Читая Тору

Тора Ор. И сказал Г‑сподь Моше и Аѓарону…

Рабби Шнеур‑Залман из Ляд. Перевод и комментарии Ури Камишова 23 января 2025
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Писание рассказывает, что Всевышний наслал на фараона, не желавшего отпускать сынов Израиля на свободу, и на всех его подданных десять казней. А еще раньше Он показал фараону чудо, превратив посох в змея.

В этом маамаре р. Шнеур‑Залман объясняет внутренний смысл десяти казней. Он также показывает, как первое чудо определило «сценарий» последующих событий, раскрывая смысл и направленность всех предстоящих чудес, посредством которых Всевышний наказал фараона и египтян.

Интерпретируемые стихи и литургические тексты:

«И ВЫХОДИТ РЕКА ИЗ ЭДЕНА ДЛЯ ОРОШЕНИЯ САДА И ОТТУДА РАЗДЕЛЯЕТСЯ И ОБРАЗУЕТ ЧЕТЫРЕ ГЛАВНЫЕ РЕКИ. ИМЯ ОДНОЙ ПИШОН: ОНА ОБТЕКАЕТ ЗЕМЛЮ ХАВИЛУ, ТУ, ГДЕ ЗОЛОТО…» (Берешит, 2:10–11).

«И ПЕРЕСКАЗАЛ АЃАРОН ВСЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ГОВОРИЛ Г‑СПОДЬ МОШЕ, И СДЕЛАЛ МОШЕ ЗНАМЕНИЯ ПРЕД ГЛАЗАМИ НАРОДА. И ПОВЕРИЛ НАРОД. И УСЛЫШАЛИ, ЧТО ВСПОМНИЛ Г‑СПОДЬ О СЫНАХ ИЗРАИЛЯ, И УВИДЕЛ СТРАДАНИЕ ИХ, И ПРЕКЛОНИЛИСЬ ОНИ, И ПОКЛОНИЛИСЬ» (Шмот, 4:30–31).

«И УЗНАЮТ ЕГИПТЯНЕ, ЧТО Я Г‑СПОДЬ, КОГДА ПРОСТРУ РУКУ МОЮ НА ЕГИПЕТ И ВЫВЕДУ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ИЗ СРЕДЫ ИХ» (там же, 7:5).

«И СКАЗАЛ Г‑СПОДЬ МОШЕ И АЃАРОНУ, ГОВОРЯ: ЕСЛИ СКАЖЕТ ВАМ ФАРАОН, ГОВОРЯ: “ДАЙТЕ О СЕБЕ ДОКАЗАТЕЛЬНОЕ ЧУДО”, ТО ТЫ СКАЖЕШЬ АЃАРОНУ: “ВОЗЬМИ ПОСОХ СВОЙ И БРОСЬ ПРЕД ФАРАОНОМ”; ОН СДЕЛАЕТСЯ ЗМЕЕМ» (там же, 7:8–9).

«И БРОСИЛИ ОНИ КАЖДЫЙ ПОСОХ СВОЙ, И ТЕ СДЕЛАЛИСЬ ЗМЕЯМИ; И ПОСОХ АЃАРОНА ПОГЛОТИЛ ИХ ПОСОХИ» (там же, 7:12).

«А Г‑СПОДЬ ДАЛ МИЛОСТЬ НАРОДУ В ГЛАЗАХ ЕГИПТЯН; И ТЕ ДАВАЛИ ИМ; И ОБОБРАЛИ ОНИ ЕГИПТЯН» (там же, 12:36).

«И ПОЗНАЮТ ЕГИПТЯНЕ, ЧТО Я Г‑СПОДЬ, КОГДА ПРОСЛАВЛЮСЬ ЧЕРЕЗ ФАРАОНА, ЧЕРЕЗ КОЛЕСНИЦЫ ЕГО И ЧЕРЕЗ ВСАДНИКОВ ЕГО» (там же, 14:18).

«И ВОЗВРАТИЛАСЬ ВОДА, И ПОКРЫЛА КОЛЕСНИЦЫ И ВСАДНИКОВ ВСЕГО ВОЙСКА ФАРАОНА, ВОШЕДШИХ ЗА НИМИ В МОРЕ; НЕ ОСТАЛОСЬ ИЗ НИХ НИ ОДНОГО» (там же, 14:28).

«ТОГДА ВОСПЕЛ МОШЕ И СЫНЫ ИЗРАИЛЯ ЭТУ ПЕСНЬ Г‑СПОДУ, И СКАЗАЛИ ТАК: “ПОЮ Г‑СПОДУ, ИБО ВЫСОКО ВОЗНЕССЯ ОН; КОНЯ И ВСАДНИКА ЕГО ВВЕРГ ОН В МОРЕ”» (там же, 15:1).

«КОЛЕСНИЦЫ ФАРАОНА И ВОЙСКО ЕГО ВВЕРГ ОН В МОРЕ, И ИЗБРАННЫЕ ВОЕНАЧАЛЬНИКИ ЕГО ПОТОНУЛИ В МОРЕ КАМЫШОВОМ» (там же, 15:4).

«И ВЗЯЛ ОН СТАРЕЙШИН ГОРОДА И КОЛЮЧКИ ПУСТЫНИ И ВЕТКИ ТЕРНОВНИКА, И ПРОУЧИЛ ИМИ ЖИТЕЛЕЙ СУККОТА» (Шофтим, 8:16).

«НО СКАЗАЛ ОН: “КАК ЖИВ Г‑СПОДЬ, ПРЕД КОТОРЫМ Я СТОЮ, ЧТО Я НЕ ПРИМУ”. И ТОТ УПРАШИВАЛ ЕГО ВЗЯТЬ, НО ОН НЕ СОГЛАСИЛСЯ» (Млахим II, 5:16).

«ГОВОРИ И СКАЖЕШЬ: ТАК СКАЗАЛ Г‑СПОДЬ Б‑Г: ВОТ Я — ПРОТИВ ТЕБЯ, ФАРАОН, ЦАРЬ ЕГИПТА, БОЛЬШОЙ КРОКОДИЛ, ЛЕЖАЩИЙ СРЕДИ РЕК ЕГО, СКАЗАВШИЙ: “МНЕ ПРИНАДЛЕЖИТ РЕКА МОЯ, И Я САМ СОТВОРИЛ СЕБЯ”» (Йехезкель, 29:3).

«Г‑СПОДЬ В НЕБЕСАХ УТВЕРДИЛ ПРЕСТОЛ СВОЙ, И ЦАРСТВО ЕГО НАД ВСЕМ ВЛАСТВУЕТ» (Теѓилим, 103:19).

«НОГИ ЕЕ НИСХОДЯТ К СМЕРТИ, НА ПРЕИСПОДНЮЮ ОПИРАЮТСЯ СТОПЫ ЕЕ» (Мишлей, 5:5).

 

Казалось бы, первое чудо, которое Моше и Аѓарон показали фараону, было необходимо только для того, чтобы поразить его воображение и показать силы, стоящие за Моше и Аѓароном.

Однако р. Шнеур‑Залман не ограничивается этим объяснением. Ведь в таком случае оно не принесло никакой пользы, и служители фараона проделали такое же чудо. Более того, оно, казалось бы, никак не повлияло на фараона и не оказало на него никакого давления, в отличие от последующих десяти чудес, называемых «казнями».

Кроме того, оно стало как бы преддверием к последующим чудесам и наказаниям, которые Всевышний наслал на Египет. Что же объединяет все эти чудеса?

Сказано в Торе: «И сказал Г‑сподь Моше и Аѓарону, говоря: если скажет вам фараон, говоря: “Дайте о себе доказательное чудо”, то ты скажешь Аѓарону: “Возьми посох свой и брось пред фараоном”; он сделается змеем… и посох Аѓарона поглотил их посохи» Шмот, 7:8–9:17.
.

Следует понять, каков смысл того, что посох превратился в змея (а затем змей вновь превратился в посох. Также нужно отметить, что это было первое чудо, которое Моше и Аѓарон показали фараону, еще до десяти казней).

Когда сыны Израиля уходили из Египта, они, по указанию Всевышнего, не возвратили ценностей, взятых у египтян. Казалось бы, что это своего рода компенсация за годы рабства. Однако в трудах каббалы объясняется, что это было не просто возмещение ущерба — такова была внутренняя цель всего их пребывания в Египте.

Сказано в Торе: «…и обобрали они египтян» Шмот, 12:36. , и сказали по этому поводу наши мудрецы: «[Евреи] оставили Египет, словно водоем, лишенный рыбы» (Псахим, 119а). Внутренний смысл этого таков: евреи собрали в Египте все искры святости, попавшие к египтянам при разбиении сосудов, и не оставили там ни единой искры.

Для того чтобы понять смысл этого, р. Шнеур‑Залман объясняет суть пребывания искр святости в клипот. После разбиения сосудов часть Б‑жественного света оказалась как бы отделенной от своего источника.

Объясним, как возникли эти искры, «упавшие» к египтянам при разбиении сосудов, и что означает их вознесение сынами Израиля. В трудах каббалы разбиение сосудов описывается как «смерть» семи древних «царей» мира Тоѓу: они «разбились», и их осколки упали вниз, в миры Бриа, Йецира и Асия, превратившись в клипот и ситра ахра Чтобы объяснить эти понятия, приведем (с некоторыми сокращениями) отрывок из книги Дерех мицвотеха, разд. «Запрет служения в Храме коѓенов с увечьем» (М.: Лехаим/Книжники, 2007, с. 153 и далее):

Нисхождение, которое совершает сфира Малхут, призвано отобрать искры Б‑жественного света, упавшие при разбиении сосудов, от семи «царей» — сосудов мира Тоѓу. Эти сосуды ощущали себя самостоятельной сущностью, о чем сказано: «И воцарился… и умер…» (Берешит, 36:32–39). Ибо «воцарение» означает мощное раскрытие некоторого качества, что резко заявляет о себе и стремится ощутить себя самостоятельной сущностью, как, например, человек, ощущающий собственный разум. В том и заключалась причина «смерти» (слово «умер» указывает здесь на разбиение сосудов. — Ред.) этих искр, что привело к возникновению ситра ахра и клипот, представляющих собой «самостоятельную» сущность в законченном виде. И такое главное для ситра ахра качество предельно четко выражается словами: «…Мне принадлежит река моя» (Йехезкель, 29:3).

Эта идея содержится в стихе: «Видал ли ты человека, мудрого в глазах своих? У глупца большая надежда на него» (Мишлей, 26:12). Здесь идет речь о человеке, который обладает мудростью, принадлежащей к области святого, и таким образом постигает величие и высоту Всевышнего. Однако ему свойственно ощущать собственный ум и ценить его как нечто достойное восхваления, он «мудр в глазах своих». И у глупца есть на него «большая надежда». Это означает, что Высший глупец, духовный корень ситра ахра, вполне обоснованно рассчитывает получить от такого «мудреца в глазах своих» приток жизненных сил.

.

Понятно, что было бы нелепо говорить о физическом отделении от бесконечного и вездесущего Всевышнего. Речь может идти только о кажущемся отделении от Него, при котором истинная картина Его единства оказывается сокрытой.

Эту идею р. Шнеур‑Залман объясняет на примере облачения сил души в органы тела.

Это можно пояснить на примере человеческой души. До нисхождения в тело душа ощущала абсолютный битуль перед бесконечным светом Всевышнего (то есть чувствовала, что она полностью едина и слита с ним. — Ред.). (Об этом сказано: «Но сказал он: “Как жив Г‑сподь, пред Которым я стою…”» Млахим II, 5:16.
.) Ведь тогда не было ничего, что скрывало бы от нее и «затемняло» раскрытие Б‑жественных сил. Поэтому она ощущала полный битуль перед своим источником. Когда же она спустилась вниз и облачилась в материальное тело, оно стало скрывать от нее свет. И теперь мир и все, что в нем есть, кажется ей самостоятельной и независимой сущностью. Она не видит заложенный во все миры битуль перед бесконечным светом Всевышнего, постоянно несущим мирам жизнь и существование.

Положение искр святости в Египте (как и во всем остальном мире), когда они находятся «в плену» у клипот, означает их полную отделенность от Б‑жественного света. Начало этому было положено при разбиении сосудов, когда вместо единого сосуда, направленного на восприятие света Всевышнего, возникло множество «осколков», неспособных передать истинную силу этого сосуда и воспринять полностью свет Всевышнего. Затем, когда эти «осколки» облачились в клипот, их видение изменилось коренным образом, и они действительно стали (как им кажется) отделенными от святости Всевышнего.

На этом примере можно объяснить суть разбиения сосудов, когда искры святости из мира Тоѓу упали и облачились в клипот в мирах Бриа, Йецира и Асия, и клипот стали скрывать искры, облекая их со всех сторон, чтобы они не смогли почувствовать раскрытие бесконечного света Всевышнего. Клипот скрывают его так сильно, что становятся как бы самостоятельными и отделенными от Всевышнего. Это подобно тому, как описывает себя фараон: «Мне принадлежит река моя, и я сам сотворил себя» Йехезкель, 29:3.
. Однако Всевышнего они все‑таки называют «Б‑гом над сильными» Ср. Менахот, 110а: «Называют Его Б‑гом над сильными». Это означает, что силой ситра ахра воспринимают Всевышнего как «верховного Б‑га», считая себя также самостоятельными и могущественными.
.

Р. Шнеур‑Залман приходит к выводу, что главным в отделенности искр святости, разбросанных в мире, является сокрытие, которое вызывают клипот.

До разбиения сосудов все частицы света ощущали битуль перед бесконечным светом Всевышнего и чувствовали себя слитыми и едиными с ним, поскольку в этот момент он был раскрыт для них и абсолютно неотделим от их сущности. А после разбиения сосудов искры святости спустились и облачились в клипот, которые стали окутывать и закрывать от них Б‑жественные силы. Это подобно телу, скрывающему душу и затемняющему для нее Б‑жественный свет, как говорилось выше. Поэтому искры святости уже не способны ощутить перед ним битуль, как раньше.

Из вышесказанного следует вывод: для того чтобы завершить свою миссию в Египте, то есть освобождение и вознесение искр святости, народ Израиля должен был заставить эти клипот разбиться.

Вот почему они называются клипа («скорлупа»), ибо они подобны скорлупе, которая окружает и облекает орех со всех сторон и полностью скрывает его. И вынуть из нее плод можно, лишь разбив скорлупу. Подобно этому, для того чтобы извлечь искры святости из клипот, скрывающих их, клипот нужно было разбить.

Именно на это были направлены чудеса, знамения и наказания в Египте, как будет объяснено далее, если будет на то воля Б‑га.

Поскольку идет речь о разбиении клипот, р. Шнеур‑Залман показывает, какое место в системе мироздания они занимают. Для этого он анализирует различные этапы трансформации Б‑жественных жизненных сил в цепочке нисхождения миров, ѓиштальшелут.

Первым в этой цепочке расположен Ацилут, мир полного и явного единства всех творений с Всевышним.

Сказано в Торе: «И выходит река из Эдена [для орошения сада]… и оттуда разделяется и образует четыре главные реки. Имя одной Пишон…» Берешит, 2:10–11.
Внутренний смысл этих слов таков: река, выходящая из Эдена, — это протяжение света от высшей Хохмы, Хохмы мира Ацилут, в которую облачен бесконечный свет Всевышнего, благословен Он. Облачаясь в высшую Хохму и продолжаясь через нее, бесконечный свет Всевышнего достигает всех частей мира Ацилут, в том числе сфиры Малхут этого мира, называемой «сад». На это намекают слова: «для орошения сада». И там, в мире Ацилут, действует правило: «Он и Его формы едины» См. Тикуней Зоѓар, 3а. .

Далее при нисхождении миров по цепочке ѓиштальшелут положение изменяется. На смену полному единству в мире Ацилут приходит ощущение множественности творений и индивидуальности каждого из них. И в этой множественности особое место занимает «река Пишон» — духовный канал, по которому жизненные силы приходят в Египет и по которому в него спустились искры святости.

Поэтому из сада выходит только одна река, ибо Ацилут — это мир единства. Когда же она достигает начала мира Бриа, положение изменяется, о чем сказано: «…и оттуда разделяется». Тогда возникают разобщенность и разделение на части — на четыре реки как начало разделения. И как в материальном мире ни одна река не похожа на другую ни по свойствам — ведь в одной реке вода чистая и пригодна для питья, а в другой нет, ни по протяженности — ведь одна река протекает на двести фарсангов Мера длины, равная примерно 4 км.
, а другая только на сто, и тому подобное, так непохожи друг на друга и высшие «реки». Например, несходна с другими «река Пишон», то есть Нил, через которую несет жизненные силы своим подданным ангел‑хранитель Египта. В нее «упали» и были погружены многочисленные искры святости мира Тоѓу. Их было больше, чем тех, что попали в Вавилон и другие места.

Р. Шнеур‑Залман переходит к объяснению смысла всех чудес, которые Всевышний сотворил в Египте. Тора, описывая эти чудеса, указывает на достаточно определенные цели, связанные с сознанием египтян. Однако р. Шнеур‑Залман раскрывает их внутренний смысл — воздействие на клипот ради их полного уничтожения.

Теперь мы можем осознать смысл тех чудес, которые сотворил Всевышний в Египте. О них сказано: «И узнают египтяне, что Я Г‑сподь» Шмот, 7:5.
. Слово йеду (ידעו, «узнают») может означать также «разбиение», как видно из стиха: «…и проучил (ויודע, ва‑йода) ими жителей Суккота» Шофтим, 8:16.
. Это соответствует тому, что было сказано выше: чтобы извлечь искру святости из окружающей ее клипы, необходимо разбить эту клипу, подобно ореховой скорлупе. Это значит, что благодаря разбиению клипы бесконечный свет Всевышнего сможет раскрыться для искры святости, находившейся внутри нее, и тогда она вольется в Б‑жественные силы.

Так, во многих местах Писание говорит о египтянах, но сокрытый смысл этого — борьба с клипот.

В этом также заключается внутренний смысл стиха: «Коня и всадника его вверг Он в море» Шмот, 15:1.
. Этот стих говорит о клипе («всаднике»), которая «оседлала» искру и скрывает ее. Таков же смысл слов «колесницы фараона» Там же, 15:4.
. И когда клипа разбивается, искры святости раскрываются и становятся частью бесконечного света Всевышнего.

(Вышесказанное отвечает вот на какой вопрос. В Торе описывается, как Всевышний «прилагает усилия», чтобы доказать что‑то фараону и египтянам. Но какой смысл в этой «разъяснительной работе», если через несколько минут египтяне просто перестанут существовать?!

Сказанное объясняет слова Всевышнего перед рассечением Камышового моря: «И познают египтяне, что Я Г‑сподь» Там же, 14:18.
. Эти слова вызывают удивление, ведь далее говорится: «…не осталось из них ни одного» Шмот, 14:28.
. Но следует принять во внимание, что слово «познают» означает их разбиение, благодаря которому для искры святости раскрывается бесконечный свет Всевышнего, и тогда они познают в полном смысле этого слова, «что Я Г‑сподь». См. также объяснение этого противоречия, приводимое в другом месте.)

Р. Шнеур‑Залман уточняет: народ Израиля не нуждался в чудесах, сотворенных Всевышним в Египте. Евреи и без того верили в Его всесилие. Однако на египтян эти чудеса оказывали психологическое воздействие, которое в конце концов заставило их подчиниться евреям. Следовательно, чудеса в Египте были направлены главным образом на разбиение клипот.

Именно таковы были десять казней. Они предназначались для того, чтобы сломить клипот и высвободить из них искры святости. Сам же народ Израиля никоим образом не нуждался в чудесах, ибо евреи называются «верующими и сыновьями верующих» Шабат, 97а.
. Об этом сказано: «И поверил народ. И услышали, что вспомнил Г‑сподь о сынах Израиля» Шмот, 4:30–31. . А десять казней потребовались лишь для того, чтобы освободить искры святости, буквально поглощенные клипот, как объяснялось выше. На это намекают слова: «И познают египтяне…»

Как было показано, сама сущность клипы предполагает ощущение собственного могущества и независимости. Первое чудо, предваряющее остальные, развенчало оба этих заблуждения, как объясняется далее.

Вышесказанное дает ключ к пониманию первого из чудес, показанных Всевышним фараону: превращения посоха в змея. Это чудо представляло собой нечто вроде предисловия к последующим десяти казням. Ведь выше уже объяснялось, что десять казней были призваны сломить клипот, которые ощущают себя самостоятельной и независимой ни от кого сущностью. Фараон выразил это ощущение словами: «Мне принадлежит река моя, и я сам сотворил себя». Но при этом клипот называют Всевышнего «Б‑гом над сильными», как говорилось выше.

Первое чудо состояло из трех этапов: превращение посоха Аѓарона в змея, обратное превращение змея в посох и поглощение посохом Аѓарона всех посохов египтян. Каждый из этих этапов указывал на определенную деталь в общей идее чуда.

Первый этап должен был крайне болезненно ударить по самолюбию фараона и его ощущению собственной независимости.

Суть первого чуда состояла в том, чтобы показать египтянам: хотя их сущность — это клипот и ситра ахра, тем не менее им необходимо постоянно, каждый миг получать жизненные силы от сил святости. Они не обладают никакой самостоятельностью и независимым существованием, как представляется им в их заблуждениях. На самом же деле они как ничто перед Б‑жественными силами. Эти жизненные силы приходят к ним, скрываясь в различных одеяниях, проходя множество ступеней нисхождения и уменьшаясь на каждой из них. Поэтому степень сокрытия в них Б‑жественных сил настолько велика, что они могут сказать: «Мне принадлежит река моя, и я сам сотворил себя».

Фараон (а вместе с ним и все египтяне и клипот, которые являются их духовным источником) увидел: все силы, которые, как он представлял, принадлежат ему и являются его достоянием, на самом деле приходят только от Всевышнего. И хотя может показаться непонятным, как возможно такое превращение, сама форма посоха, а также значение корня слова «посох» на иврите доказывают, что это возможно.

Поэтому, когда раскрывается огромный свет, который превыше всех сокращений, клипот начинают ощущать собственную ничтожность, словно они вовсе не существуют. Это показали все египетские чудеса, и прежде всего первое из них — превращение посоха в змея. Слово мате (מטה, «посох») сродни слову ѓатая (,הטאיה «склонение»), оно указывает на протяженность и движение. И слово шевет (שבט, «жезл») также указывает на протяженность и движение, как видно из выражения кохва де‑шавит (כוכבא דשביט, «комета»). Иными словами, «посох» указывает на всю линию нисхождения Б‑жественных сил, ѓиштальшелут, от самых высоких ступеней до самых низких.

В мире есть только один Всевышний. И все, что содержится в мире, вплоть до сил нечистоты, исходит только от Его света.

Змей же символизирует источник египетских клипот, как видно из выражения: «Большой крокодил, лежащий среди рек его» См. выше, прим. 5. Слова תנים (таним) в этом стихе и תנין (танин) в стихе из книги Шмот, 7:9, переводятся как «змей», «дракон» или «крокодил».
. И когда Моше и Аѓарон на глазах фараона превратили посох в змея, они тем самым показали, как от света, исходящего от Б‑жественных сил, на который указывает слово «посох», приходят и жизненность, и сама возможность существования к «змею», источнику клипот.

Столь резкое превращение становится возможным в результате последовательного сокрытия сил Всевышнего, то есть процесса ѓиштальшелут.

Это явление описывается также в стихе: «Ноги ее нисходят к смерти, на преисподнюю опираются стопы ее» Мишлей, 5:5. Внутренний смысл этих слов таков: «ноги», то есть низшие силы сфиры Малхут, направленные на передачу воздействия в сотворенные миры, передают жизненные силы всем их обитателям, включая клипот, называемые «смертью».
. И еще сказано: «Царство Его над всем властвует» Теѓилим, 103:19. Его «царство», то есть сфира Малхут мира Ацилут, «властвует» над всеми мирами и уровнями, неся им жизненные силы.
. Так, за счет нисхождения в процессе ѓиштальшелут, то есть мощного сокращения света при каждом переходе на более низкий уровень, как говорилось выше, «посох» может превратиться в «змея» (см. Тикуней Зоѓар, 22, о смысле понятия «посох»). За счет многократного уменьшения света жизненность «посоха» становится настолько сокрытой, что от нее может получать силы «большой крокодил, лежащий среди рек его, сказавший: “Мне принадлежит река моя…”», как объяснялось выше.

Если первый этап чуда был ударом по самолюбию фараона и клипот, то второй, а вместе с ним и третий разрушили представление об их могуществе. Ведь даже после первого этапа у фараона оставалась возможность сказать: да, я не самостоятелен, я существую за счет Всевышнего — но я уже существую и своего места не уступлю никому!

Всевышний же не всегда спешит развеять это заблуждение. До поры до времени Он скрывает собственное желание, но в конце концов оно осуществится. Об этом говорит второй этап, который означает следующее: как только будут собраны искры в Египте, пропадет духовный источник фараона и змей превратится в посох. Нечистота превратится в силы святости!

То же, что посох Аѓарона проглотил все другие посохи, еще больше говорит о бессилии клипот перед волей Всевышнего.

После этого Моше и Аѓарон показали фараону, как змей превращается в посох, а также как посох Аѓарона поглотил посохи египтян. Это означает, что «змей», то есть клипот, устраняется перед Б‑жественными силами, как было изначально (и это означает освобождение и вознесение искр святости, о которых говорилось выше). Тем самым фараону и египтянам было показано, что на самом деле они не обладают никакой самостоятельностью и независимостью, а наоборот: каждую секунду нуждаются в жизненных силах свыше. Всевышний же называется «Б‑г сокрытый» Йешаяѓу, 45:15. (и по Его воле «змей» превращается в «посох», и так пропадут все клипот, словно их и не было).

Все прочие чудеса тоже предназначались для того, чтобы исполнились слова: «И познают египтяне, что Я Г‑сподь», как объяснялось выше.

Сборник «Тора Ор» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в России и других странах 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: Когда отяжелело сердце фараона?

Бог предопределил, что фараон поработит еврейский народ. Однако сам фараон поработил евреев не для того, чтобы исполнить повеление Бога, но чтобы потворствовать своей злобе. Потому фараон и был наказан... Бог «ожесточил сердце» фараона перед началом десяти казней в наказание за его прежнее нечестивое поведение. Однако Бог все же сказал Моше, что «тяжело сердце фараона» само по себе, имея в виду наличие у фараона природной склонности угнетать еврейский народ, невзирая на Божественное вмешательство

Свобода и правда. Недельная глава «Ваэра»

Тора объясняет нам, что свобода и правда взаимосвязаны. Где есть свобода, там может существовать правда. А там, где нет свободы, не может быть и правды. Общество, где люди вынуждены юлить и лукавить только ради того, чтобы выжить и не спровоцировать тиранов на ужесточение гнета, ничем не похоже на то общество, которое велит нам строить Б‑г