившимся в Париже, и двумя детьми готовится открыть новое отделение Хабад‑Любавич на африканском континенте. В этом году Бенсаиды переезжают в Абиджан, чтобы начать деятельность Хабада в Кот‑д’Ивуаре. Их Западноафриканский центр станет седьмым постоянным отделением Хабада в Центральной Африке, в это число входят общины соседних Ганы и Нигерии. В 2017 году отделение Хабада открылось в Уганде, а ранее в этом году — в Танзании.

Самолет летит из Абиджана в Киншасу три с половиной часа (пусть даже всего три раза в неделю), так что новый дом Деби Бенсаид будет не так далеко от старого. Бенсаид хорошо знакома со спецификой жизни в Африке и говорит, что будет брать пример со своих родителей, рабби Шломо и Мирьям Бентолила, которые построили активную и сплоченную еврейскую общину в Конго.

«Мой образец — это моя мама. Она создала прекрасную еврейскую школу, где дети учатся читать и писать на иврите, в теплой атмосфере отмечают шабат и все еврейские праздники, — говорит Деби. — Я надеюсь, что мои дети и все еврейские дети Кот‑д’Ивуара будут испытывать такую же еврейскую гордость и энтузиазм».

Рабби Бенсаид, который впервые приехал в Кот‑д’Ивуар и познакомился с его еврейской общиной несколько месяцев назад, говорит, что бывшая французская колония (также известная под названием Берег Слоновой Кости) — это динамично развивающаяся страна, которая привлекает бизнесменов и инвесторов со всего мира. Еврейская община насчитывает 200–300 человек, и в нее входят израильтяне, американцы и европейцы, в основном евреи из Франции, которые заняты в самых разнообразных проектах, от развития инфраструктуры до нефтегазового бизнеса и производства товаров широкого потребления.

«Мы подыскиваем место для строительства первой абиджанской синагоги, которая также будет служить местом деятельности хабадской общины, — рассказывает он. — Наша главная задача сейчас — это строительство миквы».

Три десятилетия Хабада

Рабби Бентолила впервые приехал в Кот‑д’Ивуар юным учащимся ешивы в 1988 году. Это был его первый визит в Африку. Вместе с еще одним ешиботником он провел неделю в Абиджане в рамках программы раввинистических поездок «Меркос Шлихус», также известной как «Раввины на колесах». Во время этой поездки они посетили шесть стран и подготовили почву для открытия постоянного центра. В те времена еврейская община Кот‑д’Ивуара была более многочисленной, и раввинам даже удалось собрать 125 человек на церемонию завершения годового цикла «Мишне Тора» Маймонида. Спустя три года Бентолила вместе с молодой женой поселился в Киншасе, но сохранил тесные связи с еврейской общиной Кот‑д’Ивуара и регулярно помогал ей.

Рабби Шломо Бентолила с дочерью Деби. 1990‑е

Благодаря стремительному развитию инфраструктуры в 1960‑х годах в Абиджане существовала большая еврейская община; к 1973 году здесь действовала даже еврейская школа, в которой обучалось 300 детей. Игаэль Коэн родился в Абиджане в 1973 году и тепло вспоминает эти времена, но, по его словам, большинство евреев уехали из страны в начале 1990‑х, когда ситуация стала все более нестабильной. Коэн рос и учился в еврейской школе в Кот‑д’Ивуаре, потом жил во Франции, а в 1994 году вернулся в Абиджан. Он говорит, что благодаря деятельности Центральноафриканского отделения Хабада еврейская жизнь здесь стала возрождаться.

«Я много лет знаком с раввином Бентолилой. Он неоднократно приезжал сюда и отправлял к нам на еврейские праздники ешиботников со всего мира, — рассказывает Коэн. — Это всегда трогает и очень радует нас всех».

До настоящего времени Кот‑д’Ивуар входил в число 11 африканских стран, где не было постоянного центра Хабада, и его обслуживало Центральноафриканское отделение. Другой такой страной является Республика Конго (в отличие от Демократической республики Конго, где живет семья Бентолила). Отсюда приехал Эфраим Мезлет, который поддерживал контакт с африканскими отделениями Хабада. Мезлет родился во Франции, 15 лет назад вместе с семьей репатриировался в Израиль, а с 2011 года ведет бизнес в Африке. Перед тем как приехать в Кот‑д’Ивуар, он ежемесячно проводил пару недель в Браззавиле, столице Республики Конго. Хотя от Киншасы этот город отделяет только река, это два разных мира.

«Пересечь реку — безумное приключение», — говорит он. Местная еврейская община пыталась организовывать регулярные мероприятия, но всегда очень помогало, что молодые люди привозили мацу на Песах или подсвечники и пончики на Хануку. «Я видел, что они могут найти евреев глубоко в джунглях. Это было здорово».

Выход еврейской общины на новый уровень

Теперь Мезлет живет в Кот‑д’Ивуаре, и, по его словам, постоянное присутствие Хабада позволит абиджанской еврейской общине выйти на новый уровень. «Я думаю, что это очень своевременно, — говорит он о скором приезде четы Бенсаид. — Благодаря им у нас будет где собираться; нам нужен хороший еврейский дом. Я думаю, что, если у нас будет община, сюда будет приезжать все больше людей».

Один из столпов местной еврейской общины — Амнон Разин. Он, как и другие, помнит, какое влияние оказал Хабад на другую маленькую еврейскую общину, которую он когда‑то считал своим домом. В 1970‑х годах, после завоевания Синайского полуострова Израилем в 1967 году, он жил там в небольшом городке Невиот (нынешняя Нувейба). Одна из проблем, с которой сталкивались тамошние жители, — это отсутствие традиционного еврейского образования для детей — пока в Невиот, за 80 километров, не стали приезжать добровольцы из эйлатского Хабада и учить их детей.

«Они выполняли там важную задачу, и я высоко ценю это, — говорит Разин. — Я думаю, что здесь произойдет то же самое. Община не очень большая, но когда человек живет вдали от родины, вдали от собственной культуры, он очень скучает по таким вещам, как Тора и традиция. Хабад принесет нам то, в чем мы действительно нуждаемся».

Разин впервые приехал в Кот‑д’Ивуар, чтобы заниматься трансформацией системы водительских прав в стране: здесь стали отказываться от бумажных документов и переходить на биометрические карточки. Потом он начал заниматься другими проектами и отмечает, что возможности Африки постоянно растут. По его мнению, многих израильтян Африка привлекает благодаря тому, что новые рынки нуждаются в технологиях, новых продуктах и услугах.

Свою роль играет и ощущение стабильности, недавно достигнутое Кот‑д’Ивуаром. Многие французские компании стали возвращаться в страну и инвестировать в ее экономику, и это хороший признак. Прогресс должен быть проверен на следующих выборах, назначенных на 2020 год. «Я с оптимизмом смотрю на происходящее», — говорит Коэн.

«Конголезцы — очень дружелюбные и приятные люди, — говорит Деби Бенсаид. — Они любят евреев и всегда уважали нас. Евреям в этой стране хорошо»

«Похоже, сейчас очень подходящее время, чтобы отправить в Кот‑д’Ивуар постоянных посланцев», — полагает Бентолила, который видит в увеличении числа постоянных посланцев в Центральной Африке заслугу рабби Моше Котлярского, вице‑президента организации «Меркос ле‑иньоней хинух» — образовательного крыла Хабад‑Любавич. «Это маленький Париж, прекрасная маленькая страна, и мы верим, что ее ждет блестящее будущее — и еврейское, и вообще». 

Оригинальная публикация: Raised in the Congo, She Will Now Start Up Chabad in Ivory Coast

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Star Tribune: «Только здесь по‑настоящему видишь красоту, что создал Б‑г»

В Южной Дакоте постоянно действуют две синагоги, а еврейские общины существуют более 150 лет, но Алперовиц приехал сюда ради тех, кто чувствует себя в изоляции и не ощущает принадлежности к общине, вне зависимости от того, религиозны они или ни разу не молились с самого детства. С тех пор как он появился в городе, те, кто посещает его занятия и приглашает его в гости, совершенно потеряли голову от радости. Некоторые плакали. Другие останавливали его на улице, чтобы порасспросить. «Я ходячий символ иудаизма, — говорит он. — Нравится мне это или нет».

770 принимает гостей

Алперовиц признает, что он не будет традиционным раввином, вещающим с кафедры, и собирается проводить много времени в пути. «Я буду навещать людей у них дома, разъезжая по всему штату, когда только смогу, — говорит он. — Я еду в Южную Дакоту с идеей, что каждый еврей уникален и ценен для нас, буквально как родной брат или сестра, и мы предвкушаем, как будем вместе соблюдать наши традиции».

The Jerusalem Post: Непреднамеренная дружба: раввин среди мормонов

«Вышло забавно, потому что это была первая публичная менора в Солт‑Лейк‑Сити и евреи принялись спорить об этом. Они пытались бороться с ней всеми возможными способами, но ничего не могли сделать. А мормоны как раз настроены были иначе. Хинкли сказал мне, что слышал о Ребе и с большим энтузиазмом отнесся к нашему присутствию в Юте». Глава мормонской церкви сообщил раввину Зиппелю, что верит в его миссию и тот может рассчитывать на него как на друга и сторонника.