Письма о деловой жизни, достатке и заработке
28 хешвана 5715 года / 24 ноября 1954 года
<…> Очевидно, что нет необходимости подробно объяснять Вам , что каждый еврей и еврейка, молодые и старые, имеют предназначение и задачу, которую они должны исполнить в своей жизни. Эта задача, если говорить в общем, заключается в том, чтобы своими повседневными действиями наполнить мир светом, о котором сказано: «Заповедь — светильник, и Тора — свет» . После того как в последние годы множество евреев, и среди них лучшие из лучших, отдали свою жизнь, ответственность тех, кого Всевышний, в Своей милости, спас, многократно возросла. Поэтому совершенно очевидно, что ни один еврей не имеет права тратить время, и уж тем более сердце и разум, на вещи, которые не только не помогают, но, напротив, с большой вероятностью помешают выполнению его священной миссии и предназначения. Одной из таких вещей является проведение нескольких лет в колледже и особенно в университетском кампусе. Несмотря на то что в последнее время в некоторых колледжах, особенно в Нью‑Йорке, появились группы студентов‑ортодоксов, юношей и девушек (да поможет им Всевышний выйти оттуда неповрежденными!), по крайней мере, не хуже, чем они были, поступая в колледж, — у нас есть правило не полагаться на чудеса. Кроме того, очевидно, что колледж не поможет осуществлению подлинного внутреннего желания еврея — исполнить упомянутое выше жизненное предназначение. Поэтому даже для лучших из нас это станет неизбежной потерей времени и энергии.
Поэтому я искренне надеюсь, что Вы оставите эту затею, и не только потому, что, как Вы сказали своему отцу, решили последовать моему совету, но и потому, что поймете, что эта идея не соответствует Вашим подлинным мыслям и желаниям. Я также надеюсь, что Вы воспользуетесь своим влиянием на своих друзей, у которых, возможно, возникают похожие идеи, основанные на заблуждении, что это принесет им пользу. <…>
<…> Не в моих обычаях вступать в полемику… Однако в силу важности проблемы и всеобщего внимания, которое она привлекает, я счел, что в интересах общества мне следует прояснить свою позицию по ряду вопросов.
Я не предпринимал никаких «статистических научных исследований», связанных с обучением в колледже и его влиянием на еврейских студентов. Тем не менее на протяжении многих лет у меня было достаточно контактов с учащимися и выпускниками многих колледжей и университетов как США и Канады, так и других стран, чтобы утверждать, что я лично хорошо знаком с проблемой.
В данном вопросе не нужно никакой статистики. Факты говорят за себя. Пусть любой желающий посетит несколько колледжей или университетов (не в Нью‑Йорке), и он сам увидит, в скольких из них есть кошерная столовая (в самом кампусе или хотя бы неподалеку), сколько студентов придерживается законов кашрута во время своих трех, двух или одной ежедневной трапезы. Разумеется, теоретически еврейский студент может прожить четыре года академического обучения без горячей пищи. Также теоретически студент по окончании учебного дня может самостоятельно заняться покупками и приготовлением горячей пищи. Однако мы здесь говорим не о теориях. Безусловным фактом является то, что лишь ничтожное число еврейских студентов, учащихся в колледжах и университетах, заканчивают обучение без серьезных уступок, касающихся даже самых основ повседневной еврейской жизни. Возможно, таких нет вообще…
Я упомянул только «кашрут», однако это справедливо и в отношении общественной молитвы, суббот, праздников и других религиозных вопросов. Больно входить в детали, и я делаю это с большой осторожностью, поскольку это не соответствует духу Торы и особенно хасидизма — плохо говорить о ком‑либо. Однако ситуация такова, что сама Тора требует от нас не молчать. Поэтому я приведу один пример. Много лет назад меня попросили вступиться за одного еврейского студента, которому был назначен на субботу экзамен. Трудность заключалась в том, что университетское начальство настаивало, что никогда прежде не сталкивалось с подобными требованиями еврейских студентов. Этот пример куда красноречивее любых «научных исследований». В защиту высшего образования нередко используют «экономический» аргумент. Утверждается, что нельзя отказываться от возможности обеспечить себе лучший или более легкий заработок, — возможности, которую дает академическая степень. Однако, помимо того что этот аргумент может быть с легкостью опровергнут с точки зрения Торы — поскольку логическим следствием из него является подчинение духа плоти, — я утверждаю (на основании личного знакомства с многочисленными примерами), что эти экономические соображения гораздо важнее родителям, особенно матерям, чем потенциальным студентам. Стимул учиться в колледже в целом гораздо более «идеалистический», по крайней мере для многих студентов ешив. И это лишь делает проблему еще серьезнее, поскольку свидетельствует о том, что студент ешивы, преуспевший в изучении Талмуда и удостоившийся не только титула «йоре‑йоре», но и «ядин, ядин» , все еще чувствует себя несовершенным без диплома светского колледжа! Разрушительные последствия подобного взгляда не менее серьезны, чем влияния университетского окружения. Величайшее несчастье, что раввины и главы ешив не сумели внушить своим ученикам и молодежи, доверенной их воспитанию, древнюю идею, которую каждая еврейская мать внушала своему сыну с пеленок, убаюкивая его колыбельной «Тойре из ди бесте схойре» .
Мне известно, что есть общины, предпочитавшие раввина с дипломом колледжа, и домохозяева, убежденные, что раввину не достает квалификации в качестве духовного лидера, если он «всего лишь» получил смиху в ешиве, пока он не получит от нееврейского мира «гриф утверждения» в виде диплома колледжа. Печальный факт: некоторые еврейские круги страдают хронической формой комплекса неполноценности. У этой болезни есть множество симптомов, и для всех них характерно стремление заслужить милость и одобрение еврейских соседей. Проявляя настоящую последовательность, подобные домохозяева оценивают кандидатов на раввинскую кафедру по их способностям в качестве массовика‑затейника — по запасу известных им шуток, способности пересказать последний бестселлер сразу после чтения Торы (разумеется, исключительно в качестве подготовки к мусафу). Если же раввин хочет иметь влияние на детей и молодежь, он обязан знать все ответы о бейсбольных звездах, киноактерах и т. д. Предположив, что таковы все общины и все домохозяева, зададим себе вопрос: нужно ли навязывать эту тенденцию, унижающую и Тору, и синагогу, и раввинов, благонамеренному студенту ешивы, стремящемуся стать подлинным духовным лидером?
Ваш корреспондент полагает, что американская ортодоксия должна принять систему раввина Шимшона‑Рафаэля Гирша, возникшую в Германии несколько поколений назад . Не могу согласиться с этой рекомендацией. В Германии сто с лишним лет назад эта система была значительно более уместной, однако она будет совершенно неуместной для современной американской ортодоксии. Ибо р. Гирш как раз и создал свою систему, с неким специфическим подходом, чтобы спасти поколение, которое уже училось в университетах и усвоило светскую культуру. Он пытался сделать так, чтобы они не ушли от иудаизма окончательно. В Америке, слава Б‑гу, ситуация совершенно иная, гораздо более благоприятная для ортодоксии. Более того, она прямо противоположная. Вопрос об обучении в колледже совершенно не затрагивает тех, кто уже учится в колледжах. Напротив, он стоит так: нужно ли поощрять студентов ешив поступать в колледжи? Те, кто ратует за высшее образование для студентов ешив, движутся в прямо противоположном направлении, чем р. Гирш с его подходом. Живи он сегодня, ему показалось бы нелепым, что его имя используют в качестве средства увести студентов от изучения и соблюдения Торы и из ешивы с ее атмосферой — в учебные заведения, где и обучение, и общественная атмосфера противоречат Торе.
Одна из серьезных опасностей, неотъемлемо связанных с обучением в колледже — что оно влияет на мышление учащихся. Студент колледжа приучается думать в светских терминах и категориях. На всех курсах (кроме теологических) Творец вовсе изгнан из аудитории. Нередко это порождает тенденцию удалять Его и из изучения Торы. Поэтому когда (и если) студент колледжа возвращается к Гемаре, он, по‑видимому, будет изучать ее так же, [как другие тексты]. Возможно, он будет по‑прежнему ценить мудрость Торы и получать удовольствие от ее изучения, но он уже не сможет вернуть то ощущение трепета и святости, с которым он некогда подходил к ее изучению. Поэтому, столкнувшись с каким‑то кажущимся несоответствием между Торой и светской наукой, он будет стремиться решить эту проблему так, что исказит смысл слов Торы или мудрецов, в попытке согласовать их со сказанным в вузовском или даже школьном учебнике. К сожалению, эту тенденцию можно заметить даже у учащихся колелей , изучающих Тору ценой величайшего самопожертвования, — несмотря на это, их мировоззрение заражено университетским мировоззрением.