Дом учения : Слово раввина

Правила движения на всю жизнь

Берл Лазар 22 августа 2016
Поделиться

Одна из главных сегодняшних проблем — и во всем мире, и у нас в России — необходимость поднимать уровень образования. Технический прогресс постоянно ускоряется, количество получаемой информации растет в геометрической прогрессии. А самым большим богатством оказывается не золото, не нефть, а интеллектуальный потенциал — именно он обеспечивает благосостояние развитых государств.

Единственный способ наращивать и поддерживать свои знания — постоянно учиться. Школа, потом университет, потом различные курсы повышения квалификации… Чтобы человек ответственно относился к учебе, он сдает всевозможные экзамены. Но, увы, после экзаменов настает пора каникул и многое из полученных знаний забывается. Помню, у нас в школе была такая шутка: «На выходе из экзаменационной аудитории висит специальный магнит: пройдешь под ним, и он из тебя все знания высосет!»

Шутки шутками, а мишна из «Пиркей Авот» предостерегает очень серьезно: «Тот, кто забудет хотя бы одно слово из того, что он учил, подвергает опасности свою жизнь». И далее: «Человек не приводит душу свою к гибели только в том случае, если будет хранить выученное в сердце своем». Так что от этого магнита над дверью хорошо бы держаться подальше.

Однако сразу возникает вопрос: почему наши мудрецы говорят о таком суровом наказании за забывчивость — вещь вполне естественную и повсеместно распространенную? И еще один вопрос: разве это вообще возможно — не забывать? Что делать, чтобы сохранять в памяти все полученные знания?

Чтобы ответить на первый вопрос, давайте вспомним: в истории нашего народа получение знаний всегда занимало особое место. Наши мудрецы прямым текстом говорили, что знания, изучение Торы — это вся наша жизнь. И в этом есть логика: чтобы жить, надо понимать, как жить, и Б‑г дал нам эти инструкции — Тору. Соответственно, тот, кто уходит от знания, теряет путь в жизни и имеет все шансы заблудиться, свалиться в овраг или еще похуже. Известный хасид Мендл Футерфас недаром сравнивал изучение Торы с уроками правил дорожного движения: «Красный — стой, зеленый — иди! Забудешь — попадешь под машину».

Эта параллель позволяет нам ответить и на второй вопрос — что делать, чтобы не забывать выученное. Для начала надо отдавать себе отчет в том, насколько это важно для тебя самого. Конечно, если человек учится, чтобы получить диплом, для него важен диплом, а не знания: он сдаст экзамены и всё забудет. А тот, кто понимает, что полученные знания помогут ему прожить жизнь, избежать опасностей, преодолеть все вызовы, тот полученные знания будет хранить самым тщательным образом. Мы не забываем правила дорожного движения потому, что понимаем их необходимость для выживания на дорогах. А ведь Тора — это, если хотите, правила движения на всю жизнь!

Но есть еще один важный способ тренировки памяти: как учит пословица, «повторение мать учения». В Талмуде приводятся рассказы о раввинах, которые каждую тему повторяли 30 дней подряд и только потом переходили к изучению следующего вопроса. А еще один раввин, комментируя слова пророка Малахи: «Тогда снова увидите различие между служащим Б‑гу и не служащим Ему», сказал так: «Кто не служит — повторяет сто раз, а кто служит — сто один!» И, когда изумленный ученик спросил, неужели сто раз недостаточно, объяснил, что главное — повторять «сверх обычного». Обычный человек учится ради себя — чтобы получить диплом и хорошую работу. Он повторяет столько раз, сколько ему надо, чтобы запомнить. Если же учеба — служение не себе, а Б‑гу, мы не просто повторяем, а приучаем себя повторять больше, чем принято. Это становится знаком того, насколько важна для нас информация, которую мы усваиваем. Ведь нет ничего более важного, чем служение Б‑гу!

Именно поэтому Рамбам, отвечая на вопрос, до какого возраста надо учиться, цитировал книгу Дварим (4:9): «Во все дни твоей жизни». Ведь служение Б‑гу — это срок от рождения и до ухода из этого мира. Кроме того, человек тем и отличается от животного, что у него есть интеллект, который нуждается в постоянном развитии.

Кстати, медики доказали, что люди, продолжающие учиться в пожилом возрасте, существенно снижают для себя опасность возникновения многих геронтологических заболеваний. Например, риск развития болезни Альцгеймера у них на 70% ниже, чем у их ровесников, не заботящихся о приобретении новых знаний.

А мудрецы Талмуда знали это много веков назад! Ведь сказано: «Человек ученый чем больше стареет, тем больше набирается мудрости; а невежда — чем больше стареет, тем больше теряет рассудок».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Праздник Суккот

Праздник Суккот, о котором в Торе сказано: «…в шалашах поселил Я сынов Израиля…» (Ваикра, 23:43), не отмечен каким-либо событием, связанным с исходом из Египта. В те дни, когда мы празднуем Суккот, с нашими праотцами в пустыне не произошло ничего примечательного. И вообще, их жизнь в шалашах не связана с чудом и сама по себе не была значительным событием, память о котором стоило хранить на протяжении многих поколений.

Уроки лидерства

Иудаизм был и остается великой мировой религией протеста. Герои веры не приемлют сущего. Они протестуют. Они бросают вызов самому Г‑споду. Авраам сказал: «Разве Судья всей земли не поступит по справедливости?!» (Берешит, 18:25). Моше сказал: «Зачем Ты навел беду на этот народ?» (Шмот, 5:22). Вот как Г‑сподь желает, чтобы мы отвечали. Иудаизм—это призыв Г‑спода к человеческой ответственности. Высшая награда—стать партнером Б‑га в деле сотворения мира.

Канун Дня искупления. Законы и обычаи

Дни трепета, десятидневный период с Рош а-Шана до Йом Кипура, не случайно получили такое название. В это время решается судьба каждого человека на наступивший год, и религиозные евреи пытаются «зарекомендовать» себя с хорошей стороны. Кульминация этого периода — Йом Кипур, когда вынесенный каждому приговор утверждается Небесным судом, и к этой дате стараются подойти в полной готовности, так сказать, в лучшей форме. Это нашло отражение в еврейском законодательстве — с кануном Йом Кипура, девятым числом месяца тишрей, связано много законов и обычаев, о которых пойдет речь ниже.