трансляция

770 принимает гостей

18 декабря 2016
Поделиться

23–28 ноября в Нью‑Йорке прошел всемирный конгресс посланников Любавичского Ребе — многотысячное собрание раввинов, которое дает возможность еврейским лидерам обмениваться опытом в развитии общин, совместно решать административные и религиозные вопросы. Материалы Ассошиэйтед Пресс и «Геральд» рассказывают о двух из более чем пяти тысяч собравшихся в Нью‑Йорке хабадских раввинов.

Associated Press: В Южной Дакоте скоро будет свой раввин

Маленькая сплоченная еврейская община Южной Дакоты несколько лет обходилась без раввина, но этой зимой Южная Дакота перестанет быть единственным штатом без раввина — из Нью‑Йорка приедет раввин с семьей и откроет там общинный центр.

Р. Мендл Алперовиц и его жена Муся в ближайшие несколько недель намереваются открыть в Су‑Фолс «Бейт Хабад», где будут вестись богослужения, общине предложат различные программы, прежде всего программы религиозного образования. Алперовиц также собирается объехать весь редконаселенный степной штат и познакомиться с как можно большим числом евреев, соблюдающих и несоблюдающих.

«Мы получаем огромное удовольствие от нашего дела, — сказал Алперовиц, который раньше уже бывал в Южной Дакоте в роли приглашенного раввина. — У нас будет открытый дом… Наша первоочередная задача — добиться того, чтобы в целом штате Южная Дакота не осталось ни одного еврея, чувствующего себя одиноким и оторванным от общины, чтобы все ощущали себя в общинном центре как дома и вдохновлялись нашими традициями».

В «Бейт Хабад» будут проводиться общественные и культурные мероприятия для взрослых и детей, в том числе мероприятия исключительно для женщин. Вскоре Алперовиц проведет в штате ханукальные праздничные торжества.

Первые евреи появились на территории нынешней Южной Дакоты, в поселке старателей Дэдвуде, во время золотой лихорадки, более 150 лет назад. Они нашли свою нишу — продавали скобяные и галантерейные товары, продукты и т. д. К 1920 году в штате было около 1300 евреев. Но за прошедшее время община уменьшилась до 400 человек, это меньше 0,1% населения Южной Дакоты. Алперовиц, однако, полагает, что это число должно быть ближе к тысяче.

Последний раввин Южной Дакоты Стивен Форштайн прибыл туда в конце 1970‑х, когда умер раввин синагоги в Су‑Фолсе. Форштайн был раввином на полставки; кроме того, он занимался продажей осветительных приборов и по делам фирмы колесил по всему штату.

«Я тут продаю товар — будь то лампочки или иудаизм. И я говорю это, не стесняясь: я продаю иудаизм», — сказал Форштайн корреспонденту Associated Press в ноябре 1980 года. В 1998 году Форштайн переехал в Мичиган, и с тех пор общину возглавляют светские лидеры или молодые раввины, студенты ешивы, которые приезжают в штат на месяц‑два. Помимо того, студенты любавичских ешив, участвующие во всемирной программе, обучающей работе с общинами, «Кочующие раввины», также приезжают в штат несколько раз за год.

Хабад‑Любавич, содержащий общинные центры, подобные тому, который Алперовицы откроют в Су‑Фолсе, — это движение в русле ортодоксального иудаизма. У Хабада есть также школы и другие учреждения и программы. Его цель — охватить несоблюдающих евреев, убедить их вернуться к национальному наследию и религиозным традициям. Члены движения активно работают в городах и университетских кампусах по всему миру.

27‑летний Алперовиц не найдет в Южной Дакоте много ортодоксальных евреев, поскольку большинство евреев штата относят себя к реформистскому движению. Между двумя движениями существуют определенные теологические расхождения, и Алперовиц, хотя и будет жить в Су‑Фолсе, не станет раввином городской синагоги.

«Я думаю, это очень хорошо, что он приезжает в нашу общину; в штате нет раввина, и к тому же он привлечет огромные ресурсы, — говорит Стивен Розенталь, член правления синагоги в Су‑Фолсе. — Однако он ортодоксальный раввин, а конгрегация “Гора Сион” здесь, в Су‑Фолсе, — это реформистская конгрегация. <…> Так же и в христианстве: есть католики, есть протестанты, есть евангельские христиане. И они не могут выработать единое учение».

Алперовиц признает, что он не будет традиционным раввином, вещающим с кафедры, и собирается проводить много времени в пути. «Я буду навещать людей у них дома, разъезжая по всему штату, когда только смогу, — говорит он. — Я еду в Южную Дакоту с идеей, что каждый еврей уникален и ценен для нас, буквально как родной брат или сестра, и мы предвкушаем, как будем вместе соблюдать наши традиции».

Регина Гарсия Кано

Оригинал публикации: After years without rabbi, South Dakota is about to get one

The Herald: Пятьдесят лет на посту: заслуженный раввин горд, что по-прежнему выполняет свою миссию

Его миссия состоит в том, чтобы блюсти еврейскую общину самого крупного шотландского города, протягивать руку заблудшим ее членам и направлять их обратно к вере.

Семидесятилетний Хаим Джейкобс среди всех раввинов Шотландии обладает наибольшим стажем — он работает с евреями Глазго уже почти пятьдесят лет и горд тем, что по‑прежнему не сдается.

Однако еврейское население Глазго, проживающее преимущественно на юге города, уменьшается и сейчас составляет около 4 тыс. человек. Многие из них, вероятно, принимают участие в программах и занятиях, организуемых р. Джейкобсом и его женой Сорой, или ужинают в кошерном ресторане «Лехаим», который они открыли.

 

Р. Джейкобс говорит: «Часть синагог закрылась, потому что численность общины сократилась. Вот есть супружеская пара, у них двое‑трое детей, которые уезжают отсюда в колледж или университет и потом не возвращаются в Глазго. Может быть, они нашли более разнообразную еврейскую жизнь на юге или за границей или нашли хорошую работу. Так или иначе, они не оседают в Глазго. Так что теперь семья из двух взрослых и двух‑трех детей превращается в семью только из двух взрослых. А когда они выходят на пенсию, то часто переезжают к своим детям».

Р. Джейкобс — любавичский хасид, представитель крупнейшего в мире еврейского движения, нацеленного на религиозное просвещение, с центром в Нью‑Йорке и филиалами в 90 странах мира.

Р. Джейкобс не привязан к какой‑либо одной синагоге, его миссия — быть сердцем общины, вдохновлять и побуждать евреев узнавать свою религию.

Он приехал в Шотландию в 1969 году и, несмотря на все перемены, произошедшие за эти годы, по‑прежнему работает так же самоотверженно, как раньше. «Главная задача нашего движения, — говорит р. Джейкобс, — в том, чтобы способствовать возвращению евреев к вере их отцов. Однажды один любавичский раввин давал интервью на Би‑би‑си, и Робин Дэй спросил его: “Иными словами, вы — еврейский Билли Грэм?” А раввин ответил: “Нет, это Билли Грэм — христианский хабадник”».

«Главная задача синагоги состоит в том, чтобы проводить ежедневные богослужения, но раввины по большей части занимаются новорожденными, брачующимися и умершими. А любавичское движение приходит в общину, чтобы собственно охватить эту общину. Мы не ограничиваем себя этой ежедневной рутиной. Когда мы приехали в Шотландию, мы стали глотком свежего воздуха для местных евреев».

Г‑жа Джейкобс добавляет: «Когда мы только приехали, мы много работали с молодежью. Мы устраивали дневные лагеря, через которые проходило по 150 детей каждый год, мы вывозили их на автобусах в разные поездки, мы устраивали детские мастерские — кулинарные, кондитерские и ремесленные. На протяжении 30 лет мы держали детский сад при синагоге в Гифноке и при синагоге в Кларкстоне. У нас бывало по 60 детей ежедневно. Потом мы устраивали образовательные программы для взрослых, выставки кошерной еды, кулинарные шоу. Мы работали с детьми, а теперь они сами стали родителями, и мы работаем с их детьми».

Супруги Джейкобс воспитали шестерых детей — один из их сыновей, Мендл, сам стал раввином, — и было бы вполне естественно им задуматься о выходе на пенсию. Но р. Джейкобс говорит, что в ближайшем будущем они не собираются расслабляться: «Пока мы здесь, пока здесь есть евреи, которых мы можем охватить, которых мы можем учить, с которыми мы можем общаться, у нас полно работы».

Джош Тэппер

Оригинал публикации: Five decades on, longest-serving rabbi proud still to be fulfilling his mission

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Мудрецы обсуждают, необходимо ли намерение исполнить заповедь, чтобы она была засчитана

Мудрецы начинают обсуждать, из рога какого животного можно сделать шофар, а потом задаются вопросом, касающимся самой сути религии: хочет ли Всевышний, чтобы мы просто выполняли мицвот, или же смысл мицвот в том, чтобы мы осознанно им подчинялись? Что важнее  —  ​исполнение закона или соответствующее намерение? 

Всё в руках Небес

Уповать на Б-га означает быть уверенным и глубоко убежденным в том, что Он поможет преодолеть любые жизненные трудности, как духовные, так и материальные, ибо Он — «свет мой и спасение мое». Соответственно, каждый мужчина и каждая женщина смогут исполнить свое предназначение в этом мире и сделают это с величайшей радостью, если осознают, что сам Всевышний избрал их быть Его посланниками в этом мире, построить Ему «жилище в нижних». Более того, у них есть Его гарантия, что они справятся с этой задачей и что Он будет им светом, помощью и поддержкой

Путешествие евреев. Недельная глава «Ваишлах»

Мы верим, что мы — нестойкая смесь праха земного с дыханием Б‑га, и это обязывает нас постоянно принимать решения, делать выбор, который либо возвысит нас до уровня наших идеалов, либо, если выбор неверен, превратит в мелочных вздорных людишек, одержимых пустопорожними вопросами. Мыслить жизнь как путешествие — значит каждый день прилагать усилия для того, чтобы индивидуально и коллективно подниматься еще на одну ступеньку к величию.