Послания Любавичского Ребе

Брейшис: не терять ни одной минуты

25 октября 2019
Поделиться

«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы. Беседы адаптированы для широкого читателя. Чтобы глубоко ознакомиться с ними, а их 36 томов на иврите и идише, необходимо обратиться к оригиналам. Однако мы надеемся, что и наши публикации будут полезны заинтересованным читателям.

В главе Брейшис подробно рассказывается, как Всевышний создал мир за шесть дней. Заканчивается повествование об этом словами: «И завершил Всесильный в седьмой день дело Свое, которое Он созидал…» (Брейшис, 2:2).

Из этих слов на первый взгляд следует, что Всевышний закончил свою работу в седьмой день, в святую Субботу. Раши комментирует эти слова так: «Человек, который не знает своих часов и минут, должен добавить от будничного к святому. Но Б‑г, который знает Свои часы и минуты, входит в Субботу как волосок… И кажется, будто в сам день вошел Он». Другими словами, комментарий Раши объясняет, что Всевышний был занят созданием до самого начала Субботы. Так что со стороны выглядело, как если бы Он работал в Субботу.

Но остается вопрос. Действительно, с точки зрения закона никакой запрет не был нарушен. Но зачем было ждать до последнего мгновения? Ведь рассказы Торы — не просто истории. Тора существует для того, чтобы научить нас, как действовать в различных жизненных ситуациях.

Возможный ответ заключается в том, что этим Всевышний хотел объяснить нам, насколько драгоценна каждая минута, как важно использовать ее полностью. Наши мудрецы говорят: «Не создал Всевышний в мире ничего просто так». Любой предмет, любое умение, каждая минута представляются совершенно необходимыми. Если в секунду, которая осталась до начала Субботы, можно еще что‑то сделать, учит нас Всевышний, надо ее использовать максимально.

У каждого человека есть свое призвание, свои обязанности. Пропустив хоть одну минуту, не употребив ее для реализации своих способностей, он тем самым приводит к тому, что эта созданная Б‑гом минута создана Им напрасно.

И еще один урок можно извлечь из «рассказа о времени Б‑га». Каждый из нас имеет возможность сообщить о себе: «Я один из миллионов, не самого высокого уровня, не сравнимый с гениями поколения, с великими предками. Чем моя деятельность может быть так уж полезна?» На это отвечает нам Тора: Всевышний входил в Субботу «на волоске», даже такая мелочь, как доля секунды, была для Него важна. Быть может, именно ваша, пусть, на первый взгляд, малозначительная, деятельность именно в эту минуту, в эту секунду необходима для цельности создания.

(Опубликовано в № 79, ноябрь 1998)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Уроки Торы I. Берешит

В библейском описании сотворения мира поражает своей загадочностью одна деталь — свет, созданный раньше всего остального, созданный тогда, когда не существовало еще ни единого творения, способного им воспользоваться. Объяснение, данное нашими мудрецами, лишь добавляет таинственности, ибо они говорят, что первозданный свет был сразу же сокрыт и предназначен «для праведников в грядущем мире». Беседа Ребе разрешает это противоречие и объясняет, какое значение имеет рассказ о сотворении мира для каждого отдельного человека и для выбора им своего жизненного пути.

Уроки Торы I. Ноах

Беседа объединяет два урока, которые можно извлечь из этой главы Торы. Один — добродетель Шема и Яфета, проявившаяся в том, что они прикрыли наготу своего отца и при этом не смотрели на него, второй — использование в тексте длинного эвфемизма вместо слова «нечистый», из чего мы учимся необходимости говорить деликатно.

Уроки Торы I. Лех-Леха

На первый взгляд кажется, что существует противоречие между названием недельной главы и ее содержанием. Ибо название главы, «Лех‑леха», означает, как разъясняется ниже, «иди к себе» и подразумевает продвижение Авраама к выполнению своей цели в жизни. Глава же повествует о целом ряде событий, произошедших с Авраамом, которые, казалось бы, отвлекали его от этой важной миссии. Беседа разрешает это противоречие путем глубокого анализа понятия «самореализация», или «подъем», применительно к еврею.