Ту Би-Шват, Уроки Торы III

Уроки Торы III. Ту Би‑шват

Менахем-Мендл Шнеерсон 13 февраля 2025
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

О деревьях и людях

Разве дерево полевое — человек?

Дворим, 20:19

 

В еврейском календаре 15 число месяца шват — Новый год деревьев, Ту би‑шват. Этот день отдан размышлениям о сходстве человека с деревом — его аналогом в растительном царстве. И размышлениям о том, что из этой аналогии мы можем извлечь.

У дерева три составляющие: это и снабжающие его водой и всем необходимым для роста корни, это и ствол, ветви и листва, образующие его тело. Это и плоды: в них вызревают семена, благодаря которым деревья продолжают свой род.

В духовной жизни человека также есть своего рода корни, тело и плоды. Корни — вера, которая является источником всего, что нас питает. Тело духовной жизни создано нашими эмоциональными, интеллектуальными и практическими достижениями. Плоды — наша способность оставлять после себя тех, кто унаследует нам в духе: способность влиять на других, заронить семя в душе ближнего и увидеть, что семя это взошло и дало плод.

Корни

Часто ли славят свои корни деревья? А ведь без них существование немыслимо. Погребенные под землей, невидимые для нас, корни не обладают ни красотой ствола или кроны, ни изяществом листвы, ни сладостью плодов. Но без корней невозможна сама жизнь дерева. Более того, корни должны быть пропорциональны стволу и кроне дерева. Ведь если оно продолжает расти, а корни при этом не становятся длиннее, не врастают в землю все глубже, дерево может просто‑напросто рухнуть под собственой тяжестью. И с другой стороны — рост корней делает дерево сильнее, дает ему здоровье, пусть даже изначально у этого дерева был тонкий ствол и лишь несколько веток, совсем немного листвы и мало плодов. Если корни здоровы, дерево вернет себе былое благополучие, даже если был поврежден ствол или обломаны ветки.

Вера — наименее «броская» из наших духовных способностей. Ее сущность — глубокая приверженность Истоку. Она «проста» и лишена изощренности интеллекта, живости и разнообразия эмоций, она не дает чувства удовлетворения, которым вознаграждают нас поступки. Вера сокрыта под землей, и сколь она велика — скрыто от других людей, как весьма часто и от самого верующего. И все же именно вера, наша превышающая любые разумные построения приверженность и верность Б‑гу, есть основание нашего «духовного дерева». Именно в вере берет свое начало «ствол» нашего постижения мира, дающий такие ветви‑побеги, как чувства, мотивации и поступки. И если крона дерева обеспечивает ему питание наравне с корнями благодаря процессам, совершающимся в листьях, то вся наша духовность питается исключительно верой в Создателя.

Душа может вырасти в дерево с могучим стволом, широко раскинувшимися ветвями, обильной листвой, усыпанное множеством плодов. Но все это великолепие должно опираться на столь же могучие или даже еще более могучие «корни». «Над поверхностью земли» наше духовное дерево может казаться исполненным величия и мощи. Мы можем обладать мудростью, глубиной чувств, необъятностью опыта, величайшими достижениями и множеством учеников. Однако если это дерево не имеет мощных корней, питающих его и уходящих в глубины веры и приверженности воле Б‑га, то непрочно стоит оно на земле и обречено обрушиться под тяжестью своей кроны.

Однако иная жизнь может быть благословлена лишь ограниченным знанием, скудостью чувств и опыта, весьма скромными достижениями и еще более скромными «плодами». Но если «корни» такой жизни протяженны и глубоки, то дерево здорово. Тогда оно способно выстоять под самыми суровыми ударами жизни и справиться с самыми серьезными повреждениями. И у него есть потенциальная возможность для дальнейшего роста и превращения в могучее, красивое и обильно плодоносящее дерево.

Плоды

Стремясь продлить себя в потомстве, дерево разбрасывает свои семена так, чтобы они пустили корни в иных, отдаленных местах. Но пространство, которое может охватить само дерево, ограничено протяженностью его ветвей. Поэтому дерево пытается привлечь «курьеров», которые могли бы доставить семена в другое место. Поэтому дерево и дает плоды, облекающие семена яркой, сочной и притягательно пахнущей оболочкой. Сами семена ничем не привлекательны для животных или людей. Но оболочка, в которую они «упакованы», нравится многим созданиям, и, поедая плоды, они разносят семена по свету, и те получают шанс прорасти вдали от дерева, их породившего.

Когда мы вступаем в контакт с другими людьми, мы пользуемся множеством способов, призванных сделать наше сообщение привлекательным. Мы заворачиваем это сообщение в обертку интеллектуальной изощренности, напитываем его «соком» эмоций, облачаем в яркие одежды слов и образов. Но необходимо помнить: все это — лишь «упаковка», «плод», а семена — внутри. Сами они безвкусны: ведь, по сути, единственное, в чем может проявиться наше истинное воздействие на других, — что они разделят нашу веру. То нечто — простое и безыскусное, скрытое под покровом слов: нашу простую приверженность неким основам. Если семя живо, наше сообщение пустит корни в сердцах и сознании других людей и наше видение мира «привьется» им. Но если семя мертво, наши усилия не дадут результата, как бы ни был вкусен и привлекателен тот «плод», что мы предлагаем другим.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Ту Би-Шват – новый год деревьев

Что общего между человеком и деревом, если Тора приравнивает их друг к другу? Прежде всего, заметим, что не только тогда, когда нам хочется съесть плод дерева, мы вспоминаем, откуда он взялся, где вырос. Есть в году особый день: пятнадцатый день месяца шват, Новый год, Рош а-Шана деревьев. То, что у деревьев, как и у людей, есть Рош а-Шана, еще более укрепляет их дружбу. Так почему же все-таки Тора говорит, что «человек – это дерево»?

«Человек – дерево полевое»

Пятнадцатое число еврейского месяца шват, Ту би-шват, на который выпадает Новый год деревьев, – день, когда подобное рассуждение особенно уместно. Ведь вековая традиция празднования этой даты подчеркивает нашу связь со Святой землей, с произрастающими на ней растениями. С этого дня зима в Стране Израиля идет на убыль и начинается весеннее пробуждение всего, что растет на ней.

Ту Би-Шват – не только лесопосадки

С течением времени все больше евреев переселялось в страны с холодным, суровым климатом, и там, при виде голых, безжизненных деревьев, зачастую покрытых снегом, было трудно ощутить праздничную атмосферу. Поэтому неудивительно, что, когда почти весь еврейский народ оказался в диаспоре, о празднике Ту би-шват забыли на много столетий. Только в XVI веке о нем вспомнили цфатские каббалисты, и для них этот день стал праздником, напоминающим о мистической связи еврейского народа с Землей Израиля.