Лидер, изменивший жизнь людей, интеллектуал, находивший подход к каждому
Материал любезно предоставлен Chabad.org
7 ноября скончался раввин лорд Джонатан Сакс, бывший главный раввин Великобритании, известный философ, оратор и писатель, чьи многочисленные труды, посвященные изучению Торы и нравственной философии, вдохновляли множество людей и общин по всему миру и оказали на них огромной влияние. Ему было 72 года.
Джонатан Генри (Яаков Цви) Сакс родился в лондонском районе Ламбет в 1948 году и был старшим из четверых братьев в традиционной еврейской семье. До конца дней он говорил, что его всегда вдохновлял пример отца — торговца тканями, чье благочестие и вера компенсировали недостаток формального еврейского образования.
Сакс учился в лучших частных школах Великобритании и поступил в Кембриджский университет. Там он возглавил группу еврейских студентов в страшное время Шестидневной войны. В эйфории, последовавшей за поразительной победой Израиля, в душе Сакса и других еврейских студентов проснулось еврейское самосознание, гордость и ощущение цели и миссии.
В качестве студенческого лидера молодой ученый впервые встретился с хабадскими раввинами Шмуэлем Лью и Фейвишем Фогелем, которые часто приходили в университет, обучали и вдохновляли студентов‑евреев. Вместе с раввинами Сакс участвовал в организации первого хабадского Шабатона в Кембридже зимой 1968 года, положившего начало долгому сотрудничеству с движением «Хабад Любавич» по всему миру.
Хасидские активисты открыли подающему надежды философу новый мир. Он увлекся хасидской созерцательной молитвой и тем, как опыт молитвы изменяет сущность человека.
Студентом Сакс побывал в Нью‑Йорке. В конце путешествия он совершил трехдневную поездку на автобусе в Нью‑Йорк, чтобы встретиться — раввином Менахемом М. Шнеерсоном, благословенной памяти — и обсудил с ним различные вопросы религии, веры и философии. В конце беседы Ребе предложил Саксу активнее заниматься укреплением еврейского самосознания среди студентов и поощрением соблюдения ими религиозных традиций.
Эта встреча оказала большое влияние на молодого человека, и Сакс еще больше заинтересовался иудаикой и стал более религиозным. В Кембридже он раз в две недели устраивал у себя в комнате занятия Торой, которые вел Лью. Перед началом занятия они вдвоем изучали хасидское учение. Он окончил университет, получив диплом с отличием по философии. Годом позже он отправился в Израиль учиться в Кфар‑Хабаде — это был его первый опыт обучения в ешиве.
«Ребе дал мне импульс вести за собой людей»
После выпуска из Кембриджа Сакс вновь встретился с Ребе и в письме спросил его, стоит ли ему стать экономистом, адвокатом или заняться изучением философии. Ребе соединил все три варианта и предложил Саксу стать раввином в общине, а впоследствии готовить других раввинов. Больше, чем кто‑либо другой, писал позднее раввин Сакс, «Ребе дал мне импульс вести за собой людей». Он называл Ребе одним из величайших еврейских лидеров «не только нашего времени, но и всех времен».
Продолжая работать над диссертацией по философии в Оксфорде и Кингс‑колледже, Сакс окончил лондонский Джуз‑колледж под руководством раввина Нахума Рабиновича и ешиву Эц‑Хаим, получил звание раввина и начал трудиться на этом поприще.
Кроме того, он регулярно принимал участие в занятиях по хасидизму, организованных раввином Нахманом Судаком, позднее возглавившим британское отделение Хабад Любавич.
В ответ на призыв Ребе 1971 года больше изучать Тору, он начал еженедельно пересказывать наиболее глубокие высказывания Ребе о сочинениях Раши на более простом и доступном английском языке. Эта работа легла в основу его первой книги: «Исследования Торы». Позднее он стал автором более 30 книг и сотен статей. Он публиковал работы по различным вопросам Торы, современного иудаизма, нравственности и этики. Со многими его сочинениями можно познакомиться на сайте Chabad.org.
На личном уровне его всегда тянуло к языкам, искусству и музыке. Он рассказывал, что однажды спросил Ребе, не помешает ли его растущая любовь к хасидизму Хабада этим увлечениям. Ребе ответил, что наоборот, они разовьются настолько, что легко компенсируют все, от чего ему придется отказаться ради соблюдения алахи.
Общинный лидер и «раввин раввинов»
В 1978 году по предложению Ребе он возглавил общину, и его назначили раввином лондонской синагоги Голдерс‑Грин. Поскольку в то время он еще учился, Объединению синагог пришлось сделать уступку и вопреки правилам позволить Саксу выполнить желание Ребе и одновременно обучать молодых раввинов и возглавлять общину.
В 1983 году он стал раввином синагоги Вестерн‑Марбл‑Арч в центральном Лондоне и занимал эту должность до 1990 года. В 1984–1990 годах раввин Сакс также возглавлял Джуз‑колледж.
Опять‑таки по совету Ребе с 1991 по 2013 год он был главным раввином Объединения еврейских общин Британского содружества, а в октябре 2009 года занял место в Палате лордов.
На церемонии в честь получения титула в 1991 году он сказал, что надеется возглавить возрождение британского еврейства, стимулом которому послужит «любовь к каждому еврею, любовь к изучению Торы, любовь к Богу, искренняя преданность британскому обществу и беспрекословная связь с Израилем».
Внимательный историк заметит, что он почти буквально повторил слова, сказанные его учителем Ребе за 40 лет до того, когда он встал во главе движения. Ребе сказал, что его руководство будет основано на тех же трех «любовях». И действительно, при Саксе еврейское образование в Великобритании расцвело, в полных еврейских школах стало учиться больше детей, открылись новые школы.
Воспользовавшись изобретенной Ребе моделью центров Хабад Любавич, во главе которых почти всегда стоит команда из мужа и жены, он сделал так, что общины, находившиеся под его началом стал возглавлять не просто раввин, а «раввинская чета», и оба супруга использовали свои таланты и способности на благо общины.
Универсальный голос нравственности
Оставив пост главного раввина, Сакс расширил сферу деятельности, которая затрагивала теперь не только еврейскую общину Великобритании. Он сравнивал себя с автомобилем, который выехал из города на трассу, освободившись от городского трафика и его ограничений.
Он всегда оставался ученым и получил пост международного почетного профессора на кафедре еврейской мысли имени Ингеборг и Айры Реннертов и профессора кафедры еврейской мысли имени семей Крессель и Эфрат в Иешиве‑Университете. Он также занимал пост профессора права, этики и библеистики в лондонском Кингс‑колледже, в 2016 году был удостоен премии Темплтона за труды в области духовной стороны жизни и работал в Центре прав человека имени Рауля Валленберга.
Следуя призыву Ребе проповедовать семь заповедей сыновей Ноевых и учение Торы, которое применимо ко всему человечеству, он стал выступать на «Би‑Би‑Си», где получил известность как голос нравственности и разума в неспокойном мире.
Красноречивый и убедительный оратор, который умел говорить почти на любую тему с авторитетом, заслуженным глубокой научной и духовной работой, он нес покой и надежду в мире нарастающего исламского радикализма, распада традиционной семьи и продолжающегося кризиса традиционных институтов.
В связи с его кончиной принц Чарльз сказал, что ушел «лидер, чья мудрость и образованность не имели себе равных… [чей] пророческий голос говорил о величайших проблемах с неизменной прозорливостью и безграничным состраданием».
В похожем ключе отозвался о Саксе и бывший премьер‑министр Великобритании Тони Блэр: «Джонатан был удивительным другом, уважаемым наставником, невероятно глубоким философом и, разумеется, религиозным лидером, снискавшим уважение далеко за пределами еврейской общины и далеко за пределами Британских островов. Он оказал огромное влияние и оставил богатое наследие».
К словам соболезнования Блэра присоединились религиозные и политические лидеры многих стран мира, а также многочисленные последователи Сакса, следившие за его деятельностью в интернете.
О раввине Саксе скорбят близкие: жена Элейн Тейлор Сакс, трое детей — Джошуа, Дина и Гила — и 9 внуков. Пережили его и три брата: Брайан Сакс, Алан Сакс и Элиот Сакс. 
Оригинальная публикация: Rabbi Lord Jonathan Sacks, 72, Former Chief Rabbi of Great Britain