Дом учения: Слово раввина

Тора как средство коммуникации

Берл Лазар 25 декабря 2015
Поделиться

Сегодня общим местом в психологии, социологии и даже в политике стало признание главенствующей роли коммуникации для решения проблем и разрешения конфликтов. Коммуникация — единственный способ добиться взаимопонимания, причем на всех уровнях: в семье, на работе, в обществе, в межгосударственных отношениях…

Наши мудрецы знали об этом две тысячи лет назад. Вот что говорит мишна от рабби Хананьи бен Терадиона: «Если двое сидят вместе и нет между ними слов Торы — это собрание людей легкомысленных… Но если двое сидят и между ними слова Торы — среди них царит Б‑жественное присутствие».

В некоторых комментариях сказано, что речь здесь идет о необходимости использовать все свое время для изу­чения Торы. Если ты не изучаешь Тору, рано или поздно станешь легкомысленным. А награда за постоянство в изучении Торы — Шхина, Б‑жественное присутствие. Но такое объяснение относится лишь к тем, кто уже достиг высочайшего уровня служения Б‑гу. А что эта мишна значит для нас, для абсолютного большинства?

Чтобы понять дополнительный смысл мишны, надо проанализировать текст. Что означает: «нет между ними слов Торы»? Здесь вовсе не утверждается, что двое сидят и обязательно говорят о Торе. Мишна описывает ситуацию, когда между людьми нет коммуникации: каждый говорит свое, каждый убежден, что сам лучше знает и ему нечему научиться от другого. Поэтому такая ситуация характеризуется как «собрание легкомысленных» (возможен даже перевод «собрание шутов»): каждый явно или тайно насмехается над другим, поскольку не уважает ни его, ни его мнение. Результатом может быть только взаимное отчуждение.

Есть хасидская история о внуке Бешта, реб Борухе из Меджибожа, который приехал в гости к одному еврею на субботу, и ни разу у него не получилось сказать слова Торы. В конце концов выяснилось: в этом доме прежде жил известный насмешник, создавший такую ауру, что даже после его смерти место оставалось неподходящим для мудрых речей.

А вот ситуация «между ними слова Торы» — это подлинная коммуникация, когда оба собеседника признают, что есть высший авторитет, общий для них обоих. В этом случае каждый понимает, что его личное мнение может быть ошибочным, неадекватным или неполным, и прислушивается к словам собеседника, чтобы извлечь из них рациональное зерно. Тора становится не только сводом Закона, высшей мудростью, но способом достижения взаимопонимания. Недаром в нашей мишне цитируется Малахи: «Тогда договаривались друг с другом те, кто был исполнен страха Б‑жия, и Г‑сподь призрел их». Не «говорили» друг с другом, а именно «договаривались» — приходили к согласию!

Известная шутка гласит: где есть два еврея, там непременно три мнения. Как и в каждой шутке, здесь скрыта глубокая мудрость. У каждого человека свои мысли — то есть у двух евреев два мнения. Если этим ограничиться — столкновение двух мнений приведет к вражде или взаимным насмешкам. А вот если оба еврея обращаются к Торе — каждый берет у другого то позитивное, до чего он сам не додумался, и в результате оба приходят к более высокому пониманию, к «третьему мнению».

Кстати, именно такая методика обучения веками применяется в ешиве. Она называется «хаврута» («товарищество»): два друга вместе сидят на занятиях и после занятий, вместе изучают каждое слово Святых книг. При этом они, конечно, спорят — но это спор друзей, основанный на взаимном уважении, признании общего авторитета, искреннем стремлении обогатить своим знанием друга и обогатиться его знанием.

В Талмуде приводится история одной такой «хавруты». У рабби Йоханана был товарищ и напарник по учебе по имени Реш Лакиш. К сожалению, он умер молодым. Начали искать р. Йоханану нового товарища по занятиям, но тот отвергает одного за другим. В чем дело? Все они со мной соглашаются, жалуется р. Йоханан, а у Реш Лакиша на каждое мое слово было 24 вопроса — с ним я действительно двигался вперед!

Методика ешивы наложила отпечаток на всю систему еврейского воспитания и образования. Почему у нашего народа такой высокий процент ученых, нобелевских лауреатов? Не потому, что мы рождаемся умнее других, а потому, что в традиционной еврейской семье ребенку с детства прививают коммуникативные навыки «со словом Торы»: воспитывают в нем скромность, уважение к другим, желание и умение обогатить свою мысль тем позитивным, что предлагают учителя, коллеги, друзья. И в качестве награды человек получает Шхину — Б‑г помогает ему.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Жизнь Авраама: под знаком веры. Недельная глава «Хаей Сара»

На еврейский народ обрушивались трагедии, которые подорвали бы силы любой другой нации, не оставив надежд на возрождение... Но еврейский народ, каким‑то образом находя в себе силы, скорбел и плакал, а затем поднимался и строил будущее. В этом уникальная сильная сторона евреев, а унаследована она от Авраама, как мы видим из нашей недельной главы

Еще о странностях и новаторстве раввинистического мышления

Талмуд объясняет, что, пока стоял Храм, существовал специальный священнический суд, занимавшийся заслушиванием свидетелей, видевших молодую луну. Свидетельствование перед этим судом было важной заповедью — разрешалось даже нарушить субботу, чтобы отправиться в Иерусалим и дать показания. При этом свидетели новолуния могли не только нарушить субботние пределы, то есть пройти расстояние больше того, которое разрешается проходить в шабат, но и брать с собой оружие для самообороны

Идти вместе. Недельная глава «Вайера»

Евреи знали, знают и всегда будут знать то, что упрямо отрицают нынешние эксперты‑пустословы: любая цивилизация сильна настолько, насколько в ней сильны узы между разными поколениями. Именно об этом говорит нам незабвенный образ из нашей недельной главы: первый еврейский родитель, Авраам, и первый еврейский ребенок, Ицхак, идут вместе навстречу неведомому будущему, и их вера берет верх над их страхами