Послания Любавичского Ребе

Hoax: получить награду за всех

1 ноября 2019
Поделиться

«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы. Беседы адаптированы для широкого читателя. Чтобы глубоко ознакомиться с ними, а их 36 томов на иврите и идише, необходимо обратиться к оригиналам. Однако мы надеемся, что и наши публикации будут полезны заинтересованным читателям.

Глава «Hoax» повествует о грустных событиях: о потопе, уничтожившем все существующее; о людях «поколения раздора», вздумавших построить Вавилонскую башню, чтобы «достать до Б‑га»; о наказании, посланном им за это Б‑гом. Но заканчивается глава радостным событием, рождением «первого еврея» — Авраама. О нем сказано в Мишне (Пиркей овойс): «От Ноаха до Авраама десять поколений… все поколения гневили [Б‑га] и уходили, пока не пришел праотец наш Авраам и получил награду за всех». Более чем странная фраза! Какую награду мог получить Авраам? Ведь все эти поколения «гневили [Б‑га], пока Он не привел на них воды потопа». О какой награде идет речь?

Между двумя этими поколениями, поколением потопа и поколением раздора, существовала значительная разница. Люди поколения раздора бунтовали против Всевышнего, но делали это на редкость дружно, царили между ними мир и благодать, «один язык и единые слова». Поколение же потопа, хоть и не бунтовало против Творца, грешило ненавистью между людьми.

Эта разница наложила свой отпечаток и на ниспосланное на эти поколения наказание. Поскольку грехом людей поколения потопа были отношения между собой, в рамках материального мира, то и наказание их касалось этого мира — они были сметены с лица земли. А поколение раздора, чьи грехи находились в области отношений человека с Б‑гом, было наказано не в этом мире, а в грядущем, у него нет удела в будущем.

Гюстав Доре. Смешение языков. 1868

Пусть редкое единодушие в поколении раздора служило греховным целям, но само по себе оно заслуживает уважения и награды. Очевидно, что грешное поколение эту награду получить не могло, ведь оно бунтовало против Всевышнего и потеряло удел в будущем мире. Невостребованная же награда осталась.

Именно эту награду и получит Авраам. Благодаря своему беспрецедентному милосердию и любви к созданиям Б‑жьим, он приблизил тысячи этих созданий к истине. Он даже молил Всевышнего о прощении жителей Содома. Отличившись таким отношением к людям, он заслужил награду не только за свое добро, но и за то самое единодушие людей поколения раздора.

Этого не произошло с Ноахом. Он не получил награды за предыдущие поколения по двум причинам. Во‑первых, не было среди людей этих поколений единства. Более того, они ненавидели друг друга. Во‑вторых, и самому Ноаху не было дела до людей своего поколения. Он занимался собой, своей праведностью и не думал молиться за своих ближних.

Очень важный урок, который мы можем извлечь из этой главы, касается нашего отношения к окружающим. Часто мы слышим объяснение бесчеловечных отношений некоторых людей друг к другу: «Этот человек не заслужил ничего иного». Формально это порой кажется справедливым, но если мы ждем от Всевышнего особого отношения к себе, не обязательно заслуженного (от которого мы можем только пострадать), нам стоит «показать пример».

(Опубликовано в № 79, ноябрь 1998)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Уроки Торы I. Ноах

Беседа объединяет два урока, которые можно извлечь из этой главы Торы. Один — добродетель Шема и Яфета, проявившаяся в том, что они прикрыли наготу своего отца и при этом не смотрели на него, второй — использование в тексте длинного эвфемизма вместо слова «нечистый», из чего мы учимся необходимости говорить деликатно.

Уроки Торы I. Берешит

В библейском описании сотворения мира поражает своей загадочностью одна деталь — свет, созданный раньше всего остального, созданный тогда, когда не существовало еще ни единого творения, способного им воспользоваться. Объяснение, данное нашими мудрецами, лишь добавляет таинственности, ибо они говорят, что первозданный свет был сразу же сокрыт и предназначен «для праведников в грядущем мире». Беседа Ребе разрешает это противоречие и объясняет, какое значение имеет рассказ о сотворении мира для каждого отдельного человека и для выбора им своего жизненного пути.

Брейшис: не терять ни одной минуты

Наши мудрецы говорят: «Не создал Всевышний в мире ничего просто так». Любой предмет, любое умение, каждая минута представляются совершенно необходимыми. Если в секунду, которая осталась до начала Субботы, можно еще что‑то сделать, учит нас Всевышний, надо ее использовать максимально.У каждого человека есть свое призвание, свои обязанности. Пропустив хоть одну минуту, не употребив ее для реализации своих способностей, он тем самым приводит к тому, что эта созданная Б‑гом минута создана Им напрасно.