Уроки Торы I

Уроки Торы I. Шмот

Менахем-Мендл Шнеерсон 15 января 2016
Поделиться

В этой недельной главе, когда Б‑г призывает Моше исполнить миссию — вывести сынов Израиля из Египта, тот просит в ответ: «Пошли того, кого Ты всегда посылаешь». Мидраш толкует это как просьбу послать вместо него Машиаха. Но какова связь между Моше и Машиахом, этими двумя освободителями? И в чем разница между ними, вследствие которой каждому дана именно та, а не другая миссия?

ДВА ОСВОБОДИТЕЛЯ

Б‑г последовательно убеждает Моше вернуться в Египет и вывести еврейский народ из египетского рабства, но Моше в конце концов все же взывает к Нему: «Пошли того, кого Ты всегда посылаешь» (Шмот, 4:13). Мидраш Леках тов дает на этот стих комментарий: «Моше сказал Ему: “Владыка Вселенной, прошу, пошли того, кого Ты пошлешь”, — то есть Машиаха, который должен стать освободителем в грядущем». Но Б‑г хотел, чтобы именно он, Моше, вывел евреев из Египта.

Из этого Мидраша можно заключить, что между Моше и Машиахом существует особая связь, чем и объясняется просьба Моше послать в Египет самого Машиаха. Тем не менее освобождение из египетского рабства было задачей Моше, а миссия Машиаха связана с грядущим изгнанием. У них есть нечто общее, благодаря чему они имеют сходные задачи — освободить из изгнания. На это общее намекает высказывание мудрецов: «Моше был первым, он же будет последним избавителем» (Шмот Раба, 2:4). Это не означает, что Моше лично будет Машиахом (Моше принадлежал к колену Леви, а Машиах, как известно, должен быть потомком Давида и происходить из колена Йеуды). Скорее это означает, что сила для осуществления избавления, имеющаяся у Машиаха, будет силой, унаследованной от Моше.

Причина этого в том, что первая и главная добродетель Машиаха будет связана с Торой (согласно Рамбаму, он будет «погружен» в нее). Именно отсюда его сила, необходимая для освобождения, а ведь сама Тора называется «Тора Моше». Подобно этому потенциал народа Израиля, необходимый для проявления Машиаха, определяется его служением в соответствии с правилами, сформулированными в Торе.

На внутреннюю связь между Моше и Машиахом намекает стих (Берешит, 49:10): «Не отойдет скипетр от Йеуды <…> пока не придет Шило» (на иврите — «ад ки яво Шило»). В этом усматривают намек на Машиаха, потому что слова «яво Шило» и «Машиах» («придет Шило» и «Машиах») равны по своему числовому значению (речь идет о сумме числовых значений букв. — Ред.). То же равенство и в словах «Шило» и «Моше», поэтому приход Машиаха связывают с Моше. Кроме того, «яво» (придет) имеет то же числовое значение, что и слово «эход» (один). Таким образом, мы можем вывести уравнение: Машиах=Моше+Один, что означает: Машиаха приведет служение, связанное с качеством единства, а сила, необходимая для достижения единения, будет передана через Моше.

СПУСК РАДИ ПОДЪЕМА

Говорят наши мудрецы: «Когда был создан мир, он находился в состоянии совершенства» (Берешит раба, 14:7). Но после греха с деревом познания, когда нечистота змея распространилась на Еву, не только человек, но и весь мир утратили совершенство вплоть до Дарования Торы. Когда Израиль стоял у горы Синай, дух нечистоты «отошел». Но он снова распространился из‑за греха золотого тельца и будет пребывать в мире до наступления эры Машиаха, когда наконец исполнится обещанное: нечистота исчезнет навсегда, и мир будет полностью очищен.

В иудаизме существует общее правило: каждое падение происходит ради какого‑то подъема, причем подъем этот совершается на более высокий уровень, чем предшествующий падению. Следовательно, состояние мира после Дарования Торы стало выше, чем до греха Евы. Согласно тому же правилу, эра Машиаха будет совершеннее времени Дарования Торы.

Это двойственное движение делает возможным достижение доселе небывалых высот. С одной стороны, нисходит свет (откровение, духовная сила) Источника, находящегося в бесконечности, с другой стороны, соответственно происходит подъем народа Израиля и всего мира.

Пример этому мы видим в Даровании Торы. Хотя потенциал для исполнения Б‑жественных заповедей существовал и ранее (у Адама было шесть заповедей, у Ноаха семь, и еще по одной были даны соответственно Аврааму, Ицхаку и Яакову, кроме того, праотцы соблюдали всю Тору еще до ее дарования). С Дарованием Торы был дан не просто больший потенциал, но это была новая сила, принципиально отличающаяся от всего уже существовавшего, и она была дана народу Израиля, когда между ним и Б‑гом возникли особые отношения — отношения избранности («и Ты избрал нас»). Это было раскрытием сущности Б‑га, чем‑то таким, что прежде не раскрывалось.

Настолько же беспрецедентным был подъем Израиля и всего мира — как глубинная их сущность, так и уровень произошедшего очищения. Следовательно, последующая деградация при совершении греха золотого тельца была не так велика. Значит, несмотря на то что ее последствия — присутствие нечистоты — видны и поныне, все же влияние Дарования Торы очевидно.

МЕССИАНСКАЯ ЭРА

Подобно этому подъем в те времена, когда Машиах станет учить Торе весь народ Израиля, будет выше подъема при Даровании Торы. Во‑первых, в степени Б‑жественного раскрытия, несмотря на то что на Синае оно было настолько интенсивным, что люди могли воспринимать его на физическом уровне своими органами чувств; это было лишь подобие откровения во времена Машиаха (когда «слава Г‑спода будет открыта»). Во‑вторых, в уровне подъема Израиля. Хотя на Синае дух нечистоты покинул народ, он тем не менее остался в потенциальной форме и вновь проявился в связи с грехом золотого тельца. Но во времена Машиаха он будет уничтожен навсегда. Изменится сама суть природы мира, причем это изменение будет не временным, каким оно может быть, если вызвано особым вмешательством свыше, а окончательным и постоянным.

 

ЦЕЛЬ ИЗГНАНИЯ

Поскольку всякому подъему, как мы выяснили, должно предшествовать падение, значит, оно является необходимым этапом подготовки подъема. Именно служение в период падения (то есть пока влияние падения ощутимо) приносит подъем. Служение праотцев и очищение «горнилом» Египта привели к Дарованию Торы. Подобно этому Машиаха приведет наше непрерывное служение в изгнании, необходимое для того, чтобы очистить самую суть мира (Танья, ч. I, гл. 37).

ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОДИН»

Чтобы понять изложенное выше, попробуем сначала разрешить известную трудность с молитвой «Шма, Исраэль». Почему в ней говорится «Г‑сподь Один (Эход)», а не «Г‑сподь уникален»? Ведь числительное «один» означает то, что можно исчислять, за ним следует «второй». Но «уникален» исключает наличие другого.

Объяснение таково: истинное единство Б‑га не есть изначальное отрицание существования чего бы то ни было, кроме Него. Уникальность в данном случае отрицала бы существование мира. Она ощущается в рамках материального мира и неразрывно связана с пониманием того, что Он не существует сам по себе, а материальный мир есть одно целое (то есть объединенное) с Б‑гом.

Слово «один» как раз предполагает такой подход. Составляющие это слово — «эход» — буквы «алеф», «хет», «далет» имеют соответственные числовые значения 1, 8 и 4. 8 — символизирует семь небес и землю, а 4 — существующие стороны света. Все они в сущности являются излучениями, исходящими из 1 («алеф»), то есть Источника и Хозяина (Алуф) мира. Иными словами, единство не должно восприниматься как только духовное, скорее человек должен ощущать его как нечто наполняющее собой физический мир и реализующееся в мире.

 

ТОРА И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МИРА

Но как это возможно, чтобы мир, в природе которого заложено сокрытие Б‑жественности (на что намекают и соответствующие термины на иврите: «олам» — «мир», «хе‑элам» — «сокрытый»), был восприимчив к раскрытию в нем Алуфа (Хозяина Вселенной, Единого)?

Именно с этой целью — сделать мир подходящим жилищем для Б‑га — и были даны народу Израиля Тора и Заповеди.

У горы Синай они не просто были переданы, как инструменты ремесленника, чтобы с их помощью очистить и облагородить мир. Было откровение, которое, сопровождая это дарование, несло в себе ту энергию, что была необходима для осуществления данного процесса.

В момент, когда была дана Тора, весь мир как бы перестал существовать перед лицом Откровения — даже «птицы не пели и земля молчала», но это было проявлением скорее Высшей силы, нежели внутренней. Следовательно, такое состояние не могло быть постоянным.

Но именно отсюда произошла способность мира самоочищаться, благодаря чему он становится все более «пригодным» для восприятия еще более высокого Откровения.

МОШЕ И МАШИАХ

Теперь мы можем понять, почему Машиах = Моше + Один. Ибо Машиах будет приведен посредством служения, которое делает единство явным, выявляет его, а способность к такому служению была передана через Моше.

Отсюда видна внутренняя связь между Моше и Машиахом: второго приведут силы, полученные через первого. Это же выявляет и разницу между ними: изгнание и освобождение из Египта были необходимы ради Дарования Торы, благодаря которому еврейский народ обрел способность очищать себя и весь мир. Задачей же Машиаха является завершение этого процесса и начало нового служения, когда очищение мира уже завершено.

ЕДИНСТВО И ЛИЧНОСТЬ

Человек есть микрокосм Вселенной. Происходящее с миром находит отражение в жизни каждого человека в каждый момент: и когда он работает, совершая свое служение до вечера, и когда он доверяет на ночь свою душу Б‑гу, и когда он снова получает ее на следующий день и начинает новое служение.

Служение каждого дня должно начинаться с молитвы и изучения Торы. Через них человек получает силу для служения (Б‑жественный дух проникает с помощью молитвы во все его существо) и для преодоления дурного начала (Тора учит его правильному поведению). После этого человек в состоянии распространить это служение на область практического (до такой степени, что, согласно Рамбаму, «его мудрость проявляется в том, как он ест и пьет»). Его материальное существование в этом мире (символизируемом «хет» и «далет» слова «Эход») подчинено Б‑жественной мудрости («алеф»). Признание Единого пронизывает все его физические действия.

Затем, когда день его служения завершен, человек мысленно проводит «ревизию» поступков дня и вновь посвящает свое существование Б‑гу. Он говорит: «В Твои руки вручаю я душу мою, Б‑г Истины», а Истина и есть Единство. Слово «истина» — на иврите «эмес» — составляют первая, средняя и последняя буквы еврейского алфавита, напоминая нам о Б‑ге, сказавшем: «Я Первый и Я Последний и кроме Меня нет бога» (Йешаяу, 44:6). Нет реальности, кроме той, что исходит от Него: если букву «алеф» удалить из слова «эмес», получится «мес», что означает «смерть», то есть отсутствие жизни.

Так же как Тора, переданная через Моше, дает миру силу привести Машиаха, так и каждому человеку в отдельности она дает силу облагородить свою собственную жизнь и все окружающее, тем самым ускоряя наступление эры Машиаха.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Жизнь Авраама: под знаком веры. Недельная глава «Хаей Сара»

На еврейский народ обрушивались трагедии, которые подорвали бы силы любой другой нации, не оставив надежд на возрождение... Но еврейский народ, каким‑то образом находя в себе силы, скорбел и плакал, а затем поднимался и строил будущее. В этом уникальная сильная сторона евреев, а унаследована она от Авраама, как мы видим из нашей недельной главы

Еще о странностях и новаторстве раввинистического мышления

Талмуд объясняет, что, пока стоял Храм, существовал специальный священнический суд, занимавшийся заслушиванием свидетелей, видевших молодую луну. Свидетельствование перед этим судом было важной заповедью — разрешалось даже нарушить субботу, чтобы отправиться в Иерусалим и дать показания. При этом свидетели новолуния могли не только нарушить субботние пределы, то есть пройти расстояние больше того, которое разрешается проходить в шабат, но и брать с собой оружие для самообороны

Идти вместе. Недельная глава «Вайера»

Евреи знали, знают и всегда будут знать то, что упрямо отрицают нынешние эксперты‑пустословы: любая цивилизация сильна настолько, насколько в ней сильны узы между разными поколениями. Именно об этом говорит нам незабвенный образ из нашей недельной главы: первый еврейский родитель, Авраам, и первый еврейский ребенок, Ицхак, идут вместе навстречу неведомому будущему, и их вера берет верх над их страхами