Дом учения: Слово раввина

Тора как средство коммуникации

Берл Лазар 25 декабря 2015
Поделиться

Сегодня общим местом в психологии, социологии и даже в политике стало признание главенствующей роли коммуникации для решения проблем и разрешения конфликтов. Коммуникация — единственный способ добиться взаимопонимания, причем на всех уровнях: в семье, на работе, в обществе, в межгосударственных отношениях…

Наши мудрецы знали об этом две тысячи лет назад. Вот что говорит мишна от рабби Хананьи бен Терадиона: «Если двое сидят вместе и нет между ними слов Торы — это собрание людей легкомысленных… Но если двое сидят и между ними слова Торы — среди них царит Б‑жественное присутствие».

В некоторых комментариях сказано, что речь здесь идет о необходимости использовать все свое время для изу­чения Торы. Если ты не изучаешь Тору, рано или поздно станешь легкомысленным. А награда за постоянство в изучении Торы — Шхина, Б‑жественное присутствие. Но такое объяснение относится лишь к тем, кто уже достиг высочайшего уровня служения Б‑гу. А что эта мишна значит для нас, для абсолютного большинства?

Чтобы понять дополнительный смысл мишны, надо проанализировать текст. Что означает: «нет между ними слов Торы»? Здесь вовсе не утверждается, что двое сидят и обязательно говорят о Торе. Мишна описывает ситуацию, когда между людьми нет коммуникации: каждый говорит свое, каждый убежден, что сам лучше знает и ему нечему научиться от другого. Поэтому такая ситуация характеризуется как «собрание легкомысленных» (возможен даже перевод «собрание шутов»): каждый явно или тайно насмехается над другим, поскольку не уважает ни его, ни его мнение. Результатом может быть только взаимное отчуждение.

Есть хасидская история о внуке Бешта, реб Борухе из Меджибожа, который приехал в гости к одному еврею на субботу, и ни разу у него не получилось сказать слова Торы. В конце концов выяснилось: в этом доме прежде жил известный насмешник, создавший такую ауру, что даже после его смерти место оставалось неподходящим для мудрых речей.

А вот ситуация «между ними слова Торы» — это подлинная коммуникация, когда оба собеседника признают, что есть высший авторитет, общий для них обоих. В этом случае каждый понимает, что его личное мнение может быть ошибочным, неадекватным или неполным, и прислушивается к словам собеседника, чтобы извлечь из них рациональное зерно. Тора становится не только сводом Закона, высшей мудростью, но способом достижения взаимопонимания. Недаром в нашей мишне цитируется Малахи: «Тогда договаривались друг с другом те, кто был исполнен страха Б‑жия, и Г‑сподь призрел их». Не «говорили» друг с другом, а именно «договаривались» — приходили к согласию!

Известная шутка гласит: где есть два еврея, там непременно три мнения. Как и в каждой шутке, здесь скрыта глубокая мудрость. У каждого человека свои мысли — то есть у двух евреев два мнения. Если этим ограничиться — столкновение двух мнений приведет к вражде или взаимным насмешкам. А вот если оба еврея обращаются к Торе — каждый берет у другого то позитивное, до чего он сам не додумался, и в результате оба приходят к более высокому пониманию, к «третьему мнению».

Кстати, именно такая методика обучения веками применяется в ешиве. Она называется «хаврута» («товарищество»): два друга вместе сидят на занятиях и после занятий, вместе изучают каждое слово Святых книг. При этом они, конечно, спорят — но это спор друзей, основанный на взаимном уважении, признании общего авторитета, искреннем стремлении обогатить своим знанием друга и обогатиться его знанием.

В Талмуде приводится история одной такой «хавруты». У рабби Йоханана был товарищ и напарник по учебе по имени Реш Лакиш. К сожалению, он умер молодым. Начали искать р. Йоханану нового товарища по занятиям, но тот отвергает одного за другим. В чем дело? Все они со мной соглашаются, жалуется р. Йоханан, а у Реш Лакиша на каждое мое слово было 24 вопроса — с ним я действительно двигался вперед!

Методика ешивы наложила отпечаток на всю систему еврейского воспитания и образования. Почему у нашего народа такой высокий процент ученых, нобелевских лауреатов? Не потому, что мы рождаемся умнее других, а потому, что в традиционной еврейской семье ребенку с детства прививают коммуникативные навыки «со словом Торы»: воспитывают в нем скромность, уважение к другим, желание и умение обогатить свою мысль тем позитивным, что предлагают учителя, коллеги, друзья. И в качестве награды человек получает Шхину — Б‑г помогает ему.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Всё в руках Небес

Все произойдет в должное время — при условии, что Вы примете к своему сведению высказывание рабби Шнеура‑Залмана из Ляд, которое повторил мой достопочтимый тесть и учитель рабби Йосеф‑Ицхак Шнеерсон, — что Святой, благословен Он, дарует евреям материальные блага, с тем чтобы те преобразовали их в блага духовные.

На их плечах: Дина Фридман

Я была в какой‑то семье на Хануку, была восьмая свеча, и там мы с Зямой встретились. Он был из ортодоксальной хабадской семьи, но на фронте во время войны уже соблюдать нельзя было. Я ему сказала: «Если ты хочешь, чтобы у нас была религиозная семья, я думаю, ты должен стать религиозным. А если ты не хочешь, значит, мы с тобой разойдемся. Я не могу выйти замуж за человека несоблюдающего». И он согласился.

Недельная глава «Мецора». Существует ли лашон тов, то есть доброречие?

На взгляд Рамбама, доброречие предписано заповедью «люби ближнего, как самого себя». Согласно «Авот», это один из способов «воспитать многих учеников». Созидательная мощь лашон тов колоссальна — она ничуть не уступает разрушительной мощи лашон а‑ра! Видеть хорошие стороны людей и говорить им об этом — способ помочь их достоинствам реализоваться, выпестовать личностный рост ближних.