Уроки Торы II

Уроки Торы II. Шмини

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Восемью восемь

И было, на восьмой день призвал Моше Аарона, и сыновей его, и старейшин Израиля.

Ваикро, 9:1

 

Этот «восьмой день» — следующий после семидневного посвящения — был днем «десяти корон»: во‑первых, он был первым днем месяца нисан; во‑вторых — воскресеньем, первым днем недели; в‑третьих — началом нового года; в‑четвертых и в‑пятых — первым днем Б‑жественного присутствия в Святилище и первым днем службы в нем; в‑шестых — первым днем священничества и так далее (Талмуд, Шабос, 87б). Есть мнение, что этот день был также годовщиной создания вселенной (Талмуд, Рош а‑Шона, 10б).

Если этот день был «первым» в стольких смыслах, почему же Тора говорит о нем как о «восьмом дне»?

Число семь связано с природой. Мир был создан в семидневный цикл и в рамках того же семидневного цикла продолжает обновляться. Есть семь сфиройс — Б‑жественных атрибутов, определяющих отношения Б‑га с нашей действительностью; они отражены в семи мидойс — семи характеристиках человеческого сердца.

А вот как наши мудрецы объясняют особое значение цифры восемь. Если семерка отражает природные циклы творения, то восьмерка — уже нечто выше природы, некую окружность, охватывающую круг пространства и времени. В этот восьмой день, когда Б‑жественное присутствие обрело свое место в стане народа Израиля, нам был дарован потенциал, позволяющий выходить за пределы природы и нормы, вырываться из семеричного цикла, который определяет и ограничивает наше бытие.

Своевременное чтение

Шмини, «Восьмой» — называется одна из недельных глав Торы (Ваикро, 9‑11). Это название возникло из первой строки главы: «…в восьмой день призвал Моше…»

Еврей «живет в ногу со временем», черпая вдохновение и наставления из еженедельного чтения Торы. Каждый год, когда приходит время читать Шмини, мы черпаем из этого раздела Торы вдохновение, чтобы освободиться от оков всевозможных систем и каждодневной текучки, которые определяют нашу жизнь в этом мире, и попытаться добраться до более высокого, «восьмого» измерения.

Раздел Шмини обычно читают в Субботу после Пейсаха, когда мы ведем счет омера, связывающий Пейсах со Швуэсом. Сам по себе счет омера — поиск «восьмого измерения»: семь недель и сорок девять дней ведут к пятидесятому дню (7×7+1), когда и произошло Б‑жественное Откровение Швуэса.

Особый урок по календарю

В определенные годы в нашем календаре особо подчеркивается важность урока Шмини.

Каждую из 53 глав Торы обычно читают в течение недели — частично во второй половине дня предшествовавшей Субботы, по утрам понедельника и четверга и целиком — в Субботу утром. Однако иногда чтение какого‑то из разделов Торы занимает больше недели. Когда Суббота совпадает с праздником, проводятся специальные чтения, посвященные этому празднику, а регулярные переносятся на следующую неделю. Но чтение в Субботу во второй половине дня, а также по понедельникам и четвергам (когда дни эти не являются праздничными) — это чтение из «недельного» раздела, который надлежало бы читать в Субботу, не выпади на нее праздник.

Когда первый и последний день Пейсаха выпадают на Субботу, раздел Шмини приходится откладывать дважды, но в синагоге его будут читать восемь раз в течение трех недель: в Субботу во второй половине дня, в понедельник и четверг перед Пейсахом; во второй половине первого дня Пейсаха; во второй половине последнего дня Пейсаха; в неделю, следующую за пасхальной — утром в понедельник, четверг и Субботу.

В такой год урок Шмини бывает преподан еще убедительней, чем в предшествующие. Читая его восемь раз, мы познаем его в восемь раз глубже.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

На их плечах: Дина Фридман

Я была в какой‑то семье на Хануку, была восьмая свеча, и там мы с Зямой встретились. Он был из ортодоксальной хабадской семьи, но на фронте во время войны уже соблюдать нельзя было. Я ему сказала: «Если ты хочешь, чтобы у нас была религиозная семья, я думаю, ты должен стать религиозным. А если ты не хочешь, значит, мы с тобой разойдемся. Я не могу выйти замуж за человека несоблюдающего». И он согласился.

Недельная глава «Мецора». Существует ли лашон тов, то есть доброречие?

На взгляд Рамбама, доброречие предписано заповедью «люби ближнего, как самого себя». Согласно «Авот», это один из способов «воспитать многих учеников». Созидательная мощь лашон тов колоссальна — она ничуть не уступает разрушительной мощи лашон а‑ра! Видеть хорошие стороны людей и говорить им об этом — способ помочь их достоинствам реализоваться, выпестовать личностный рост ближних.

Союз обрезания: чья ответственность, когда совершать и что делать взрослым

В начале девяностых в синагоге в Марьиной Роще, тогда еще маленькой и деревянной, ежедневно можно было наблюдать такую картину: во дворе стоял небольшой вагончик‑времянка, в который заходили мальчики и мужчины самого разного возраста. В вагончике же, с редкими перерывами на сигарету и перекус, конвейерным методом работал моѓель, вводивший в завет праотца Авраѓама советских евреев, в основном будущих репатриантов в Израиль. Подобную картину можно было наблюдать и в других местах.