С хасидской точки зрения. Пят­на­дца­тое ава

Менахем-Мендл Шнеерсон 2 августа 2023
Поделиться

Великий праздник?

В Миш­не ска­за­но, что нет та­ко­го ев­рей­ско­го празд­ни­ка, ко­то­рый мог бы срав­нить­ся с пят­на­дца­тым днем ава и Йом Ки­пу­ром (Таа­нис, 26б). Это ут­вер­жде­ние под­ра­зу­ме­ва­ет, что пят­на­дца­тый день ава на фо­не про­чих празд­ни­ков, вклю­чая Пей­сах и Шву­эс, об­ла­да­ет не­ким осо­бым ка­че­ст­вом, пре­вос­хо­дя их. Пре­вос­ход­ст­во это­го дня над празд­ни­ком Шву­эс в ка­кой-то сте­пе­ни мож­но объ­яс­нить тем, что в пят­на­дца­тый день ава «но­вая Лу­на яв­ле­на во всей пол­но­те» (Зо­ар, I, 150a, 225б): ев­рей­ский на­род срав­ни­ва­ет­ся с Лу­ной и «пол­но­та Лу­ны» ука­зы­ва­ет здесь на чрез­вы­чай­но вы­со­кий уро­вень ду­хов­но­сти. Но как при этом пят­на­дца­тый день ава мо­жет пре­вос­хо­дить Пей­сах, вы­па­даю­щий на пят­на­дца­тый день ни­са­на, и Сук­кос, вы­па­даю­щий на пят­на­дца­тый день ме­ся­ца тиш­рей? И в Пей­сах, и в Сук­кос «Лу­на яв­ле­на в сво­ей пол­но­те».

Од­но из объ­яс­не­ний то­му, что пят­на­дца­тый день ава на­де­ля­ет­ся осо­бым зна­че­ни­ем, за­клю­ча­ет­ся в сле­дую­щем: этот празд­ник сле­ду­ет за горь­ким «нис­хо­ж­де­ни­ем», днем де­вя­то­го ава. На сме­ну ве­ли­ко­му гре­ху и су­ро­во­му воз­дая­нию при­хо­дит ве­ли­кое вос­хо­ж­де­ние к све­ту, «вос­хо­ж­де­ние по­сле нис­хо­ж­де­ния». Че­рез ду­хов­ное уси­лие по­кая­ния «Ба­хо тив­ке» («Пла­чет, пла­чет она по но­чам») (Эй­ха, 1:2), че­рез ры­да­ние про­ис­хо­дит да­рую­щее уте­ше­ние вос­хо­ж­де­ние, пре­вос­хо­дя­щее и вос­хо­ж­де­ние, свер­шаю­щее­ся в пят­на­дца­тый день ме­ся­ца ни­сан – празд­ник Пей­сах, и вос­хо­ж­де­ние, свер­шаю­щее­ся в пят­на­дца­тый день ме­ся­ца тиш­рей – празд­ник Сук­кос.

 

Из бездн – к вы­сям

За­ме­тим: вос­хо­ж­де­ние, ко­то­рое мы пе­ре­жи­ва­ем в ме­ся­це ав, – не по­сте­пен­ный по­сле­до­ва­тель­ный подъ­ем, а пе­ре­ход от од­ной край­но­сти к дру­гой, со­вер­шаю­щий­ся на ко­рот­ком от­рез­ке вре­ме­ни, по су­ти од­но­мо­мент­но. Вос­хо­ж­де­ние ме­ся­ца ав на­чи­на­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но по­сле тра­ге­дии Де­вя­то­го ава, это вос­хо­ж­де­ние – из глу­бин безд­ны к ве­ли­чай­шим вы­со­там ду­ха. В день Де­вя­то­го ава, го­во­рит Миш­на, ро­ж­ден был Мо­ши­ах. Мо­ши­ах оли­це­тво­ря­ет са­мую суть рас­кая­ния, ибо ска­за­но: «Мо­ши­ах за­ста­вит ка­ять­ся и ца­ди­ков» (см. Зо­ар, III, 153б). Зна­чит, Де­вя­то­го ава во всей пол­но­те на­чи­на­ет­ся «ра­бо­та ис­ку­п­ле­ния», и уже в этот день нис­хо­дит уте­ше­ние, ко­то­рое во всей пол­но­те рас­кры­ва­ет­ся Пят­на­дца­то­го ава. Важ­но так­же иное: в этот день свер­ши­лось «осу­ж­де­ние» на смерть то­го по­ко­ле­ния ев­ре­ев, ко­то­рое вы­шло из Егип­та и долж­но бы­ло со­рок лет блу­ж­дать по пус­ты­не. И срок «осу­ж­де­ния» ис­тек на де­вя­тый день ме­ся­ца ав – тот день, ко­то­рый за го­ды стран­ст­вий мно­гим и мно­гим при­но­сил смерть. То­гда ев­реи еще не мог­ли ска­зать точ­но, ка­кой имен­но день сле­ду­ет счи­тать де­вя­тым днем ава, ибо то­гда у них не бы­ло точ­но­го ка­лен­да­ря, они оп­ре­де­ля­ли вре­мя по фа­зам Лу­ны. Ко­гда же в пят­на­дца­тый день ава на­сту­пи­ло пол­но­лу­ние и ни­кто не умер, они уже зна­ли, что смерт­ный при­го­вор, вы­не­сен­ный по­ко­ле­нию Ис­хо­да, ут­ра­тил си­лу.

Пре­вос­ход­ст­во над Йом Ки­пу­ром

Итак, вос­хо­ж­де­ние в де­вя­тый день ава не яв­ля­ет­ся со­вер­шен­ным ис­пол­не­ни­ем ду­хов­ных уст­рем­ле­ний ев­ре­ев: с те­че­ни­ем дней ду­хов­ное вос­хо­ж­де­ние Де­вя­то­го ава, при­шед­шее на сме­ну ду­хов­но­му нис­хо­ж­де­нию на­ча­ла это­го ме­ся­ца, все на­рас­та­ет. На пят­на­дца­тый день ава это вос­хо­ж­де­ние дос­ти­га­ет сво­ей пол­но­ты. Вот по­че­му Пят­на­дца­тое ава – столь ве­ли­кий празд­ник, пре­вос­хо­дя­щий все иные празд­ни­ки. Вспом­ним, что в фор­му­ле Тал­му­да Пят­на­дца­тое ава упо­ми­на­ет­ся пе­ред Йом Ки­пу­ром, как бы пре­вос­хо­дя да­же его. Ра­дость Йом Ки­пу­ра со­сто­ит в том, что это «день про­ще­ния», но, в си­лу тал­му­ди­че­ско­го кон­тек­ста, ка­че­ст­ва, свя­зан­ные с по­кая­ни­ем, долж­ны при­над­ле­жать так­же и Пят­на­дца­то­му ава. И дей­ст­ви­тель­но, в дан­ном ас­пек­те этот празд­ник пре­вос­хо­дит Йом Ки­пур, ибо по­кая­ние Пят­на­дца­то­го ава со­вер­ша­ет­ся, как уже ска­за­но, на ко­рот­ком от­рез­ке вре­ме­ни. Что до Йом Ки­пу­ра, то он в идеа­ле под­ра­зу­ме­ва­ет дол­гое при­го­тов­ле­ние, на­чи­наю­щее­ся с пер­во­го дня ме­ся­ца элул.

Бо­лее то­го, на фо­не Пят­на­дца­то­го ава яв­ст­вен­но про­сту­па­ет тот факт, что в эти при­го­тов­ле­ния во­вле­че­но мно­же­ст­во ча­ст­но­стей. Так же ис­пол­не­ние Пей­са­ха тре­бу­ет по­сте­пен­но­го про­хо­ж­де­ния всех Се­фир – это про­ис­хо­дит вплоть до Шву­эса, ко­гда ев­реи ока­за­лись, на­ко­нец, дос­той­ны­ми при­нять То­ру.

Ко­гда сто­ял Храм, осо­бен­ность дня Пят­на­дца­тое ава яв­ле­на бы­ла в осо­бой празд­нич­но­сти, с ко­то­рой он от­ме­чал­ся. И да­же в пе­ри­од из­гна­ния со­хра­ня­ют­ся обы­чаи, на­по­ми­наю­щие о ста­ту­се Пят­на­дца­то­го ава, за­фик­си­ро­ван­ном Тал­му­дом.

Пусть же Б-г по­мо­жет нам, и на­ши ду­хов­ные уси­лия по­кая­ния во вре­ме­на из­гна­ния при­ве­дут к то­му, что Он «воз­вра­тит <…> из­гна­ние твое, и сми­ло­сти­вит­ся над то­бой, и опять со­бе­рет те­бя из всех на­ро­дов» (Дво­рим, 30:3).

Б-же­ст­вен­ное При­сут­ст­вие пре­бы­ва­ет и в из­гна­нии, но де­ти Из­раи­ля «со­б­ра­ны бу­дут по од­но­му» (Иша­яу, 27:12), и во­ля Б-га при­вле­чет лич­ность ка­ж­до­го из нас так, что она об­ре­тет ка­че­ст­во един­ст­ва. И при­ве­дет Он ев­рей­ский на­род «с от­ро­ка­ми на­ши­ми, стар­ца­ми на­ши­ми, с сы­новь­я­ми на­ши­ми и с до­черь­ми на­ши­ми» (Шмойс, 10:9) при­вет­ст­во­вать пра­вед­но­го Мо­шиа­ха, «и бу­дет се­реб­ро их и зо­ло­то их с ни­ми» (Иша­яу, 60:9). И так все «ис­кры Б-же­ст­вен­но­сти» бу­дут со­б­ра­ны из из­гна­ния, и столь пол­ным бу­дет очи­ще­ние, что из­гна­ние пре­кра­тит­ся и свер­шит­ся ска­зан­ное че­рез про­ро­ка: «дух не­чис­то­ты уда­лю из стра­ны» (Зха­рья, 13:2). И то­гда бу­дет яв­ле­но, что нет у ев­ре­ев празд­ни­ков, ко­то­рые мог­ли бы срав­нить­ся с Пят­на­дца­тым ава, что вско­ре бу­дет за­сви­де­тель­ст­во­ва­но и в ма­те­ри­аль­ном ми­ре – в Ие­ру­са­ли­ме, Свя­щен­ном гра­де, и в Свя­той зем­ле, ко­гда при­дет вско­ро­сти наш пра­вед­ный Мо­ши­ах.

Книгу «С хасидской точки зрения. О еврейских праздниках» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле и других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Любовь в самый момент разрушения

Произошло это Девятого ава, в день взятия Иерусалима вавилонянами и разрушения первого Храма. Ясно, что эти ужасные события с очевидностью свидетельствовали о том, что Всевышний был в страшном гневе на народ Израиля и изливал на него Свою кипящую ярость. А «крувы» – о чем свидетельствовали они? О великой любви Всевышнего к Своему народу. Разве первое полностью не исключает второго? Разве наказание – выражение любви?!

С хасидской точки зрения. Три недели

С помощью тшува евреи могут добиться немедленного и полного искупления, так что уже наши дни могут стать днями радости и счастья. С помощью бейн а-мейцарим — периода, когда особенно ощутимо, сколь мы ограничены и сколь узкие пределы нам положены, — мы обретем «нахала бели мейцарим» — не ограниченное ничем наследство и духовное откровение, которое будет нам дано через праведного Мошиаха.