Слово раввина

Ум хорошо, а два лучше

Берл Лазар 12 июня 2018
Поделиться

 

Самая серьезная проблема в человеческом сообществе — это споры и конфликты. Известно, сколько людей, столько и мнений. С этим ничего не поделать, потому что каждый человек — самостоятельная личность. Беда в том, что неизбежные расхождения во мнениях постоянно приводят к взаимной неприязни, ссорам, а в экстремальных случаях даже к войнам.

Что с этим делать? Для разрешения споров мирными средствами человечество создало целую систему судов — на всех уровнях, от районного мирового суда до международного арбитража и суда ООН. Но практика показывает, что обращение в суд нередко тоже лишь частично решает проблему: проигравшая сторона сплошь и рядом выходит из суда раздраженной и обозленной, а отношения между сторонами становятся еще более напряженными, чем раньше (об этом мы говорили в апрельской беседе в «Лехаиме»). И все это мы видим в самых разных сферах жизни: от спорта до бизнеса, от конфликтов между соседями по дому до конфликтов между государствами. Все острее встает вопрос: как сделать суд более совершенным? Как добиться того, чтобы судебные решения приносили сторонам конфликта не только справедливость, но и мир?

Вот что говорит мишна: «Не суди один, ибо никто, кроме Единого, не может судить один. И не говори: “Примите мою точку зрения”, ибо это их выбор, а не твой».

Главная мысль заключается в том, чтобы сделать судебное решение максимально коллективным, основывающимся на широкой палитре мнений. Это логично: когда стороны идут в суд, они тем самым признают, что им нужно еще чье‑то мнение о проблеме, чтобы их примирить. Так пусть и в суде будет не одно мнение, а несколько! Недаром говорится, что «ум хорошо, а два лучше»: в нашем бейт‑дине, например, должно быть не менее трех судей‑даянов.

Однако возникает вопрос: если все решается на рациональном уровне, зачем мишна упоминает Единого — то есть Б‑га? Почему Б‑г может судить один — это понятно: Он высший авторитет, Он знает всё и не нуждается в партнерах, чтобы судить объективно и справедливо. Кроме того, мишна специально использует здесь для обозначения Б‑га слово «Единый»: этим она напоминает, что Б‑г везде, в том числе внутри нас, и Его цель — объединять, обеспечивать гармонию мира.

А отсюда следуют еще два вывода. Во‑первых, вынося то или иное решение, судьи всегда должны помнить о «правде Б‑жьей» — о том, что Он наш отец, Он любит нас и хочет, чтобы нам было хорошо. А значит, взявшись судить других людей, мы должны в каждом искать хорошее — ведь в каждом человеке есть частица Б‑га. Это требует от судьи в первую очередь личной скромности. Он не должен ставить себя выше тех людей, которые пришли к нему на суд. И в то же время он не должен навязывать своим коллегам собственное мнение: задача судьи — стараться свести воедино все позитивные элементы различных точек зрения.

На этот счет есть история о суде Бешта. В Йом Кипур у него в синагоге один еврей уронил табакерку, рассыпал табак и принялся собирать его во время молитвы. Его сосед возмутился: как можно в такой святой день возиться с табаком, да еще в синагоге!.. Молитва соседа дошла до престола Всевышнего, и Небеса вынесли приговор: грешник не доживет до будущего года! Разумеется, Бешт узнал о приговоре. А еще он узнал, что вердикт будет отменен, если тот, кто осудил, изменит свое решение. Бешт сразу отправился к тому еврею и стал расспрашивать его о том, как табак оказался в синагоге. Постепенно его собеседник понял, что не все так просто: в Йом Кипур люди постятся, табак необходим был соседу, просто чтобы заглушать голод, чтобы хватило сил на молитву. Еврей понял, что был не прав, осуждая ближнего, — и таким образом сохранил ему жизнь.

Как мы понимаем, первый урок мишны в том, что судить «по правде Б‑жьей» — значит судить позитивно. А второй урок, в чем‑то даже более важный, что наша мишна ведет речь не только о судебной системе, об урегулировании споров между людьми. Б‑г не только в суде — Он повсюду, а главное — Он в каждом из нас. И принципы «правды Б‑жьей» мы должны исповедовать везде, во всех делах, словах и мыслях.

Недаром слово «судить» имеет несколько значений, помимо узкого юридического. Человек «судит» — формирует и высказывает свое мнение — обо всем на свете. Сейчас, в век компьютеров и интернета, самые широкие возможности для получения информации по любой теме. К сожалению, порой человек путает глаголы «судить» и «осуждать», рассуждает о проблемах скорее в негативном ключе. А мишна предостерегает от такого подхода, требует находить в разных точках зрения позитивное зерно. Человек «судит» о собственных действиях: планирует свои шаги и аргументирует их перед самим собой. И здесь тем более важно услышать, что о тебе думают другие, — потому что лишь Единый всё знает, и только Он один может судить. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Не суди товарища своего, пока не окажешься на его месте

Тора неоднократно постановляет, что творить суд необходимо. Одна из заповедей Ноаха прямо требует поставить судью в каждом городе. Да и вообще, если не будет судей, как решать проблемы, которые обязательно возникают при столкновении интересов?

Что в имени тебе моем?..

Если верующий ведет себя правильно, люди говорят: «Смотрите, какой он честный и порядочный — это потому, что Б‑г дал ему правильные заповеди». Если же, не дай Б‑г, верующий согрешил — тем самым он осквернил Имя Б‑жье в глазах окружающих. Для нас это самый страшный грех.