Дом учения: Учение хасидизма

Раскрытие сокровенного: «И пришел Амалек, и воевал народ Израиля в Рефидим»

Йосеф Менделевич 5 февраля 2025
Поделиться

Слово «Рефидим», кроме названия местности, может означать «ослабли руки». Наши мудрецы говорят, что в Рефидим они потеряли надежду получить Тору. А почему они вообще надеялись на это? Дело в том, что еще в Египте Моше сообщил им, что они будут служить Ашему у Божьей горы. Мидраш Шир а‑ширим (раздел 2–3) упоминает, что Моше им обещал: когда подойдут к Ям‑Суф, уже все произойдет.

Их ошибка состояла в неправильном расчете и, самое главное, — в результате этого в утрате надежды. Пребывая в унынии, они полагали, что не заслужили права получения Торы. Безусловно, такое состояние является проступком, даже грехом неверия в Ашема.

Задачей еврея является выполнение того, что ему вменено в обязанность, — мицвот. Если человек выполняет все, что ему повелел Ашем, он становится Его посланцем. Гемара говорит, что посланец становится подобен тому, кто его послал, то есть Ашему; необходимо только выполнять все в точности. В тот момент, когда задание будет выполнено неукоснительно, исполнитель станет посланцем Ашема и подобным Ему, то есть желание исполнителя будет возможным. Поэтому человек не должен высчитывать срок наступления обещанного, это непредсказуемо. Нет также и возможности оценить степень вероятности, что обещанное будет выполнено. Ибо оценочный коэффициент не дифференцируется по степени выполнения от 0 до 100. Это или 0, или 100. Даже если до 100% выполнения указания Ашема не хватает какой‑то малой величины, задача не выполнена. Тем не менее в любой момент эта малая величина может быть достигнута, что сразу приведет к выполнению задачи на все 100%.

Этот подход отличается от двух общепринятых вариантов понимания ожидания награды (обещанного). Мы обычно полагаем, что обещанное является платой за выполненное задание или же абсолютным подарком (Хесед). Предложенный подход является комбинацией двух форм. С одной стороны, необходимо прилагать постоянные усилия для выполнения поставленной задачи, и до достижения поставленной цели не ощущается приближение времени исполнения обещанного. С другой стороны, в момент достижения 100% происходит скачкообразный переход в другое измерение, подобное неограниченной способности Ашема. (Так как в этот момент исполнитель уподобляется Ашему.)

С точки зрения такого подхода сыны Израиля были не правы, когда, не получив обещанного, впали в уныние. До этого момента они полагали, что обещанное — получение Торы — наступит без учета их состояния. Когда этого не произошло, они решили, что обещанное будет наградой за само исправление. Оценив свои возможности к самому исправлению и свой уровень, они вновь впали в уныние, потеряв надежду.

Потеря надежды, потеря веры в обязательное выполнение обещанного является грехом неверия. Это равноценно неверию. Когда человек нечестен в мерах весов (продавец), он вскрывает свое неверие в Ашема. Сказали наши мудрецы: «Если ты обманываешь в мерах веса, ожидай, что придет враг — Амалек. Амалек — это воплощение лжи. Тот, кто лжет или не верит в справедливость Ашема, приглашает на свою голову Амалека».

После битвы Йеошуа с Амалеком сказано: «Разбил Йеошуа Амалека». Раши комментирует: «Разбил, но не перебил». Понятно, что Йеошуа действовал не по своему усмотрению, а по указанию свыше. И это можно объяснить. Ведь порядок действий израильского народа таков: вступить в Страну Израиля, назначить царя, разбить Амалека, построить Бейт а‑микдаш. То есть время уничтожения Амалека тогда еще не наступило. Нельзя содрать кожуру, не повредив плод.

Таким же образом можно понять поведение царя Шауля в битве против Агага и его амалекитянского воинства. Ведь сказано, что война с Амалеком идет из поколения в поколение. Поэтому, рассудил Шауль, если он убьет царя Агага, то с кем же будут воевать последующие поколения?

Из обличения пророка Шмуэля мы понимаем, что Шауль считал себя недостойным и не мог принять решение стереть память об Амалеке. Из этого обличения можно понять, что пророк требует от царя, чтобы он чувствовал себя посланником Ашема, который уподобляется Ему, поэтому в выполнении Его приказов нет никаких ограничений. Но поскольку Шауль не выполнил повеления окончательно уничтожить Амалека, тот выжил и явился вновь во времена Эстер и Мордехая.

Появление Амалека в этот период было неслучайным и произошло по той же самой причине, по которой он появился впервые — в силу неверия в свои возможности.

Евреи пришли на пир Ахашвероша, потому что разуверились в возможности восстановления Храма — ведь прошло уже 70 лет, и Ашем их не возвратил. Значит, думали они, они этого не заслужили (по трактату Мегила, 12:2).

Разгром Амана вновь вселил в них веру в собственные силы. С этого момента началось возвращение в Израиль. Важный урок для нашего поколения.

Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Раскрытие сокровенного: Зачем нужны три знака, которые Ашем дает Моше у тернового куста

Впервые в Торе сыны Израиля упоминаются не как индивидуумы, а как одно целое. Так «говорит Ашем Моше: “Я видел мучения народа Моего и спустился спасти его из рук Египта и вывести его из этой страны в страну, текущую молоком и медом”» (Шмот, 3:7). Ибо только Страна Израиля действительно объединяет народ. Более того, это страна святости, а святость есть жизнь. К тому же Эрец‑Исраэль связана с высшим миром, поэтому там присутствует особая жизненная сила

Раскрытие сокровенного: Что за Имя Ашема хотел узнать Моше и зачем ему это знание?

Все, что происходило при Исходе, явилось частью плана Творения, и поэтому знамения чудесного порядка не свидетельствуют о недостаточности Творения. На вопрос Моше, достойны ли сыны Израиля выйти из Египта, Ашем признает, что они не заслужили, однако, по словам Раши, сказал: «Есть у Меня задача: через три месяца они должны служить Мне здесь на горе Синай». Дарование Торы является завершением Творения. Как говорит мидраш, если бы в мире не оказалось народа, который был бы готов принять и реализовать Тору, то мир бы исчез

Раскрытие сокровенного: «Приди к фараону»

Мудрецы говорят, что одной из причин, по которой сыны Израиля, и особенно Йосеф, оказались в Египте, являлась необходимость собрать искры Божественного света, которые после Творения оказались в Египте. Это так называемые рапах = 288 искр. В Берешит рассказывается о его деятельности в Египте: он свозил во дворец фараона серебро, которое выручил у египтян, продавая им излишки зерна