Слово раввина

Уроки Ребе

Берл Лазар 11 апреля 2022
Поделиться

11 нисана, за несколько дней до начала праздника Песах, мы отмечаем 120 лет со дня рождения Ребе. Интересно, что в канун Песаха родился также Рамбам — другой выдающийся лидер нашего народа. А Песах, как мы знаем, непосредственно связан с личностью первого еврейского лидера, Моше‑рабейну, который вывел наших предков из рабства на свободу. Невольно возникает мысль, что такое количество совпадений не случайно, здесь наверняка содержится какой‑то важный для всех нас урок.

Стоит вспомнить, что все эти три учителя — три лидера еврейства в разные исторические эпохи — видели цель своей жизни в том, чтобы дать нашему народу подлинную свободу.

Но что такое настоящая свобода? А это прежде всего Знание. Знание того, что следует делать в каждой конкретной жизненной ситуации. Моше не просто вывел народ из рабства — он указал людям, как и куда идти. Ведь если человек имеет возможность делать что угодно, но не знает, что нужно делать, он не свободен: он потерян. Не случайно главный труд Рамбама — это «Море невухим», «Путеводитель растерянных»: книга, предназначенная указать верный путь тем, кто потерял жизненные ориентиры.

Ребе со свитком Торы. Нью‑Йорк. 1993 (?)

Что же до нашего Ребе, то к нему каждый день приходили люди с самыми разными вопросами, и Ребе принимал всех, отвечал каждому. А те, кто не мог явиться лично — хотя бы потому, что жил в другой стране, на другом континенте, — обращались к нему с письмами. Ребе получал письма мешками — и успевал ответить каждому!

Вспоминаю, когда я стал главным раввином России, ко мне начали обращаться сотни людей, прося совета в самых разных областях — далеко не только в сфере соблюдения мицвот. И как‑то я сам уже попросил совета у известного специалиста в области образования и воспитания (а у нашего народа это две вещи нераздельные, обозначаемые понятием «хинух»). Он же направил меня как раз к письмам Ребе! «Я не хабадник, — сказал он, — но как методист считаю, что нет лучшего источника, чем письма Любавичского Ребе. В них содержатся ответы на всевозможные вопросы».

Ребе получал письма от людей самых разных взглядов, в том числе от нерелигиозных евреев. И вопросы были не только об общих житейских проблемах, но и о проблемах конкретных, требующих глубоких профессиональных знаний. Как ему удавалось так уверенно — и так верно — отвечать на все вопросы?

Думаю, не ошибусь, если в качестве главной причины укажу на то, что, подобно Рамбаму и Моше‑рабейну, Ребе в полной мере обладал главным качеством лидера: умел найти верный подход к каждому человеку, чтобы помочь ему в решении его проблем. Ведь настоящий лидер не тот, кто требует от людей слепо доверять и ведет за собой «стадо», а тот, кто способен почувствовать каждого человека и помочь его душе раскрыться в полной мере ради правильных мыслей и добрых дел. В этом была миссия Моше, «самого скромного из людей» в своем поколении, и миссия Рамбама, и миссия нашего Ребе.

Итак, мы отмечаем его 120‑летие. Стоит вспомнить, 120 лет — это время жизни Моше. Мы недаром приветствуем друг друга словами «ад меа ве‑эсрим» («живи до 120 лет»): 120 лет в нашей традиции — время достижения совершенства.

В чем было высшее совершенство Моше? Он принес нам от Б‑га Тору и сделал свое поколение достойным ее получения. Как мы говорим уже почти три с половиной тысячи лет, «Тора — ора» («Тора — это свет»): именно она освещает нашу жизнь. Рамбам в «Море невухим» и других своих трудах указывает путь в жизни именно посредством ссылок на Тору. И Ребе в каждом из писем основывается на Торе: «Вы задали такой‑то вопрос — вам надо поступить так‑то, потому что в Торе об этом сказано то‑то». И действительно, в Торе можно найти четкие указания, как следует поступать в любой из ситуаций, в том числе такой, каких во времена дарования Торы и представить было невозможно.

Именно глубочайшее знание Торы позволяло Ребе почувствовать ситуацию каждого своего корреспондента, его состояние и его объективные возможности идти к цели тем или иным путем. Благодаря разъяснениям Ребе каждый человек, обращавшийся к нему, приходил к пониманию тех задач, которые стоят перед ним. Это и есть главное качество лидера — умение наглядно показать человеку, что он должен делать, чтобы по максимуму реализовать свой потенциал.

Расскажу одну историю, которая случилась со мной в подростковом возрасте и во многом определила мою дальнейшую жизнь. Я родился в Милане — городе, где еврейская община была не слишком велика. К возрасту бар мицвы я уже знал, что хочу учиться в ешиве. Но ешивы в городе не было, поэтому я пришел к родителям и попросил отправить меня на учебу в другой город, в другую страну. Родители побаивались отпускать тринадцатилетнего мальчишку одного в большой мир, всячески уговаривали меня повременить и остаться дома. Но, когда мне исполнилось четырнадцать и мои просьбы стали все более настойчивыми, отец сказал: «Знаешь, напиши‑ка ты Ребе».

Ответ от Ребе пришел очень скоро: «Если найдешь двоих‑троих ровесников, чтобы учились вместе с тобой, лучше пока оставайся дома. А если нет — тогда уезжай».

Я не знал в городе таких ребят, которые хотели бы вместе со мной учить Тору. Но когда местные раввины узнали, что мне ответил Ребе, единогласно решили: «Раз Ребе пишет “если найдешь”, значит, надо искать!»

Принялись искать — и действительно нашли. В результате я остался еще на год в Милане, и благодаря этому в городе появилась своя ешива. То есть это оказался не только полезный год для меня, но и помощь другим ребятам, которые получили путь к Торе.

А для меня это стало уроком на всю жизнь: когда делаешь для себя и одновременно приносишь пользу другим — это и есть путь Торы: самый верный путь к самому полному успеху! Ребе в этой ситуации сделал меня в буквальном смысле слова лидером — человеком, который ведет за собой других.

В этом контексте имеет смысл процитировать слова раввина Джонатана Сакса: «Я встречал много лидеров в мире, и у каждого из них была задача увеличить число своих последователей. А задача Ребе была, создавая последователей, сделать лидерами их самих».

К 120‑летию со дня рождения Ребе мы, конечно же, хотели бы преподнести ему подарок. Вспоминаются слова самого Ребе, которые он сказал накануне своего семидесятилетия: «Вообще‑то не принято говорить людям, что ты хотел бы получить в свой праздник. Но каждый человек хочет такого подарка, который принес бы ему удовольствие. Если хотите доставить мне самое большое удовольствие — лучшее, что можно сделать, это прибавить в изучении Торы…»

В самом деле, тот, кто продвигается по пути Торы, может улучшить и собственную жизнь, и мир вокруг, и другим сумеет помочь. А именно этого хотел от нас Ребе.

В канун Песаха самое время вспомнить, что этот праздник — подготовка к дарованию Торы. В дни Песаха народ вышел на свободу телесно, чтобы, спустя пятьдесят дней, выйти на свободу духовно, получив святую Тору. И лучшее, что может сделать каждый из нас в эти дни, — проявить качества лидера и использовать уроки Торы, полученные от Ребе, для улучшения жизни своих родных и близких, друзей и знакомых: помочь им по‑настоящему выйти на свободу и обрести жизнь, полную смысла, радости и любви.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Chabad.org: Удивительные отношения Ребе и Германа Вука, растянувшиеся на десятилетия

Герман Вук добился больших успехов, получал награды, продал миллионы экземпляров книг и права на экранизацию своих произведений и всегда твердо придерживался своих убеждений. Он учил и преподавал Тору не как любитель, а как ученый, и однажды назвал себя «евреем Талмуда». Превыше всего была в нем любовь к еврейскому народу.

Логика невозможного. Моше Рабейну

По моему мнению, Авраам, задавая вопрос, не осознает, что существует логика Г‑спода (Авайе) — логика невозможного. А согласно логике окружающего мира он не понимает, каким образом он и находящиеся с ним 318 человек получат в наследие землю, на которой проживают миллионы людей. Многие комментаторы считали, что именно как следствие этого вопроса евреи были наказаны изгнанием и рабством. Я не придерживаюсь такого мнения. Однако очевиден факт: всю оставшуюся жизнь Авраам жил с тяготившей его мыслью о том, что его потомки будут рабами.

Уроки лидерства

Иудаизм был и остается великой мировой религией протеста. Герои веры не приемлют сущего. Они протестуют. Они бросают вызов самому Г‑споду. Авраам сказал: «Разве Судья всей земли не поступит по справедливости?!» (Берешит, 18:25). Моше сказал: «Зачем Ты навел беду на этот народ?» (Шмот, 5:22). Вот как Г‑сподь желает, чтобы мы отвечали. Иудаизм—это призыв Г‑спода к человеческой ответственности. Высшая награда—стать партнером Б‑га в деле сотворения мира.