Дом учения: Слово раввина

Правила движения на всю жизнь

Берл Лазар 22 августа 2016
Поделиться

Одна из главных сегодняшних проблем — и во всем мире, и у нас в России — необходимость поднимать уровень образования. Технический прогресс постоянно ускоряется, количество получаемой информации растет в геометрической прогрессии. А самым большим богатством оказывается не золото, не нефть, а интеллектуальный потенциал — именно он обеспечивает благосостояние развитых государств.

Единственный способ наращивать и поддерживать свои знания — постоянно учиться. Школа, потом университет, потом различные курсы повышения квалификации… Чтобы человек ответственно относился к учебе, он сдает всевозможные экзамены. Но, увы, после экзаменов настает пора каникул и многое из полученных знаний забывается. Помню, у нас в школе была такая шутка: «На выходе из экзаменационной аудитории висит специальный магнит: пройдешь под ним, и он из тебя все знания высосет!»

Шутки шутками, а мишна из «Пиркей Авот» предостерегает очень серьезно: «Тот, кто забудет хотя бы одно слово из того, что он учил, подвергает опасности свою жизнь». И далее: «Человек не приводит душу свою к гибели только в том случае, если будет хранить выученное в сердце своем». Так что от этого магнита над дверью хорошо бы держаться подальше.

Однако сразу возникает вопрос: почему наши мудрецы говорят о таком суровом наказании за забывчивость — вещь вполне естественную и повсеместно распространенную? И еще один вопрос: разве это вообще возможно — не забывать? Что делать, чтобы сохранять в памяти все полученные знания?

Чтобы ответить на первый вопрос, давайте вспомним: в истории нашего народа получение знаний всегда занимало особое место. Наши мудрецы прямым текстом говорили, что знания, изучение Торы — это вся наша жизнь. И в этом есть логика: чтобы жить, надо понимать, как жить, и Б‑г дал нам эти инструкции — Тору. Соответственно, тот, кто уходит от знания, теряет путь в жизни и имеет все шансы заблудиться, свалиться в овраг или еще похуже. Известный хасид Мендл Футерфас недаром сравнивал изучение Торы с уроками правил дорожного движения: «Красный — стой, зеленый — иди! Забудешь — попадешь под машину».

Эта параллель позволяет нам ответить и на второй вопрос — что делать, чтобы не забывать выученное. Для начала надо отдавать себе отчет в том, насколько это важно для тебя самого. Конечно, если человек учится, чтобы получить диплом, для него важен диплом, а не знания: он сдаст экзамены и всё забудет. А тот, кто понимает, что полученные знания помогут ему прожить жизнь, избежать опасностей, преодолеть все вызовы, тот полученные знания будет хранить самым тщательным образом. Мы не забываем правила дорожного движения потому, что понимаем их необходимость для выживания на дорогах. А ведь Тора — это, если хотите, правила движения на всю жизнь!

Но есть еще один важный способ тренировки памяти: как учит пословица, «повторение мать учения». В Талмуде приводятся рассказы о раввинах, которые каждую тему повторяли 30 дней подряд и только потом переходили к изучению следующего вопроса. А еще один раввин, комментируя слова пророка Малахи: «Тогда снова увидите различие между служащим Б‑гу и не служащим Ему», сказал так: «Кто не служит — повторяет сто раз, а кто служит — сто один!» И, когда изумленный ученик спросил, неужели сто раз недостаточно, объяснил, что главное — повторять «сверх обычного». Обычный человек учится ради себя — чтобы получить диплом и хорошую работу. Он повторяет столько раз, сколько ему надо, чтобы запомнить. Если же учеба — служение не себе, а Б‑гу, мы не просто повторяем, а приучаем себя повторять больше, чем принято. Это становится знаком того, насколько важна для нас информация, которую мы усваиваем. Ведь нет ничего более важного, чем служение Б‑гу!

Именно поэтому Рамбам, отвечая на вопрос, до какого возраста надо учиться, цитировал книгу Дварим (4:9): «Во все дни твоей жизни». Ведь служение Б‑гу — это срок от рождения и до ухода из этого мира. Кроме того, человек тем и отличается от животного, что у него есть интеллект, который нуждается в постоянном развитии.

Кстати, медики доказали, что люди, продолжающие учиться в пожилом возрасте, существенно снижают для себя опасность возникновения многих геронтологических заболеваний. Например, риск развития болезни Альцгеймера у них на 70% ниже, чем у их ровесников, не заботящихся о приобретении новых знаний.

А мудрецы Талмуда знали это много веков назад! Ведь сказано: «Человек ученый чем больше стареет, тем больше набирается мудрости; а невежда — чем больше стареет, тем больше теряет рассудок».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Бехукотай». Отвержение отвержения

Утверждение, будто Б‑г отвергает Свой народ за то, что этот народ отверг Его, — нечто немыслимое в контексте авраамического монотеизма. Б‑г держит Свое слово, даже если другие не держат своего слова. Б‑г не бросает и никогда не бросит Свой народ. Завет с Авраамом, обретший конкретное содержание на горе Синай и с тех пор возобновляемый во все критические моменты истории Израиля, по‑прежнему в силе, он остается прочным, безоговорочным, нерушимым.

Происхождение букв и чисел согласно «Сефер Йецира»

До сих пор все попытки установить возраст и авторство «Сефер Йецира» не увенчались успехом. Еврейская традиция утверждает ее Б‑жественное происхождение: она была передана Г‑сподом Адаму, а затем Аврааму... Мир, который Авраам и его учитель Сим смогли сформировать после трех лет изучения «Сефер Йецира», можно понимать как мир букв. Действительно, об изобретении письма в древности говорили как о сотворении Вселенной.

С молитвой по жизни

Один царь заблудился в лесу и чуть не умер, но встретил троих охотников, которые вывели его в город. Просите, что хотите, сказал царь, все обещаю вам дать! Первый охотник попросил просторный дом, и тут же его получил. Второй захотел много денег, и его тут же отвели в хранилище казны: бери сколько унесешь. А третий хитро улыбнулся и сказал: «Мне ничего не надо, все есть, одного только прошу: чтобы каждый день встречаться с царем и что‑нибудь просить. А лучше три раза в день…»