С хасидской точки зрения. Пятнадцатое ава
Великий праздник?
В Мишне сказано, что нет такого еврейского праздника, который мог бы сравниться с пятнадцатым днем ава и Йом Кипуром (Таанис, 26б). Это утверждение подразумевает, что пятнадцатый день ава на фоне прочих праздников, включая Пейсах и Швуэс, обладает неким особым качеством, превосходя их. Превосходство этого дня над праздником Швуэс в какой-то степени можно объяснить тем, что в пятнадцатый день ава «новая Луна явлена во всей полноте» (Зоар, I, 150a, 225б): еврейский народ сравнивается с Луной и «полнота Луны» указывает здесь на чрезвычайно высокий уровень духовности. Но как при этом пятнадцатый день ава может превосходить Пейсах, выпадающий на пятнадцатый день нисана, и Суккос, выпадающий на пятнадцатый день месяца тишрей? И в Пейсах, и в Суккос «Луна явлена в своей полноте».
Одно из объяснений тому, что пятнадцатый день ава наделяется особым значением, заключается в следующем: этот праздник следует за горьким «нисхождением», днем девятого ава. На смену великому греху и суровому воздаянию приходит великое восхождение к свету, «восхождение после нисхождения». Через духовное усилие покаяния «Бахо тивке» («Плачет, плачет она по ночам») (Эйха, 1:2), через рыдание происходит дарующее утешение восхождение, превосходящее и восхождение, свершающееся в пятнадцатый день месяца нисан – праздник Пейсах, и восхождение, свершающееся в пятнадцатый день месяца тишрей – праздник Суккос.
Из бездн – к высям
Заметим: восхождение, которое мы переживаем в месяце ав, – не постепенный последовательный подъем, а переход от одной крайности к другой, совершающийся на коротком отрезке времени, по сути одномоментно. Восхождение месяца ав начинается непосредственно после трагедии Девятого ава, это восхождение – из глубин бездны к величайшим высотам духа. В день Девятого ава, говорит Мишна, рожден был Мошиах. Мошиах олицетворяет самую суть раскаяния, ибо сказано: «Мошиах заставит каяться и цадиков» (см. Зоар, III, 153б). Значит, Девятого ава во всей полноте начинается «работа искупления», и уже в этот день нисходит утешение, которое во всей полноте раскрывается Пятнадцатого ава. Важно также иное: в этот день свершилось «осуждение» на смерть того поколения евреев, которое вышло из Египта и должно было сорок лет блуждать по пустыне. И срок «осуждения» истек на девятый день месяца ав – тот день, который за годы странствий многим и многим приносил смерть. Тогда евреи еще не могли сказать точно, какой именно день следует считать девятым днем ава, ибо тогда у них не было точного календаря, они определяли время по фазам Луны. Когда же в пятнадцатый день ава наступило полнолуние и никто не умер, они уже знали, что смертный приговор, вынесенный поколению Исхода, утратил силу.
Превосходство над Йом Кипуром
Итак, восхождение в девятый день ава не является совершенным исполнением духовных устремлений евреев: с течением дней духовное восхождение Девятого ава, пришедшее на смену духовному нисхождению начала этого месяца, все нарастает. На пятнадцатый день ава это восхождение достигает своей полноты. Вот почему Пятнадцатое ава – столь великий праздник, превосходящий все иные праздники. Вспомним, что в формуле Талмуда Пятнадцатое ава упоминается перед Йом Кипуром, как бы превосходя даже его. Радость Йом Кипура состоит в том, что это «день прощения», но, в силу талмудического контекста, качества, связанные с покаянием, должны принадлежать также и Пятнадцатому ава. И действительно, в данном аспекте этот праздник превосходит Йом Кипур, ибо покаяние Пятнадцатого ава совершается, как уже сказано, на коротком отрезке времени. Что до Йом Кипура, то он в идеале подразумевает долгое приготовление, начинающееся с первого дня месяца элул.
Более того, на фоне Пятнадцатого ава явственно проступает тот факт, что в эти приготовления вовлечено множество частностей. Так же исполнение Пейсаха требует постепенного прохождения всех Сефир – это происходит вплоть до Швуэса, когда евреи оказались, наконец, достойными принять Тору.
Когда стоял Храм, особенность дня Пятнадцатое ава явлена была в особой праздничности, с которой он отмечался. И даже в период изгнания сохраняются обычаи, напоминающие о статусе Пятнадцатого ава, зафиксированном Талмудом.
Пусть же Б-г поможет нам, и наши духовные усилия покаяния во времена изгнания приведут к тому, что Он «возвратит <…> изгнание твое, и смилостивится над тобой, и опять соберет тебя из всех народов» (Дворим, 30:3).
Б-жественное Присутствие пребывает и в изгнании, но дети Израиля «собраны будут по одному» (Ишаяу, 27:12), и воля Б-га привлечет личность каждого из нас так, что она обретет качество единства. И приведет Он еврейский народ «с отроками нашими, старцами нашими, с сыновьями нашими и с дочерьми нашими» (Шмойс, 10:9) приветствовать праведного Мошиаха, «и будет серебро их и золото их с ними» (Ишаяу, 60:9). И так все «искры Б-жественности» будут собраны из изгнания, и столь полным будет очищение, что изгнание прекратится и свершится сказанное через пророка: «дух нечистоты удалю из страны» (Зхарья, 13:2). И тогда будет явлено, что нет у евреев праздников, которые могли бы сравниться с Пятнадцатым ава, что вскоре будет засвидетельствовано и в материальном мире – в Иерусалиме, Священном граде, и в Святой земле, когда придет вскорости наш праведный Мошиах.
Книгу «С хасидской точки зрения. О еврейских праздниках» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле и других странах