Уроки Торы III

Уроки Торы III. Шмойс

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Дитя‑пастырь

Всем известна история о том, как мать Моше спасла своего ребенка и не дала свершиться приговору фараона. Владыка Египта повелел каждого новорожденного еврейского мальчика бросать в Нил. А мать Моше положила трехмесячного младенца в ларец, который поставила в камышах на берегу Нила. И когда дочь фараона отправилась купаться, она обнаружила плачущего младенца. И взяв Моше к себе во дворец, взрастила его.

В этой истории вызывает смущение одна деталь. Возникает вопрос: где же именно был оставлен младенец Моше? В Торе написано: «И поставила в камышах у берега Нила» (Шмойс, 2:3). То есть ларец с Моше был оставлен на берегу реки, а не пущен по течению Нила, поясняет этот стих Онкелос в Таргуме. А несколькими стихами ниже в Торе читаем: дочь фараона нарекла найденного ребенка именем Моше («вытащенный»), «потому что из воды я вытащила его» (там же, 2:10).

Тора — чертеж Б‑га, соответственно которому выполнено Творение. И каждая деталь Торы чрезвычайно важна для нашей жизни. Если Тора говорит, что мать Моше оставила его на берегу реки, это значит, что она не могла оставить ребенка в водах Нила. И если Тора говорит, что позже дочь фараона вытащила его из нильских вод, то это означает: в тот момент ребенок был в водах реки. А когда в Торе уделено чему‑либо внимание, значит, это важно как для понимания рассказа, так и для его приложения к нашим сегодняшним жизням.

Искупление Нила

Рогачевский Гаон рабби Йосеф Розен (1858 — 1936) предлагает алохическое объяснение «двойственности» в описании места, где был оставлен ларец с младенцем. Мать Моше изначально не могла положить ларец в воды реки хотя бы потому, что египтяне поклонялись Нилу как своему «богу», а для евреев действовал запрет использовать любой объект идолопоклонства даже ради спасения жизни (Рамбам, Законы оснований Торы, 5, 6). Тора, однако же, оговаривает: если идолопоклонник откажется от своего идола, то соответствующий предмет обретает статус обычного, и еврею разрешено им пользоваться (см. Рамбам, Законы об идолопоклонстве, 8:8). Дочь фараона «сошла искупаться в реке» (Шмойс, 2:5). Мудрецы говорят: сошла она не только ради купания как такового, но также и ради того, чтобы «очиститься от идолопоклонства отца своего» (Талмуд, Сота, 12б; Мидраш Раба на этот стих). И ее отказ от язычества лишил реку статуса идола, так что теперь воды Нила могли принять Моше и стать ему убежищем. Вот почему ларец Моше оказывается найденным в водах Нила.

Почему же столь важно: был ли Моше в водах Нила или нет? Мидраш повествует, что астрологи фараона сказали ему, будто «спаситель Израиля встретит смерть от воды». И ведь именно поэтому фараон повелел бросать в Нил всех мальчиков, рождающихся у евреев! Когда же Моше был в водах реки, астрологи сказали фараону: «Спаситель Израиля уже брошен в воду», — и фараон отменил свое повеление, поясняет Шмойс Раба (1:24). Истинный же смысл того, что видели с помощью своего искусства астрологи фараона, мог быть связан с «водами распри». Тех, из‑за которых Моше суждено было умереть в пустыне, так и не войдя в Землю обетованную, поясняет Бемидбар (20:1‑13).

 

Культ реки

В Египте выпадает очень мало дождей. Поэтому сельское хозяйство в стране полностью зависит от Нила, который во время разливов наполняет ирригационные каналы. По этой причине древние египтяне обожествляли Нил, видя в нем главный источник существования и поддержания жизни.

Повеление фараона топить еврейских младенцев в Ниле имело, таким образом, глубинный смысл. Ибо фараон понимал: если следующее поколение евреев осознает, что их выживание связано с культом Нила, то они вырастут в убеждении, будто естественный источник благ обладает Б‑жественной природой, отступившись от веры еврейских патриархов. Народ позабудет, что лишь Единый Б‑г — создатель и источник всего сущего. Забудет и о том, что весть, идущая от Авраама, — весть, угрожавшая власти язычников, — будет предана замалчиванию.

Можно заметить по этому поводу, что поклонение Нилу в наши дни распространено не менее, чем во времена фараонов. Ныне в роли «Нила» может выступать университетское образование, карьера, социальный успех — все, что связывается с получением жизненых благ. Все это — инструменты, благодаря которым человек получает те или иные блага в жизни, как Нил был инструментом, через который Б‑г подавал жизненные блага тем, кто жил по берегам этой реки. Но когда средство начинают путать с источником, когда внутреннее «я» погружается в воды «Нила», направляя все силы на совершенствование инструмента достижения благ, а не на укрепление своей связи с их Б‑жественным источником, — тогда мы имеем дело с идолопоклонством.

Питающий верой

Моше называют раайя меэеймна, «верный пастырь» Израиля (Зогар Ходаш, 104a). Слова раайя меэеймна имеют и иное значение: «пастырь веры» — тот, кто кормит верой вверенное ему стадо, поясняет книга Тания (гл. 42). И прежде всего роль Моше заключалась в том, чтобы напитать верой свой народ, расширить в нем границы постижения этой веры, углубить и развить ее настолько, чтобы в саму суть каждого еврея вошло знание Б‑га. И понимание: «Нет другого кроме Него» (Дворим, 4:35). И что любой «Нил» в этом мире — не некая сила, действующая по собственной воле, но лишь носитель ниспосланного нам от Б‑га.

Моше было восемьдесят лет, когда он вывел свой народ из Египта, привел к горе Синай и накормил — с предельной настойчивостью — Б‑жественным знанием, Торой. Но он был «пастырем веры» уже в три месяца от роду. А именно — когда сыграл роль инструмента, с помощью которого оказался низвергнутым главный идол Египта. И одновременно с этим был положен конец чудовищной практике топить чад Израиля в водах реки.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Неужели за халой в форме ключа кроется христианское лакомство?

Еврейская народная традиция изобилует заимствованиями подобного рода. Важно не откуда взялись обычаи, а как мы их трактуем. Мода на шлисл‑халу может оказаться мимолетной, а может войти в мейнстрим ортодоксальной традиции, но кому‑то она нравится, и вряд ли от нее будет больше вреда, чем от христианских гимнов, лежащих в основе ханукальной песни «Маоз Цур», или от знаменитого хабадского нигуна, заимствованного из наполеоновского марша

Раскрытие сокровенного: Освящение Мишкана на восьмой день

Сказано, что Моше установил Мишкан. Но ведь он был не один, над возведением Мишкана работало много людей. Поскольку Моше, как мы уяснили ранее, являлся эквивалентом шабата, то он и сосредоточивал в себе всю работу, которую выполняли все сыны Израиля. Это подобно тому, что при сборе приношений для строительства золото, серебро и прочее несли к Моше, а он поднимал эти приношения на духовный уровень

Сефер га-хинух. Книга наставления. Заповедь проверять признаки дозволенности в пищу скота и животных

Нам заповедано проверять скот и любых животных, чье мясо мы собираемся употребить в пищу, — обладают ли они перечисленными в Торе признаками, то есть имеют ли раздвоенные копыта и отрыгивают ли жвачку. Если Тора запретила нам что-то, следует тщательно проверять все необходимое, чтобы не нарушить запрет. Эта заповедь в силе повсеместно, во все времена и распространяется как на мужчин, так и на женщин