Библиотека: Голос в тишине

Странный разговор с магидом

По мотивам хасидских историй, собранных раввином Шломо-Йосефом Зевиным Перевод и пересказ Якова Шехтера 8 февраля 2016
Поделиться

«К справедливости,

к справедливости стремись…»

Дварим, недельная глава «Шофтим»

 

«Тот, кто притворяется хромым,

слепым или безногим, не умирает до тех пор,

пока действительно не становится таким, как сказано: к справедливости, к справедливости стремись».

Вавилонский Талмуд, трактат «Пеа»

 

Сын Аптер Рува, раввин Йосеф‑Мойше, собрался по делам в Яссы. Перед поездкой он пришел к ребе Исроэлю, Магиду из Козиниц (евреи называли это местечко Кожницы) за благословением. Магид благословил раввина, а затем затеял странный разговор:

— Вот, предположим, ты едешь на телеге и встречаешь по дороге усталого нищего. Что станешь делать?

— Попрошу кучера остановиться, — без тени колебания ответил раввин, — и возьму его в телегу.

— А если, — продолжил Магид, — тебе попадется нищий на костылях?

— Тем более! — воскликнул раввин. — Помочь такому человеку — заповедь!

— Я так не думаю, — произнес Магид. — Скорее наоборот. Посуди сам. Когда здоровый человек отправляется в путь, он полагается на собственные силы. Если попадется попутная телега — замечательно, если же нет, дойдет своими ногами. Но хромой на костылях, на что он рассчитывает? Понятно, что самостоятельно добраться до цели ему не удастся. Значит, он так уверен во Всевышнем, что полагается на чудо? Вряд ли. Тут что‑то не так. Этот нищий должен вызывать подозрения. Может, он не хромой вовсе, а притворяется, преследуя свои, вероятно, недобрые цели.

Выйдя из комнаты, раввин Йосеф‑Мойше долго недоумевал, для чего Магид рассказывал про хромого нищего? Что он имел в виду? После долгих раздумий раввин не пришел к определенному выводу, а просто перестал ломать голову над отгадкой и утром следующего дня отправился в путь.

Дорога была долгой. Раввин к тому времени уже приближался к возрасту, когда давно прошедшее становится близким, очертания предметов расплываются, а запах земли все сильнее. Он лежал на телеге, укрытый одеялом, и дремал, просыпаясь время от времени, когда колесо телеги попадало в глубокую рытвину.

По дороге телега обогнала нищего, ковылявшего на костылях.

— Люди добрые, — закричал нищий жалобным голосом. — Пожалейте, не дайте пропасть. Спасителем заклинаю, смилуйтесь над несчастным калекой!

Сердце служки раввина наполнилось жалостью, и он велел кучеру остановиться. Пока лошади замедлили бег и встали, нищий остался далеко позади и, продолжая причитать, потихоньку подбирался к поджидавшей его телеге.

Йосеф‑Мойше проснулся и спросил:

— Что случилось, почему стоим?

— Нищего поджидаем, — ответил служка. — Бедолага еле тащится на костылях.

— Что‑о‑о! — вскричал Йосеф‑Мойше, сбросил одеяло и рывком сел. Увидев хромого, он тут же вспомнил предупреждение Магида и велел кучеру: — Трогай, не будем никого подбирать.

Удивленный кучер крикнул лошадям, и те тронули с места.

— Сжальтесь! — закричал нищий, увидев, что телега начала двигаться. — Подождите еще минутку!

— Погоняй, погоняй! — настаивал раввин. Кучер поднял кнут и щелкнул им над головами лошадей. Те ускорили ход, а несчастный калека, увидев, что телега удаляется, вдруг подхватил костыли и припустился бегом.

— А ну стойте, — проревел он грозным басом. — Стоять, кому сказано!

Бежал он очень быстро, и в этот момент из‑за кустов вокруг дороги выскочили еще трое разбойников.

— Гони! — крикнул раввин. — Гони что есть сил!

Перепуганный кучер вытянул лошадей кнутом. Те с места взяли в галоп, и телега понеслась. Разбойники не успели добежать до дороги, как оказались позади. А «хромой», видя, что добыча ускользает, запустил вслед один из костылей. Его наконечник, окованный железом и заостренный, точно наконечник копья, глубоко вонзился в борт телеги.

Лишь спустя полчаса кучер перевел лошадей на шаг, телега медленно катилась между полями несжатой пшеницы, а раввин Йосеф‑Мойше не уставал восхвалять Всевышнего, спасшего их от неминуемой смерти, и благодарить Магида, затеявшего с ним этот странный разговор.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Археологическая сенсация на Тамани: древнейшая синагога на территории России

В ноябре в поселке Сенном на Таманском полуострове Фанагорийская экспедиция Института археологии РАН представила прессе и членам еврейской общины Краснодара свое главное открытие последних лет: обнаруженные в 2023 году в ходе раскопок столицы азиатской части Боспорского царства, существовавшего в V веке до н. э. — IV веке н. э., руины одной из самых древних в мире синагог, построенной две тысячи лет назад

Дом Ребе. Суд и освобождение

И вот в пятницу, в канун святой субботы, 15 кислева, членам нашего братства стало достоверно известно, что в Сенате закончилось обсуждение дела Ребе и решение было положительным. И что приговор, вынесение которого должно было состояться не позже чем через четыре дня с того момента, безусловно, будет оправдательным и наш Ребе выйдет на свободу. Радость хасидов не знала границ. И они все глаза проглядели в ожидании дня Избавления. И каждый день ожидания казался им годом

Дом Ребе. Донос и арест

Однажды император лично посетил нашего Ребе. Он переоделся в мундир рядового следователя, но наш Ребе сразу почувствовал, что перед ним царственная особа, и оказал ему царские почести. Император сказал ему: «Я же не император. Зачем ты ведешь себя со мной столь почтительно?» Наш Ребе ответил ему: «Разумеется, ваше величество — наш государь, император. Ибо царство земное подобно Царству Небесному, как в высших сферах престол славы Всевышнего внушает трепет находящимся у его подножия и т. д., так и я, когда вы вошли, испытал в душе трепет и исключительно великий страх, подобные которым не испытывал, когда приходили те или иные вельможи». Это убедило императора в том, что перед ним Божий человек, и т. д.