Уроки Торы III

Уроки Торы III. Ки сисо

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Грязь на лице

И говорил Б‑г, обращаясь к Моше, так: «Сделай медный умывальник на медном основании — для омовения и помести его между Шатром Откровения и жертвенником… И будут омывать из него Аарон и сыновья его руки и ноги свои перед тем, как войти им в Шатер Откровения… или приближаясь к жертвеннику для служения…»

Шмойс, 30:17‑20

 

Каждое утро, прежде чем приступить к молитве, следует совершать омовение лица, рук и ног.

Рамбам, Законы о молитве, 4:1

 

Прошло почти две тысячи лет с тех пор, как был разрушен Иерусалимский Храм, Б‑г более не говорит с человеком в «Шатре Собрания», а коаним не совершают приношения на жертвеннике. Но и Храм, и совершаемые в нем службы и сегодня продолжают оставаться медиаторами нашей связи с Бгом — с той разницей, что ныне они существуют в духовной форме. Сказано мудрецами: «Ежедневные молитвы установлены заменить ежедневные приношения» (Талмуд, Брохойс, 26). «Стол трапезы подобен жертвеннику» (Хагига, 27а). И еще: «Со дня разрушения Храма у Б‑га в мире осталось лишь четыре локтя пространства — в Алохе, то есть — там, где изучают Закон Торы» (Брохойс, 8а).

Так, многие из законов, которые сегодня направляют нашу жизнь, — производные от законов, касающихся Храма и храмовой службы. Например, время вознесения молитв — это время, когда в Храме приносились жертвы; за столом мы макаем хлеб в соль, потому что соль была неотъемлемой частью всякой жертвы, приносимой на алтаре, и т.д.

Коэн, прежде чем служить в Храме или войти в Святая Святых, должен был очистить и освятить себя, омыв руки и стопы водою из умывальника, специально установленного для этой цели. При том, что Тора наставляет нас: «Во всех путях твоих познавай Б‑га» (Мишлей, 3:6), и мы должны сознавать: «Все, что делается, делается во имя Неба» (Поучения отцов, 2:12), следует всегда помнить о различии между тем, что является местом, принадлежащим лишь Б‑гу, и миром за стенами Храма. Входя в святилище Б‑га, следует очистить себя от всяких материальных помыслов, связанных с повседневностью, «омыть руки» от всего, что несет на себе пятна эгоизма и суетности.

В этом заключено глубинное значение закона, требующего от коэна омыть руки и ступни, прежде чем служить Б‑гу. Во времена после разрушения Храма тот же закон требовал от еврея «омыть лицо, руки и стопы» перед утренней молитвой. То есть очиститься перед тем, как совершится преображение и человек из плоти и крови, живущий в материальном мире, предстанет перед Творцом как живая душа, взывающая к Нему (Талмуд, Шабос, 50а; Рамбам, Законы о молитве, 4:1).

Труды рук твоих

«Если ты ешь от трудов рук твоих, — говорит Псалмопевец, — блажен ты, и благо тебе!» (Теилим, 128:2).

Хасидизм уточняет этот стих. Он призван сказать нам: из наших способностей только таланты, составляющие «внешнюю периферию» нашего «я», пусть взаимодействуют с материальностью мира, тогда как высшие таланты должны быть всецело направлены на духовное.

Наши предки кормились исключительно от трудов своих рук. Патриархи были скотоводами, а те евреи, что осели в Святой земле, стали земледельцами. Многие из великих мудрецов Талмуда, чьи поучения и сегодня для нас — источник мудрости и наставления в решении наших ежедневных проблем, кормились от трудов своих рук. Так, рабби Йоханан а‑Сандлар был сапожником, рабби Иеошуа — ювелиром, Ша‑май — каменщиком. Среди них были купцы и лавочники. Но если, как сейчас говорят, они и «занимались бизнесом», это занятие не было сопряжено со стремлением во что бы то ни стало что‑то выгадать, даже неправедным путем. И оно не поглощало человека с головой, как это бывает сегодня. Ученость и умение учить других были не профессией, но — священным призванием, не запятнанным получением материального вознаграждения за наставления. Заработок хлеба насущного был делом, сопряженным с физическими усилиями и лишь отчасти — с усилием умственным. Однако это не было чем‑то, требующим вкладывать в занятие весь ум и все сердце: они должны были служить высшему.

Мир безвозвратно изменился. Теперь стремление к удовлетворению материальных нужд забирает у нас не только физические силы и время. Занятиям, призванным поддерживать жизнь в материальном мире, мы отдаем все, без остатка: лучшие умственные способности, самые сильные страсти, волю.

Наши «карьеры» пожирают наши дни и ночи, сердце и разум — даже представление о себе. Мы не спрашиваем теперь: «Чем ты зарабатываешь?» — мы спрашиваем: «Что ты делаешь?»

Здесь — объяснение того, что два закона, приведенные в начале нашего текста, звучат несколько по‑разному. Закон, утверждающий, что перед молитвой нужно совершить омовение, — производная от закона, требующего от коаним, чтобы они совершили омовение перед входом в Святая Святых или отправлением служб в Храме. Но при этом от Аарона и его сыновей Тора требовала, чтобы они омывали руки и ноги, тогда как, согласно правилу Рамбама, перед утренним омовением нужно омыть руки, ноги и лицо.

Во времена Храма лишь те способности человека, что связаны с «руками и ногами», были сопряжены с его материальными устремлениями. Соответственно, перед началом служения Б‑гу требовались очищение и освящение только их одних. «Лицо» человека — выражение его высших достижений и его внутреннего «я». Во многих современных языках слово «лицо» часто соотнесено с внешним аспектом явлений. Однако соответствующее слово в иврите — поним — значит «внутреннее». Ибо в нем выражена мысль: лицо — часть тела, аккумулирующая в себе лучшие способности человека и наиболее полно отражающая сущность его природы и склад личности. И в те времена лицо не требовало подобного очищения, ибо не было запятнано «соучастием» в мирской суете. Но позже суетность жизни начала подтачивать и наше внутреннее «я».

И ныне обращение к Б‑гу требует также, чтобы мы очистили и наши «лица» от всего суетного, что покрывает их. Требует, чтобы мы прервали этот род контакта с материальными мирскими заботами. Наше сознание и сердце должны очиститься от всего ложного и сиюминутного, что «прилипает» к ним в силу нашей погруженности в земные дела. Очиститься, чтобы мы могли обрести истинную связь с сутью и целью жизни.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Всё в руках Небес

Все произойдет в должное время — при условии, что Вы примете к своему сведению высказывание рабби Шнеура‑Залмана из Ляд, которое повторил мой достопочтимый тесть и учитель рабби Йосеф‑Ицхак Шнеерсон, — что Святой, благословен Он, дарует евреям материальные блага, с тем чтобы те преобразовали их в блага духовные.

На их плечах: Дина Фридман

Я была в какой‑то семье на Хануку, была восьмая свеча, и там мы с Зямой встретились. Он был из ортодоксальной хабадской семьи, но на фронте во время войны уже соблюдать нельзя было. Я ему сказала: «Если ты хочешь, чтобы у нас была религиозная семья, я думаю, ты должен стать религиозным. А если ты не хочешь, значит, мы с тобой разойдемся. Я не могу выйти замуж за человека несоблюдающего». И он согласился.

Недельная глава «Мецора». Существует ли лашон тов, то есть доброречие?

На взгляд Рамбама, доброречие предписано заповедью «люби ближнего, как самого себя». Согласно «Авот», это один из способов «воспитать многих учеников». Созидательная мощь лашон тов колоссальна — она ничуть не уступает разрушительной мощи лашон а‑ра! Видеть хорошие стороны людей и говорить им об этом — способ помочь их достоинствам реализоваться, выпестовать личностный рост ближних.