Дом учения: Слово раввина

С точки зрения хасида

Берл Лазар 29 мая 2015
Поделиться

Очень часто мне задают вопрос: что такое хасидизм? В чем его отличие от других направлений в еврействе? И вообще, как могут существовать «отличия» в вере? Ведь Тора одна для всех, ее законы и заповеди обязательны для каждого еврея.

Да, Тора у нас одна. И заповеди одинаковы для всех. Что же до «отличий» — они начинаются с нас, с нашего отношения к тому, на что надо делать особый упор, чтобы стать праведным евреем. Слово «хасидизм» происходит от «хесед» — «милосердие». А что такое милосердие? Это стремление сделать для других больше, чем обязан. Недаром хасидское учение с самого начала развивалось под лозунгом «делать по максимуму», или, как говорил наш Ребе, «делать все, что ты можешь, а потом еще больше».

Классической иллюстрацией этого принципа является мишна, которую мы разберем сегодня. Вот что интересно: это поучение принадлежит р. Йоси а‑Коену, которого его учитель, Йоханан бен Закай, прозвал «хасидом» за 15 веков до возникновения хасидизма!

В мишне три поучения: «Дорожи имуществом другого, как своим собственным, готовь себя к изучению Торы, ибо знание не передается по наследству, и пусть твои деяния совершаются ради имени Г‑спода». Здесь р. Йоси раскрывает три аспекта, из которых состоит жизнь человека: отношение к другим людям, отношение к самому себе и отношение к Б‑гу. И во всех этих трех аспектах мишна постулирует такое поведение, которого требует от нас хасидизм.

«Дорожи имуществом другого, как своим собственным». У нас есть заповедь «не возжелай…», обязательная для всех евреев. Но она требует от нас не так уж много: не претендовать на то, что принадлежит другому. А здесь мишна требует идти дальше — заботиться о чужом имуществе, как о своем. На этот счет есть история в Талмуде. Один человек нашел на дороге клетку с цыплятами. Он их вырастил, начал продавать яйца, получил хорошую прибыль и через два года смог купить несколько овец. Потом вдруг узнал, кто был владельцем цыплят, пришел к нему и отдал все, что с них нажил. Вот что такое исполнить заповедь по максимуму, «по‑хасидски».

«Готовь себя к изучению Торы». Опять же, учить Тору — заповедь, обязательная для всех евреев. Но р. Йоси требует максимума: мало учить, прежде надо сделать себя достойным Торы. Ведь Тора, как говорили наши мудрецы, спускается с небес, как драгоценное кушанье, его нельзя принимать в грязную или, не дай Б‑г, дырявую посуду… У Йешаяу сказано: «Жаждущие, идите все к воде». Талмуд объясняет, что «вода» — это Тора — благословенный дождь, изливающийся на землю и делающий ее плодородной. Но землю надо предварительно вспахать и засеять — иначе вместо урожая получишь сорняки. И, подобно тому как вода течет с высоких мест в низкие, так и Тора войдет только в человека скромного, предъявляющего к себе самые суровые критерии.

«Пусть твои деяния совершаются ради имени Г‑спода». Человеку свойственно делать ради себя. Заповеди не требуют поступаться законными интересами. Но есть опасность: человек не всегда может понять, что именно ему надо, и поступает не в соответствии со своим подлинным интересом, а ради сиюминутного наслаждения. Только Б‑г точно знает, что нам нужно. Поэтому все в нашей жизни — еда, бизнес, сон, удовольствия — должно быть не «ради себя», а «ради Б‑га». Сказано в Мишлей: «Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишения». Вполне хасидский взгляд на вещи!

Человек, идущий по хасидскому пути, не просто воздерживается от греха по отношению к ближним, но активно помогает им. Он не просто изучает Тору, но постоянно повышает собственный уровень, чтобы лучше принять Тору. Он не просто соблюдает заповеди, которые дал Б‑г, но в каждой ситуации стремится понять, чего Б‑г от него хочет, и поступает соответственно. Все это улучшает статус в обществе, придает духовную цельность и увеличивает радость от общения с Создателем. Именно поэтому хасиды всегда полны оптимизма, поэтому так веселы наши молитвы, наши праздники и песнопения!

Об этой жизненной позиции есть хасидская притча. Одного еврея привели к царю на суд. Он не был виноват, но улики говорили против него. Когда царь собирался вынести приговор, пришел друг обвиняемого и заявил: «Подсудимый не виноват, это я совершил преступление!» Царь удивился и направил дело на новое расследование: оказалось, что ни тот ни другой не имеют отношения к преступлению. Ладно, сказал царь евреям, я отпущу на свободу вас обоих, но с условием, что буду третьим в вашей дружбе. Ведь это такая ценность, я тоже хочу получить от нее часть…

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Жонглеры, акробаты, великолепный Храм и полное отсутствие политической борьбы

Храм, каким его представляют себе мудрецы, по сути, статичен, это мир вне времени, где вечно повторяются одни и те же действия. К широкому историческому контексту — миру империй и государств, войн и политики, который постоянно меняется, — Талмуд на удивление безразличен, несмотря на то что этот мир в значительной мере определял судьбу евреев. Мудрецы апеллировали к библейским историям и народным преданиям; сверх того они не испытывали потребности в исторических источниках.

Маасер: кому и на что?

Наши мудрецы учат: «Кто дает монету бедняку, получает шесть благословений, а кто его утешит — получит одиннадцать». Ну а если можете помочь материально — старайтесь сделать это как можно более деликатно, чтобы просящего не стеснять. Здесь приведу еще одну мысль наших мудрецов: когда даешь кому‑то, представь себя самого в положении человека, которому даешь, — это тебе подскажет, как дать, чтобы не обидеть и не унизить.

Недельная глава «Цав». Отчего умирают цивилизации

Евреи не расстались со своим прошлым. В своих молитвах мы и сегодня упоминаем о жертвоприношениях. Но евреи не стали держаться за прошлое. Не стали они искать убежища и в иррациональном мышлении. Они продумали свое будущее наперед и создали такие институты, как синагога, дом учения и школа, которые можно выстроить где угодно, чтобы они даже в самой неблагоприятной обстановке служили питательной средой для еврейской идентичности.