Раскрытие сокровенного: Освящение Мишкана на восьмой день
В Мидраш раба приводится три объяснения словосочетания «на восьмой день» . Оно может обозначать восьмой день после семи дней, проведенных у тернового куста, когда Моше согласился наконец отправиться в Египет, чтобы вывести народ Израиля. Это может быть также восьмой день после 7 адара, когда Ашем велел Моше перейти Иордан и вступить в Эрец‑Исраэль. И, конечно же, может означать восьмой, завершающий, день установления и освящения Мишкана первого нисана на второй год исхода из Египта . Мидраш приписывает Моше разочарование по поводу того, что он не стал главным коэном. (Это, очевидно, следует из слова вай, означающего печаль.)
Раши рассматривает два вопроса, которые Моше задал Ашему у тернового куста в ответ на указанную миссию освобождения Израиля. Второй можно понимать так, что Моше сомневается в своих способностях вывести народ: «Разве я могу вывести народ Израиля?» (Однако, рассматривая ответ Ашема на этот вопрос, Раши предлагает иное прочтение: «Разве они заслужили, чтобы их вывести?») Этот ответ можно рассматривать как выражение скромности Моше. (В чрезмерной скромности присутствует элемент греховности, как в случае с приниженностью духа Авеля.)
Но можно расценить отказ Моше вывести народ (на этом этапе) не как излишнюю скромность, а как выражение любви к народу Израиля: «Лучше послать Аарона, он достойнее меня и выполнит задачу гораздо лучше». Тем не менее и здесь заключен грех вмешательства в планы Ашема. («Какое тебе дело до причин Моего решения — выполняй!») Как известно, одной из причин, по которой Ашем не позволил Моше перейти Иордан, была неготовность Моше безоговорочно принять миссию Ашема у тернового куста. Поэтому то, что произошло на восьмой день, можно рассматривать как кончину Моше 7 адара. То есть семь дней продолжалась его молитвенная просьба позволить войти в Эрец‑Исраэль. Просьбу эту можно объяснить как стремление к совершенству. 248 органов человеческого тела соответствуют 248 повелевающим заповедям (из 613). Значительная часть их может быть выполнена только в Стране Израиля (все, что связано с заповедями работы на земле, не говоря о том, что, с точки зрения Рамбана, рабейну Бен‑Хаяй и других «первых», все заповеди считаются выполненными только в Эрец‑Исраэль). Тот, кто не выполнил эти «сельскохозяйственные» заповеди, не сможет достаточно приблизиться к Ашему. Однако, если бы Моше вошел в Эрец‑Исраэль и достиг такого совершенства, вместе с ним и вся Страна Израиля обрела бы высший духовный статус и предъявляла бы соответствующие требования ко всем сынам Израиля. В случае наказания уже нельзя было бы ограничиться разрушением Храма («камней и деревьев»), последовала бы гибель всех отступников. Таким образом то, что было невыгодно Моше (невхождение в Эрец‑Исраэль), являлось спасением для народа Израиля. (Сопротивление мидян приходу народу Израиля в Эрец‑Исраэль также объясняется их страхом, что в тот момент, когда мы будем выполнять «земельные заповеди», Страна Израиля возвысится в своем духовном уровне и предъявит подобные же требования другим жителям Земли.)
Теперь перейдем к последней причине недовольства Моше, вызванной тем, что после семи дней освящения Мишкана он не был назначен первосвященником. По системе Аризаля человек должен пережить несколько реинкарнаций (гильгуль), чтобы выполнить все заповеди (включая заповеди, предписываемые царю и коэн гадоль). По своей роли Моше являлся царем (Мелех), находился на уровне малахим и далек от народа. А коэн должен способствовать исправлению людей. Отсюда и понятие корбан — жертва как способ приближения к Ашему. (Об этом качестве говорят наши мудрецы, называя Аарона любящим мир и стремящимся к миру, заботящимся о семейном мире, сближении ссорящихся супругов.)
Различие между Моше и Аароном можно продемонстрировать на примере шабата и йом тов (праздников). Шабат — это часть Олам а‑ба, который приближается к нам на седьмой день Творения. Он приносит нам «вторую душу», которая после завершения шабата нас покидает. Йом тов же устанавливается Сангедрином. Эта святость исходит от человека, происходит то, что называется приростом духовности по направлению снизу (наш мир) вверх (высшие миры).
Моше представляет собой субботу — святость, согласно тому, что сказано в молитве: «Возрадовался Моше, получив свой надел — субботу». Вместе с тем суббота — это плод трудов всей недели, и тот, кто трудился, в субботу может получить удовольствие. Суббота — это своего рода площадка для запуска добрых дел в высшие сферы. Какие же добрые дела совершал Моше и весь еврейский народ? Как уже говорилось, они собирали 288 искр Божественного света, которые рассыпались в момент Творения. Тем не менее, несмотря на все его заслуги, Моше не смог получить то, к чему стремился.
Мидраш рассказывает, что после слов Моше у тернового куста «пошли кого‑нибудь другого вместо меня», Ашем ответил: «Придет время, когда ты сам пожелаешь взлететь, но Я схвачу тебя за крылья». Это предсказание Ашема реализовалось и в том, что Моше не был назначен первосвященником, и в отказе Ашема впустить его в Эрец‑Исраэль.
Сказано, что Моше установил Мишкан. Но ведь он был не один, над возведением Мишкана работало много людей. Поскольку Моше, как мы уяснили ранее, являлся эквивалентом шабата, то он и сосредоточивал в себе всю работу, которую выполняли все сыны Израиля. Это подобно тому, что при сборе приношений для строительства золото, серебро и прочее несли к Моше, а он поднимал эти приношения на духовный уровень.

Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах

«Хумаш Коль Менахем»: Как поступили с золотом при строительстве Мишкана

«Хумаш Коль Менахем»: О порядке строительства Мишкана
