Время подумать, Девятое ава

Отмщение врагам еврейского народа

ИЦХАК СТРЕШИНСКИЙ 7 августа 2022
Поделиться

Пост Девятого ава установлен в память о разрушении Храма. В качестве одного из последствий этого трагического события в еврейской теологии получила дополнительное развитие идея о необходимости и важности отмщения ненавистникам, разрушившим Храм и продолжавшим преследовать евреев, даже изгнанных со своей земли. Мы рассмотрим некоторые источники, в которых она содержится, начиная с текстов, которые были составлены в первые века после разрушения Храма, и заканчивая более близкими нам по времени.

Страница из Агады. Художник Бен Шан. 1931. Cобрание автора

Начнем с двух стихов из книги Теилим (Псалмов), которые мудрецы ввели в текст Пасхальной агады, предписав читать их незадолго до окончания «седера»: «Излей гнев Свой на народы, которые не признают Тебя, и на царства, которые не призывают Твоего Имени! — За то, что пожрали они Яакова и жилище его разорили» (Теилим, 79:6‑7). Интересно, что они выбрали именно эти слова, а не стихи утешения из Танаха, в которых, например, говорится об Избавлении народа Израиля. По‑видимому, находясь под жестокой римской властью, мудрецы считали, что ободрение еврейского народа в один из важнейших праздников еврейского календаря будет звучать более весомо и серьезно, если описать падение их ненавистников. Обратим внимание, что народы, «которые не признают Тебя», — это именно те, кто «пожрали Яакова». Еврейский народ — это народ Б‑жий, Его представитель в этом мире — Творец — идентифицирует Себя как Б‑г Израиля; как освящение, так и осквернение Его Имени происходит посредством этого народа. Согласно классическим комментариям, под словом «жилище» имеется в виду Иерусалимский храм.

Развитие этой идеи можно увидеть во включенном в антологию «Ялькут Шимони» мидраше, толкующем слова: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Б‑г ваш» (Йешаяу, 40:1). В чем же мудрецы видели утешение после разрушения Храма? Согласно мидрашу, Всевышний велел пророкам утешать народ Израиля. Они приходили один за другим, пытаясь его утешить, однако евреи отказались принять их слова. В конце концов сам Всевышний обратился к народу Израиля, чьи отношения с Ним уподоблены в этом мидраше отношениям дочери и отца: «Дочь Моя, отчего весь этот гнев?» Ответ народа был таков: «Владыка Вселенной, разве неправильно, что я в гневе? Ты отправил меня в изгнание среди других народов, проклял меня злыми проклятиями, и я получала удары — пока моим уделом не стал позор, но все же я освящала Твое великое Имя!» После серии вопросов и ответов далее в мидраше приводятся слова Всевышнего: «Дочь Моя, пришло время твоего Избавления!» Казалось бы, нет утешения больше этого, однако, согласно мидрашу, народу Израиля было недостаточно этого заверения. «Сразу же отвечает Ему: «Владыка Вселенной, я не найду утешения до тех пор, пока не увижу Твоего отмщения злодеям, которые причиняли мне горе и поносили Твое Имя». На это Всевышний ответил: «Дочь моя, Я обещаю! Я приведу их, и в твоем присутствии с них будет взыскан долг, покуда они не станут поедать свою плоть, как сказано: “Накормлю Я притеснителей твоих их же мясом, и упьются они своей кровью как молодым вином, и узнает всякая плоть, что Я — Г‑сподь, спасающий тебя и избавляющий тебя, Сильный Яакова” (Йешаяу, 49:26)».

Итак, согласно приведенному выше мидрашу, народ Израиля отказывался принимать утешение даже после того, как Сам Всевышний обещал евреям окончательное торжество добра и истины. Мидраш хочет донести до нас идею, что мир невозможно привести к конечной цели его существования, к окончательному Избавлению, оставив без возмездия то, что делали евреям, являющимся представителями Всевышнего, их ненавистники. Народ Израиля как бы говорит Всевышнему: утешение невозможно до тех пор, пока злодеям, которые «причиняли мне горе и поносили Твое Имя», не воздастся за содеянное ими. Обратим внимание на эту двойственность: во‑первых, «причиняли мне горе», а во‑вторых, «поносили Твое Имя». Здесь вновь отражена идея о том, что причинение страданий еврейскому народу — это осквернение Имени Всевышнего, ведь в глазах всего мира народ Израиля ассоциируется с Творцом, вне зависимости от отношения к Нему. Согласно процитированному в мидраше стиху из книги Йешаяу, народы признают Всевышнего посредством воздаяния по заслугам ненавистникам евреев за зло, которое те причинили еврейскому народу.

Идея необратимости и необходимости возмездия врагам и губителям явственно отражена в молитве «Ав а‑рахамим» («Милосердный Отец»), которая появилась после гибели прирейнских общин в 1096 году во время Первого крестового похода и которую и сегодня евреи читают по субботам во всех синагогах Европы. В этой молитве, среди прочего, приводятся многочисленные цитаты из книг Танаха, в которых говорится о важности отмщения врагам еврейского народа: «Милосердный Отец наш, обитающий в горних высях, по Своему безграничному милосердию с состраданием вспомнит благочестивых, прямодушных и чистых душою, святые общины отдавших жизнь для освящения Имени. Любовь и милость [скрепляли] их при жизни, и смерть не разлучила их. Стремительнее орлов и сильнее львов были они, выполняя волю Владыки своего, желание Творца. Бог наш да вспомнит их добром вместе со всеми праведниками мира и отмстит за пролитую кровь рабов Его, как написано в Торе Моше, избранника Б‑га: “Воспоют племена славу народа Его, ведь отомстит за кровь рабов Своих и [за грабеж] воздаст врагам их, утешит землю Свою и народ Свой”. И написано со слов пророков, рабов Твоих: “Разве прощу Я? — Нет, никогда не прощу Я за кровь их, [а отомщу за нее, сказал] Г‑сподь, когда буду пребывать в Сионе”. И в Святом Писании сказано: “Зачем будут говорить среди народов: где Бог их? Пусть станем мы свидетелями, как все народы узнают об отмщении за пролитую кровь рабов Твоих”. И сказано: “Ибо взыскивающий за кровь помнит их, не забывает Он стона замученных”. И сказано: “Покарает Он народы, [и поле битвы] наполнится трупами. Поразит Он правителя страны великой, [чьи жители] гордились, что пьют из реки изобилия, протекающей по стране их”».

Идея о необходимости отмщения ненавистникам евреев высказывалась во время страшнейших событий в истории еврейского народа — уничтожения евреев в годы Второй мировой войны. В связи с этим важно ознакомиться с мнением раввина Менахема Зембы (1883–1943), одного из крупнейших раввинов довоенной Европы, руководивших движением «Агудат Исраэль». Будучи самым авторитетным раввином в Варшавском гетто, р. Земба дал благословение на начало восстания и был одним из первых, кто дал средства на покупку оружия за стенами гетто. Он вынес также постановление, не только разрешающее участие в восстании, но и призывающее к нему. Согласно сохранившимся свидетельствам, р. Менахем Земба говорил, что, в соответствии с законами Торы, есть заповедь организовать восстание, используя наилучшую военную тактику, что отмщение убийцам и самопожертвование являются исполнением заповеди. Он подчеркивал, что евреям запрещено безропотно принимать гибель от руки врагов и что единственный путь освятить Имя Всевышнего — это вооруженное сопротивление.

После начала восстания в Варшавском гетто эсэсовцы расстреляли р. Зембу. Он был похоронен на территории гетто, а в 1958 году его останки были перенесены в Израиль и перезахоронены.

В завершение статьи приведем мнение раввина Йосефа‑Дова Соловейчика (1903–1993) — мыслителя, законоучителя и одного из идеологов современного ортодоксального еврейства США. Мнение р. Соловейчика об отмщении врагам евреев важно привести, в частности, потому, что его считают своим духовным авторитетом те представители религиозного сионизма в Израиле, которые занимают далеко не правые позиции. В своей известной статье «Голос Любимого зовет», основанной на его выступлении в День независимости Израиля в 1956 году, р. Йосеф‑Дов Соловейчик писал: «Впервые в истории нашего изгнания Б‑жественное Провидение ошеломило ненавистников евреев, открыв им, что еврейская кровь имеет свою цену. Если антисемиты назовут это явление “око за око”, пусть будет так, мы согласимся с ними. Если мы хотим мужественно защищать наше национально‑историческое существование, мы обязаны иногда истолковывать стих “око за око” буквально. Много глаз потеряли мы в течение нашего горького изгнания, из‑за того что не отвечали ударом на удар. Пришло время исполнять закон “око за око” по его простому смыслу. Я уверен, что все знают, что я из тех, кто верит в Устную Тору, и что у меня нет сомнения в толковании этого стиха Алахой, предусматривающей денежное возмещение. Однако по отношению к иерусалимскому муфтию и Насеру я бы потребовал истолковывать “око за око” буквально — взять и выбить глаз! И не обращайте внимания на сладко‑пышные фразы известных ассимиляторов и некоторых социалистов‑евреев, считающих, что они все еще живут в Белостоке, Бриске и Минске 1905 года, и демонстративно заявляющих, что мщение для народа Израиля запрещено в любом месте, в любое время и при любых обстоятельствах. Глупости! Запрещена месть как самоцель, но если поднимаются с ее помощью на защиту своей жизни и достоинства — тогда это элементарное право каждого человека.

Тора всегда учила нас, что человеку не только дозволено, но и надлежит защищать себя, ибо в этом его святой долг. <…> Не случайно Тора рассказывает о двух своих великих героях, Аврааме и Моше, взявших в руку меч, чтобы защитить своих братьев. Авраам вооружил своих людей, чтобы спасти своего родственника Лота, а Моше убил египтянина, истязавшего еврея. Такое поведение не противоречит принципу милосердия. Напротив, терпеливое отношение без самозащиты может привести иногда к самой ужасной жестокости. Сказано: “Покажу Я величие Мое над фараоном и над всем его войском <…> и узнают египтяне, что Я — Г‑сподь!” (Шмот, 14:4). Всевышний не искал Себе славы и известности. Он хотел, чтобы фараон, современник Моше, понял, что ему предстоит заплатить высокую цену за указ бросать в Нил новорожденных еврейских мальчиков. Так же и сейчас Он желает, чтобы была отомщена кровь еврейских ребят, убитых во время молитвы. <…> Народ, который не может охранять свою свободу и покой, несвободен и несамостоятелен. <…> Благословен Всевышний, давший нам дожить до того времени, когда евреи в силах — с Его помощью — защищать себя!»

В приведенных в этой статье источниках, возникших на разных этапах еврейской истории, мы пытались показать важность возмездия за злодеяния, то есть то, насколько важно в рамках еврейской традиции, чтобы ненавистники и убийцы евреев не остались безнаказанными, что отмщение им является освящением Имени Всевышнего. Мы должны делать все возможное, чтобы защищать Святую землю, дарованную нашему народу Создателем, и защищать своих собратьев, где бы они ни находились, уповая на Всевышнего и осознавая, что успех зависит, прежде всего, от Него.

(Опубликовано в №292 , август 2016)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Жонглеры, акробаты, великолепный Храм и полное отсутствие политической борьбы

Храм, каким его представляют себе мудрецы, по сути, статичен, это мир вне времени, где вечно повторяются одни и те же действия. К широкому историческому контексту — миру империй и государств, войн и политики, который постоянно меняется, — Талмуд на удивление безразличен, несмотря на то что этот мир в значительной мере определял судьбу евреев. Мудрецы апеллировали к библейским историям и народным преданиям; сверх того они не испытывали потребности в исторических источниках.

Маасер: кому и на что?

Наши мудрецы учат: «Кто дает монету бедняку, получает шесть благословений, а кто его утешит — получит одиннадцать». Ну а если можете помочь материально — старайтесь сделать это как можно более деликатно, чтобы просящего не стеснять. Здесь приведу еще одну мысль наших мудрецов: когда даешь кому‑то, представь себя самого в положении человека, которому даешь, — это тебе подскажет, как дать, чтобы не обидеть и не унизить.

Недельная глава «Цав». Отчего умирают цивилизации

Евреи не расстались со своим прошлым. В своих молитвах мы и сегодня упоминаем о жертвоприношениях. Но евреи не стали держаться за прошлое. Не стали они искать убежища и в иррациональном мышлении. Они продумали свое будущее наперед и создали такие институты, как синагога, дом учения и школа, которые можно выстроить где угодно, чтобы они даже в самой неблагоприятной обстановке служили питательной средой для еврейской идентичности.