Дом учения: Учение хасидизма

Раскрытие сокровенного: Хок — это непреложный закон, который не подлежит объяснению

Йосеф Менделевич 21 мая 2025
Поделиться

Тора не приводит обоснований того или иного хок, в отличие от другого вида законов под названием мишпат, под которым чаще всего понимается соблюдение различных аспектов Алахи.

Мидраш объясняет, что вступительная часть раздела «Если будете ходить по Моим законам» означает их неукоснительное изучение, так как дальше об этом сказано: «соблюдать и выполнять». Следовательно, единственное значение, которое еще осталось незадействованным, — «это усиленно изучать». Тем не менее остается вопрос: почему для обозначения понятия «закон» Тора выбрала слово хок, а не мишпат.

Ответ, очевидно, заключается в том, что выполнение хок требует безусловной веры. Грех Адама Ришона состоял в том, что он поставил под сомнение слова Ашема, когда Он повелел не есть с Древа познания добра и зла. И тогда Нахаш вселил в Адама сомнение, некоторую интеллектуальную эквилибристику: «А может быть, Он так сказал, потому что я могу стать подобным Ему?»

Поэтому возвращение возможно только в том случае, если Адам = народ Израиля вернется к бесхитростной вере. Действительно, так и произошло при получении Торы на Синае. Об этом свидетельствует декларация «выполним, не задумываясь».

Дело в том, что в человеке есть две силы — разум и сердце. От Адама требуется выполнять волю Ашема, отстранив разум. Вообще, сыны Израиля наделены острым разумом, и это не позволяет нам быть едиными. Только при отстранении ума, нашего эго, мы способны быть едиными, что и проверяется исполнением хок.

В Торе пять раз приводится имя Элияу без конечного «о», и в то же время имя Яаков приводится с «о». Поэтому и говорят, что Яаков взял у Элияу букву «о» под залог. В чем смысл этого «залога»? Дело в том, что Элияу является предвестником прихода Машиаха, и поэтому он проверяет, достигли ли сыны Израиля уровня, который свидетельствует о полном исправлении греха Адама Ришона?

Мудрецы, в частности Рамбан, поясняя слова о том, что выполнение хок приводит к награде, полагают, что это относится ко временам Машиаха.

Именно поэтому в разделе Бехукотай книги Ваикра встречается имя Яаков с этим «взятым в залог» у Элияу «о». Яаков опасался, что Элияу будет слишком строг к Израилю на этом проверочном экзамене. Ведь Элияу представляет собой мерило истины — Дин. Поэтому Яаков забрал у Элияу на всякий случай букву «о», словно говоря: «Ты, Элияу, и сам несовершенен без “о”, как же ты можешь беспристрастно судить Израиль». Таким образом, есть гарантия, что Элияу будет не столь придирчивым в оценках.

«О» — это буква вав в Имени Ашема, которая выражает связь между высшими мирами и нашим миром, не случайно по названию и форме она называется основой мироздания и «цадик». Только в том случае, если есть цадик как результат чистой связи между разумом и царством (Мальхут), может родиться Машиах.

«И более не буду отвергать вас [испытывать отвращение]» (Ваикра, 26:11). Дело в том, что в момент дарования Торы сыны Израиля не смогли вынести интенсивность излучения Божьего света и поэтому оттолкнулись от него на расстояние 12 миль. Это и есть «отвращение» от Ашема, когда величие Его непереносимо в чрезмерной близости. Однако процесс воспитания и духовного роста постоянно приближает Израиль к тому состоянию, которое будет во время прихода Машиаха, когда станут возможны близость к Нему и восприятие Его света, несущего информацию Божественного порядка.

«По законам моим идите». Раши объясняет, что этой фразой указывается на усиленное изучение Алахи, восприятие ее как образа жизни. Однако тут же говорится и о двух других составляющих занятий Торой — сохраняйте внутреннее усвоение Торы (так, чтобы она стала частью вашего существа) и исполняйте. Ведь чистое знание, даже являясь результатом упорной учебы, без выполнения требований Торы лишено смысла. Таким образом, эти три составляющие соответствуют трем частям человеческой души.

Знание Торы, безусловно, связано с нешамой, усердное изучение Торы относится к нефеш, а выполнение законов Торы исправляет тело человека и указывает реальное приложение этих трех сил, стремится к устранению препятствий, приближению к Шхине и достижению благоденствия. Устранение препятствий — это устранение врагов, диких животных и легкость победы над ними. Физическое благоденствие выражается в обещании плодородия земли и обилии потомства. А близость к Шхине — в словах Торы (26:11, 12): «Установлю Шхину мою в среде вашей и буду передвигаться среди вас и стану вам Элоим».

Обещание устранения врагов дает ощущение покоя для нефеш; обилие и благоденствие — совершенство материального, тела; присутствие Шхины достижение совершенства нешама.

Аризаль пишет, что усиленное изучение Торы («до седьмого пота») изгоняет все силы, которые мешают и отвлекают от изучения Торы. А знание Торы превращает человека (сына Израиля) в неотъемлемую часть Ашема. Ведь известно, что Тора и Ашем — это одно и то же (Бааль сулам; Й.‑Л. Ашлаг). Это и означает двекут — «прилепиться» к Ашему.

Можно также проследить, как выполнение этих трех составных частей связи с Торой приводит к полноте использования потенциала, заложенного в праздниках. В Песах, исполняя все заповеди пасхальной трапезы, мы удостаиваемся обилия. Ведь праздник Песах выпадает на время созревания урожая. Получение Торы на праздник Шавуот соответствует получению жизненных сил, так как Тора — это Древо жизни. А в Суккот нам дается обилие потомства, так как в этот праздник судом устанавливается количество живительной влаги, включая и мужское семя.

То же можно сказать о рош ходеш, в который приносится жертва, соответствующая козлу отпущения. Так же как и в Йом Кипур, этот козел уносит на себе все проступки чистого народа, так как они совершены не по вине Израиля. Шабат — это, безусловно, связь со Шхиной Ощущаемое присутствие Ашема в нашем мире. , а праздники йом тов (кроме праздников восхождения) — это источник изобилия, так как все, что сделал человек в йом тов, остается с ним как его наработка (в отличие от шабата, в котором нет сохранения дополнительной души, спускающейся к нам в шабат).

Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Раскрытие сокровенного: Три месяца от Исхода до Дарования Торы — нисан, ияр, сиван

В месяц ияр, когда они шли по пустыне, их связь с Ашемом стала ослабевать — они могли только слышать Его, но не видеть. Это время является наиболее серьезным испытанием, потому что человек может подумать, что Ашем оставил его. Но нет! Говорит пророк Миха: «Когда я сижу во тьме, Ашем мой свет»

Раскрытие сокровенного: Освящение Мишкана на восьмой день

Сказано, что Моше установил Мишкан. Но ведь он был не один, над возведением Мишкана работало много людей. Поскольку Моше, как мы уяснили ранее, являлся эквивалентом шабата, то он и сосредоточивал в себе всю работу, которую выполняли все сыны Израиля. Это подобно тому, что при сборе приношений для строительства золото, серебро и прочее несли к Моше, а он поднимал эти приношения на духовный уровень

Раскрытие сокровенного: Четыре вида жертвоприношений

Четыре вида греховности соответствуют четырем цивилизациям: Вавилон — кровопролитие; Парас; Греция воплощает в себе борьбу против веры Израиля; Рим — все, что связано с преступлениями языка. Современная цивилизация — это власть СМИ, которые распространяют все указанные преступления в вербальном (речевом) и изобразительном виде, — является продолжением римской цивилизации, девиз которой, как мы помним: «Хлеба и зрелищ»