Ханука

Учение Хабад. Борьба и гармония: Источник сверхъестественного — в естественном

Йоэль Кан. Перевод и составление комментария Михаэля Корица 2 января 2025
Поделиться

Чудесное число восемь

Чудо, позволившее зажечь ритуально чистое масло, выражает степень святости, которая выше понятий мира, поэтому событие это было сверхъестественным. На первый взгляд существовала возможность иного чуда — обнаружить достаточный запас масла. Почему же чудо произошло именно таким образом — масло горело восемь дней вместо одного?

Объяснение этому — в существовании двух ступеней Б‑жественного света, о которых мы говорили раньше:

1) Б‑жественный свет, ограниченный до уровня мира (число семь);

2) Б‑жественный свет, который выше отношения к миру (число восемь).

Две эти ступени Б‑жественного света выражаются двумя формами управления миром Всевышним:

1) управление по законам природы;

2) управление вне рамок законов природы, то есть чудесное.

Обычное управление миром Всевышний облекает в рамки законов природы. Такая форма управления приходит со стороны Б‑жественного света, оживляющего миры и ограниченного до их уровня. Этот свет облачается в ограничения природы и ее законы («ступень Семи»).

Но поскольку конечной целью творения является раскрытие для евреев Б‑жественности, которая выше сотворенного мира, то Всевышний время от времени совершает чудеса, смысл которых — раскрытие Б‑жественного света, который выше ограничений природы и творения («ступень Восьми»). Этот свет может разрушать и изменять природный ход вещей, сформированный при творении мира.

Два вида чудес

Разберем вопрос, какими бывают чудеса, более детально. В самих чудесах можно выделить две ступени, связанные с числами семь и восемь.

Существуют чудеса, которые полностью облачаются в природные процессы. Это, несомненно, чудо, но в нем есть место природным законам. Примером этому может быть чудесная военная победа, которая связана с Ханукой. Многочисленные и сильные войска эллинов потерпели поражение от малочисленных и слабых евреев, но чудо это происходило в соответствии с законами природы и было облачено в форму военных действий. Этот вид чудес связан с числом семь, наподобие сказанному в 11.8 о шабате, святость которого выше света будних дней, и тем не менее шабат остается частью семи дней творения.

Существуют и другие, сверхъестественные чудеса, выражающие собой «ступень Восьми», которая абсолютно выше представлений, определяющих существование мира.

Получается, что Всевышний позволил евреям зажигать светильник в Храме ритуально чистым маслом именно благодаря совершенно сверхъестественному явлению, которому нельзя найти никакого рационального объяснения. Ведь весь смысл зажигания светильника ритуально чистым маслом является выражением Б‑жественности, которая выше природы, — потому и произошло сверхъестественное чудо.

Какое чудо важнее

Объяснение, данное в 11. 5, порождает еще один вопрос. Поскольку цель войны эллинов заключалась в том, чтобы «была забыта Твоя Тора», и это было сражением против Б‑жественности, которая выше постижения разумом, то и победа в этой войне над эллинами должна была стать победой Б‑жественности и иррациональной святости.

Само вступление слабых и малочисленных Хасмонеев в битву против сильных и многочисленных врагов было иррациональным и произошло благодаря пробуждению в душах евреев самоотверженности, которая выше рассудка.

Если так, то почему победа досталась в результате войны, а не случилась сверхъестественным образом?

Любавичский Ребе объясняет Любавичский Ребе. Маамарим мелукатим. Часть 2. Ве‑ата бе‑рахамеха ѓа‑рабим. Пункт 5. , что полнота победы над духовной нечистотой эллинов могла быть достигнута лишь с помощью чуда, облачившегося в природные рамки и выглядевшего как естественный ход вещей.

На первый взгляд такое чудо кажется меньшим, чем сверхъестественное. Оно как бы снижается и в определенной мере ограничено законами природы. Но на самом деле верно обратное: именно чудо, принявшее форму закона природы, имеет преимущество перед чудом, которое выше природы, и именно оно помогло достичь полноты победы.

Смысл обновления мира

Рабби Шнеур‑Залман подробно объясняет комментарий Бааль‑Шем‑Това к словам Псалмов: «Навсегда, Г‑споди, слово Твое установлено в небесах» Теѓилим, 119:89. . По трактовке Бааль‑Шем‑Това, речение Всевышнего «да будет небо» Берешит, 1:3. , которым было сотворено небо, сохраняется и постоянно существует внутри небес. И если бы Всевышний на мгновение прекратил повелевать небу существовать, то небеса тотчас бы исчезли и снова вернулись в небытие. Этот принцип относится и ко всем остальным творениям — все их существование продолжается благодаря тому, что Всевышний творит их из небытия и осуществляет это ежесекундно Рабби Шнеур‑Залман. Танья, 2:1. .

Как это было подробно объяснено в первом уроке на примере брошенного камня, все существование полета которого не что иное, как действие силы человека, бросившего камень.

Ради какой цели Всевышний ежесекундно творит и обновляет мир? «Ради еврейского народа, называемого началом<…>» и «ради Торы, называемой началом <…>» Раши. Комментарий к Берешит,1:1; см. также Мидраш Танхума, Берешит, 3 и 5. . Вся причина существования мира в каждую из секунд его бытия — это евреи, изучающие Тору и выполняющие ее заповеди.

Понимание этого подводит нас к выводу, что в мире, сотворенном Всевышним, невозможно существование того, что противостоит святости. Если бы сотворение мира было одноразовым и конечным, а после этого момента мир продолжил бы существовать самостоятельно, то можно было бы представить в таком мире существование, не связанное со святостью или даже противостоящее ей, несмотря на изначальный замысел — «ради еврейского народа» и «ради Торы». Если бы мир был сотворен и имел бы самостоятельное существование, тогда можно было бы представить себе нечто, не связанное с замыслом или даже противостоящее ему. Но, поскольку на самом деле мир во всех его деталях каждое мгновение творится заново «ради еврейского народа» и «ради Торы», невозможно существование того, что противостоит евреям и Торе.

■ Что означает утверждение, что мир сотворен (и сотворяем постоянно) ради евреев, занимающихся Торой? Ведь все существование мира в его многообразии является реализацией желания Всевышнего, которое выразилось в сотворении мира (как это подробно обсуждалось во втором уроке). Чтобы разобраться в этом, надо обратиться к понятию сущностного и обусловленного желания. Так, на примере человека можно увидеть, что хотя все свои действия он совершает сознательно и добровольно, по своей воле, лишь некоторые из них желанны ему сами по себе Рабби Рашаб. Конторес Умааян, 3:1. . Добровольная оплата приобретенного подарка явно не так приятна, как само вручение подарка, и уж совсем нехотя человек платит штраф за нарушение каких‑то правил. Можно сказать, что среди наших желаний есть те, выполнение которых ценно в наших глазах само по себе, а есть другие, что являются лишь средством для достижения иной цели.

По аналогии с этим примером понятно, что сущностное желание Всевышнего относится именно к еврейскому народу, выполняющему заповеди и изучающему Тору. Эти действия евреев ценны в глазах Всевышнего сами по себе, а не являются подготовкой к чему‑то иному.

Естественный вопрос: не отрицает ли это утверждение важности служения Всевышнему других народов? Разумеется, нет, ведь семь заповедей — желание Всевышнего, обращенное ко всему человечеству. Более того, в свете сказанного понятно, почему именно полнота служения других народов оказывается необходимой составляющей мессианских времен, как об этом подробно написано в книгах пророков (подробнее см. об этом в следующем уроке).

В чем недостаток сверхъестественного

На основании сказанного понятно, что, если бы победа над эллинами произошла лишь на сверхъестественном уровне, это означало бы, что в мире без чудесного вмешательства есть место для существования, противостоящего евреям и Торе. И доказательством этого стал бы факт, что для победы над превосходящим противником потребовалось вмешательство высшей силы, которая находится вне рамок творения, и лишь с ее помощью враг был побежден.

Конечно, в сверхъестественном чуде раскрывается, что Всевышний находится выше любых мирских ограничений и рамки мира, его добродетели и изъяны абсолютно незначимы для Него. Но сверхъестественное чудо не демонстрирует, что неспособность мира противостоять Б‑жественности заложена в самой его природе, а не является лишь следствием его незначительности. Совершенство чуда достигается раскрытием того, что природа мира не такова, каким мир представляется внешне; он не противостоит евреям и Торе, наоборот, истинным существованием мира является Б‑жественная сила, осуществляющая и одухотворяющая его. Лишь осознавая это, можно понять, что не имеет существования ничто, противостоящее Всевышнему и Его Торе. Для этого было необходимо, чтобы чудо облачилось в природные, настолько доступные пониманию рамки, чтобы казалось, что Хасмонеи победили эллинов в войне естественным образом. Через это раскрылось, что и сами природные ограничения управляются желанием Всевышнего.

Источник сверхъестественного — в естественном

Другими словами, поскольку сутью той войны было стремление эллинов «заставить забыть Твою Тору», понятно, что и победа стала результатом Б‑жественного откровения, которое выше сотворенного мира. Существенно, что высочайшая степень Б‑жественности спустилась свыше и настолько глубоко проникла в законы природы, установленные в сотворенном мире, что победа, облачившись в мирские одеяния, стала казаться завоеванной естественным путем.

Лишь позднее, когда произошло чудо с кувшином масла, суть которого была в раскрытии той Б‑жественности, что выше творения, стало видно, что источником чудесной победы тоже была Б‑жественность, которая несравненно выше природы.

Если бы произошло лишь чудо, ограниченное природными рамками, оставалась бы возможность возразить, что не случилось такого уж большого чуда, поскольку оно не вышло за границы естественного и имело вполне рациональное объяснение. Таким образом, не было бы видно, что для Б‑жественности не существует никаких ограничений сотворенного мира.

Поэтому и произошло абсолютно сверхъестественное чудо с кувшином масла. Как объяснялось выше (см. 11.3), оба эти чуда выражают два этапа одного процесса. Когда за чудом победы последовало чудо сверхъестественное, задним числом была раскрыта суть победы. Второй этап показал, что сутью первого этапа было не чудо, ограниченное определенными природными границами, а, наоборот, раскрытие всей глубины Б‑жественного откровения, относящегося к Хануке. В конце концов стало очевидно, что Б‑жественный свет, который не имеет абсолютно никакого отношения к миру, все же спустился и проник в него настолько, что стало явным соответствие мира желаниям Б‑га.

На основании сказанного понятно, почему Талмуд, задавшись вопросом «что такое Ханука?» и определив уникальность этого праздника, благодаря которой во время Хануки (в отличие от Пурима) было установлено чтение молитвы Ѓалель, говорит и о чуде военной победы («когда восстало царство дома Хасмонеев и победило их»). На первый взгляд, ответ Талмуда посвящен чуду с кувшином масла, и какое имеет к этому отношение победа дома Хасмонеев? Таким образом Талмуд подчеркивает, что военная победа была причиной чуда с кувшином масла. Более того, в самой победе были заложены основы этого чуда.

Как объясняется во многих книгах хасидского учения, в случае причинно‑следственной связи причина обязательно содержит в себе в скрытой форме и в потенциале вытекающее из нее следствие.

Объединение двух видов чудес

Другими словами, началом чуда с кувшином масла была военная победа. Из этого можно понять, что первое чудо, не нарушающее законов природы, содержало в себе и в своем замысле сверхъестественное — второе чудо с кувшином масла. Но раскрытие этого пришло позднее, лишь когда первое чудо привело к осуществлению второго, доказывающего, что и первое не было только лишь естественным явлением. Более того, первое чудо выражало собой более высокую ступень, чем второе, и именно это позволило ему спуститься в этот мир и проникнуть в его природные рамки, проявившись в военной победе, облаченной в законы природы. Возможность этой победы в природных рамках мира явно показало, что творение мира произошло и его существование поддерживается «ради евреев и ради Торы».

Из сказанного понятно, почему в установлениях мудрецов сплетены воедино два чуда Хануки (см. примеры в 11.3). Только оба чуда Хануки, объединенные воедино, помогли одержать полную победу над духовной нечистотой эллинов. Именно объединение этих чудес выражает, как объяснялось выше, истинное назначение сотворенного мира «быть ради евреев и ради Торы». Поэтому и установления мудрецов в память о двух чудесах Хануки объединяют их друг с другом.

Мир не является ограничением

Объединение двух ступеней — безграничного (восьми) и ограниченного (семи) находит свое выражение и в служении человека. В мире каждого присутствуют аспекты семи и восьми.

Семь — это связь между евреем и Всевышним в служении, опирающемся на ограниченные силы человека, на доводы его разума, на пробуждение эмоций — любви и трепета в сердце. В отличие от этого, восемь содержит намек на сущностную связь со Всевышним, которая выражена в служении, основанном на вере и безграничной самоотверженности.

Простой вывод, к которому может прийти человек, будет состоять в том, что глубокую веру в Б‑га, полное подчинение Ему и безграничную самоотверженность он сочтет вершиной служения, а все, что исходит от разума и эмоций, — ограничением в служении. Но в хасидском учении Хабада подчеркивается обратное: полнота служения достигается именно при участии в нем разума и сердца.

Рассмотрим смысл такого подхода. Когда служение человека основано лишь на его сущностной связи со Всевышним, на первый взгляд действительно достигается безграничность в служении. Но при более глубоком рассмотрении даже в таком служении можно найти ограниченность. Связь со Всевышним остается ограниченной тем, что раскрывается лишь в форме, отрицающей существование человека, и не может проявиться в его ограниченных качествах и силах. Разум и эмоции человека при подобном служении не вмещают понимание, что «близок Г‑сподь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасает» Теѓилим, 34:9 . Наоборот, чувства по‑прежнему заставляют человека воспринимать наслаждения этого мира как добро, а духовные понятия не становятся значимыми и важными. Человек ведет себя самоотверженно, как бы преодолевая ограничения своего существования, но при этом в самом его существовании Б‑жественность раскрыться не может.

Получается таким образом, что само по себе безграничное служение является на самом деле ограниченным. Истинное служение «распахивает» все стороны души, дает связи со Всевышним проникнуть внутрь и охватить душу целиком. Это подобно объяснению, приведенному в Иерусалимском Талмуде Иерусалимский Талмуд, трактат Санѓедрин, 1:1 , что слово «истина» (эмет на иврите) состоит из первой из букв святого языка алеф, средней мем и последней тав. То есть истинность служения проявляется в том, что «проходит от края до края» Шмот, 26:28 и проникает всюду, затрагивая все качества души.

• Выражение «от края до края» взято из описания строительства скинии. Для соединения боковых стен из брусьев применялись три засова; верхний и нижний состояли из двух половинок, а вот средний шел «от края до края». Мидраш воспринимает этот средний засов, как чудесным образом огибающий скинию со всех сторон. В скинии каждая из деталей имеет глобальное значение. Так и средний засов оказывается намеком на среднюю линию из десяти Б‑жественных качеств, которая обладает преимуществом перед правой и левой линиями в распространении вовне. На средней линии расположено качество Великолепия (Тиферет), с которым связано и свойство Истинности.

У каждого еврея есть и силы для самопожертвования, и простая вера, которая выше разума, но этого недостаточно. Необходимы размышления и работа разума. Рамбам задается вопросом: какова дорога к любви и трепету? И объясняет, что недостаточно пробудить безграничную самоотверженность в служении Всевышнему или способность к самопожертвованию, которые, подобно кувшину с маслом, относятся к той части еврейской души, которая выше существования человека. Рамбам говорит о необходимости «размышления человека о Его делах <…> чудесных, и [тогда человек] увидит в них Его бесценную мудрость…» Рамбам. Мишне Тора, Фундаментальные законы Торы, 2:2. . Надо стремиться к тому, чтобы безграничность Всевышнего проникла в каждое из человеческих качеств во всех их проявлениях, в разум и эмоции человека.

В этом скрытое содержание того чуда, что масла в кувшине сверхъестественным образом хватило на восемь дней. В первый день был найден ритуально чистый кувшин, запечатанный печатью первосвященника и хранивший в себе то сокровенное и ритуально чистое масло, до которого эллины не смогли добраться. Но этого масла должно было хватить лишь на один день горения светильника в Храме. Произошло откровение Б‑жественного света, который выше ограниченности творения, но в сами ограниченные творения он не проникал. Разума и эмоций еврея он не достигал.

И тогда было продолжение чуда — масло в кувшинчике, которого должно было хватить лишь на один день, горело еще семь дней. Вспомнив слова Кли якар, приведенные, в 11.6, можно сказать, что это чудо символически выражается словом аз («тогда» в переводе с иврита), состоящем из букв алеф и заин. То есть «один [числовое значение буквы алеф], управляющий [стоящей вслед за ней буквой] заин [числовое значение которой семь]», — ступень буквы алеф выше ступени буквы заин, проникает в нее и воздействует на нее. В служении человека это означает, что разум и эмоции («ступень семи» в душе) также наполняются самоотверженностью, которая выше разума («ступени восемь»).

■ Слова Кли якар в контексте размышлений о смысле праздника Ханука приобрели новую глубину. Раньше мы говорили о букве алеф, которая намекает на иррациональное начало в мире, и ее преимуществе перед миром природы, выраженном в числе семь и букве заин. На примере ханукального чуда мы поняли, что полнота этого преимущества — в соединении сверхъестественного с природным. Применительно к человеческой душе это означает проникновение иррационального — веры — в эмоциональный и интеллектуальный мир человека.

Книгу Йоэля Кана «Учение Хабад» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Учение Хабад. Пробуждение человека

Даже после высокого духовного пробуждения, которое пережил еврейский народ в момент, когда сам Всевышний во всем Своем величии освободил евреев из Египта, поскольку их природные качества остались без изменений до завершения служения счета омера, то и скверна рабства не исчезла и не оставила евреев окончательно вплоть до дарования Торы.

Учение Хабад. Сущность Йом Кипура

Раскрытие еврейской сущности в Йом Кипур находит себе явное выражение. В этот день в синагогах можно встретить много евреев, целый год не посещавших их вовсе. Даже те, кого не видно в начале Йом Кипура, приходят, по крайней мере, к концу дня, на молитву неила. Они приходят не для того, чтобы выразить раскаяние и произнести покаянные молитвы за содеянное в течение года или принять решения на будущее, а чтобы самоидентифицироваться, быть вместе со Всевышним. Это и есть сущностная связь.

Учение Хабад. Чем надо запастись на год

Еврей ощущает, что его истинное существование — связь и единство со Всевышним. В этом смысл Рош ѓа‑Шана — пробудить сущностную связь со Всевышним, подняться на тот внутренний уровень, на котором, если Всевышний не является Царем над ним, еврей не может жить.