Уроки Торы II

Уроки Торы II. 9 ава

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Подземный храм

Когда царь Соломон построил Бейс а‑Микдош (Святой Храм), зная, что суждено ему быть разрушенным, он построил место, в котором надлежало прятать Ковчег — [в конце] тайного подземного коридора. Туда царь Йошиёу и поместил Ковчег за двадцать два года до разрушения Храма.

Рамбам, Законы Святого Храма, 4:1; Талмуд, Йома, 53б

 

Бейс а‑Микдош был построен царем Соломоном в 2928 году от сотворения мира (833 год до н. э.) и был разрушен через 410 лет в девятый день месяца ав армией вавилонского царя Навуходоносора. Через семьдесят лет он был возведен снова, второй Храм простоял 420 лет и был разрушен римлянами в 3829 году (69 г. н. э.) также девятого ава. Уже тысяча девятьсот тридцать три года девятое ава — день поста и покаяния, день, когда мы оплакиваем разрушение Храма и молимся о приходе Мошиаха, который построит третий и последний Храм, вернет надлежащее ему место духовного эпицентра мира.

Бейс а‑Микдош был домом Б‑га, местом, которое Он избрал для проявления Своей всепроникающей истины. Но тогда почему же Храм был разрушен рукой человека? Лишь потому, что само устройство Храма допускало такую возможность. И в этом глубинное значение того факта, что царь Соломон построил Бейс а‑Микдош, «зная, что ему суждено быть разрушенным», и на этот случай устроил в нем укрытие для Ковчега. Если бы Бейс а‑Микдош не строился изначально с пониманием всего, что произойдет девятого ава, с приготовлениями к этому, ни один смертный не смог бы и камня сдвинуть с места.

Места Ковчегов

То, что укрытие для Ковчега было с самого начала устроено в Бейс а‑Микдош, указывает и на то, что первый, второй и третий Храмы — это не три разных строения, а нераздельные части единого сооружения.

В Ковчеге были установлены две каменные скрижали, принесенные Моше с горы Синай, на которых рукой Г‑спода были начертаны Десять заповедей. Это была главная святыня, единственное, что хранилось в самом сокровенном помещении Храма, «Святая Святых». Наши мудрецы (Рамбан, Шмойс, 25) считают, что наипервейшее назначение Храма — служить хранилищем Ковчега, поскольку Ковчег являлся «местом Шхины (Б‑жественного присутствия)».

Отсюда следует, что подземная зала, построенная Соломоном, это не просто «часть» Бейс а‑Микдош. То, что она предназначалась именно для Ковчега, означает, что она была наравне со «Святая Святых» — сердцем Храма, смыслом его существования. (Так в Талмуде говорится, что «Ковчег был укрыт на своем месте» [Йома, 53б].)

Это подтверждается и тем, что Ковчег был в этой зале с того дня, когда за двадцать два года до разрушения первого Храма его поместил туда Йошиёу, и остается там поныне. Значит, те четыреста двадцать лет, пока стоял второй Храм, Ковчег находился не в (надземной части) Святая Святых, а в подземной зале. Но если главная задача Храма — быть хранилищем Ковчега, то как же может существовать Храм без Ковчега? К тому же, когда Йошиёу спрятал Ковчег, не было никакой угрозы ни Храму, ни суверенитету евреев в Иерусалиме, лишь пророчество о том, что Храму суждено быть разрушенным. Если бы упрятывание Ковчега под землю отрицало сущность Храма, этого бы не сделали, не будь реальной опасности, что Ковчег может попасть в руки врагов. Поэтому очевидно, что подземный тайник для Ковчега является такой же частью Бейс а‑Микдош, и это — не менее достойное место для Ковчега, чем Святая Святых.

Другими словами, Храм был изначально задуман и построен в двух ипостасях: явной и сокрытой. Соответственно для Ковчега в Храме было отведено два места — в наземной части Святая Святых и в зале, спрятанном в конце «тайных подземных коридоров». В своем явном виде Храм был маяком Б‑жественного света, местом, где человек напрямую ощущал и испытывал на себе Б‑жественное присутствие. В сокрытом же виде Храма Б‑жественное откровение приглушено, почти полностью скрыто. Но пока в Храме хранится Ковчег, он продолжает оставаться обителью Г‑спода.

За тридцать веков, прошедших с тех пор, как Храм был построен, он никогда не переставал выполнять своего главного предназначения — быть вместилищем Б‑жественного присутствия в мире. Бывали времена, когда здание это стояло во всем великолепии на вершине Храмовой горы в Иерусалиме, времена, когда он существовал в уменьшенном виде (в эпоху второго Храма) или же был почти полностью разрушен, но одна его часть всегда оставалась нетронутой, и там никогда не переставало биться его сердце. Когда третий Храм будет построен (да произойдет это вскорости, в наши дни) и Ковчег вернется в надземный зал, это будет не новое сооружение, даже не «восстановление», а утверждение и провозглашение того, что не прекращало существовать.

Тайные подземные коридоры

«Из‑за того, что мы… провинились, был разрушен город наш, и превращен в развалины наш Храм, и покинула нас слава наша, и отнята гордость у Дома Жизни нашей, и не можем мы больше исполнять свои обязанности в Храме, избранном Тобою, в Храме великом и святом, отмеченном именем Твоим …», — говорится в субботней молитве Мусаф на новомесячье.

Как ясно из этих строк, то, что Храм подвержен разрушениям, — явление по сути отрицательное. Поскольку Б‑г знал, что мы, быть может, окажемся недостойными Его явного присутствия в нашей жизни, он повелел, чтобы Храм был построен с учетом возможных периодов сокрытия и умаления.

Но подверженность греху, живущая в человеке, — это не что иное, как дела Б‑га «страшного в делах над сынами человеческими» (Теилим, 66:5). Б‑г, создавая нас, наделил нас способностью ошибаться лишь для того, чтобы дать возможность узреть «преимущество света перед тьмою» (Коэлес, 2:13) — дать возможность использовать свое нижайшее падение как отправную точку движения вверх. Многого можно достичь, используя положительный потенциал для благих дел; но ничто не сравнится с рвением раскаявшегося грешника, со страстью того, кто борется с темными сторонами своей души, заставляет их отступить. Сильнее всех держится за жизнь тот, кто едва не оказался в объятьях смерти.

Много веков Храм оставался разрушенным, и сущность его была укрыта в подземной зале, под руинами его былой славы. Но на самом деле это ужасное падение — залог его будущего восхождения, исполненного еще большим совершенством и величием, чем то, которое исходило от Храма в его первом и втором воплощениях.

Пути в эту залу сокрыты от глаз, к ним ведут извилистые подземные коридоры. Это не прямая и честная дорога праведника, но сложная и запутанная дорога «вернувшегося» (баал‑тшува) — дорога, которая уходит в глубины его души, чтобы отыскать и высвободить таящиеся там мощные силы.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Происхождение букв и чисел согласно «Сефер Йецира»

Происхождение алфавита было и остается актуальным вопросом для ученых. Произошел ли он из египетских иероглифов, или из клинописной системы ассирийцев, или из иероглифики хеттов, или из слоговой письменности Кипра? «Сефер Йецира» отвечает: «Из сфирот». Но что она имеет в виду под сфирот?

Что было раньше: курица, яйцо или Б‑жественный закон, регламентирующий их использование?

И вновь лакмусовой бумажкой становится вопрос с яйцами. Предположим, что яйцо снесено в первый день праздника и его «отложили в сторону». Нельзя ли его съесть на второй день, поскольку на второй день не распространяются те же запреты Торы, что и на первый? Или же мы распространяем запрет на оба дня, считая их одинаково священными, хотя один из них — всего лишь своего рода юридическая фикция?

Пасхальное послание

В Песах мы празднуем освобождение еврейского народа из египетского рабства и вместе с тем избавление от древнеегипетской системы и образа жизни, от «мерзостей египетских», празднуем их отрицание. То есть не только физическое, но и духовное освобождение. Ведь одного без другого не бывает: не может быть настоящей свободы, если мы не принимаем заповеди Торы, направляющие нашу повседневную жизнь; праведная и чистая жизнь в конце концов приводит к настоящей свободе.