Читая Тору

Отчего Ицхак любил Эсава? Недельная глава «Тольдот»

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 13 ноября 2023
Поделиться

Яаков и Эсав боролись между собой еще в утробе матери, до появления на свет. Казалось, сама судьба обрекла их быть вечными недругами. Дело не только в том, что они были совершенно непохожи внешне и по характеру. Отец и мать тоже относились к близнецам по‑разному: «Юноши подросли. Эсав стал опытным ловцом, человеком полей, а Яаков — смирным человеком, обитателем шатров. Ицхак любил Эсава, потому что ему [нравилось] есть добытое [им], а Ривка любила Яакова» (Берешит, 25:27–28).

Мы знаем, отчего Ривка больше любила Яакова. Когда она носила под сердцем близнецов, у нее были такие сильные боли, что она «пошла вопрошать Г‑спода». И ей было сказано: «Два племени в утробе твоей, два народа отделятся друг от друга, [выйдя] из твоего лона. Один народ будет сильнее другого, старший будет служить младшему» (Берешит, 25:23).

По‑видимому, Б‑г хотел сказать, что младший из ее сыновей возьмет верх, взвалит на себя ношу истории и передаст ее своим потомкам, поэтому мать и любила младшего — Яакова.

Но, если так, отчего Ицхак любил Эсава? Разве Ицхак не знал о пророчестве, ниспосланном Ривке? Неужели она не рассказала о нем мужу? Кроме того, разве Ицхак не знал, что у Эсава буйный и порывистый нрав? Разве можно принять за чистую монету утверждение, что Ицхак любил Эсава за то, что «любил есть добытое им», — неужто путь к сердцу Ицхака лежал через желудок, неужто Ицхак любил старшего сына за то, что получал от него любимую еду? Разумеется, это не так, ведь решалось ни много ни мало будущее Завета.

Чечевичная похлебка. Джеймс Тиссо. 1896–1902

Классическое объяснение — его дает Раши — это результат внимательного «вслушивания» в буквальный смысл текста. Эсав, говорится в Торе, «знал, как ловить [йодеа цайид] Так в английском переводе. В переводе Д. Сафронова и И. Гиссера в издании Торы с комментарием Раши: «сведущим в ловле». См.: Тора с комментарием Раши. М.: Книжники; Лехаим, 2019. Т. I. Берешит. Бытие. С. 463. В выше процитированном переводе Д. Сафронова: «опытный ловец». — Примеч. перев.
» добычу. Ицхак любил Эсава «за то, что ловля была в его устах [ки цаид бефив] Цит. по: Тора с комментарием Раши. М.: Книжники; Лехаим, 2019. Т. I. Берешит. Бытие. С. 464.
». Эсав, говорит Раши, поймал Ицхака в ловушку своими устами. Вот комментарий Раши фразе «знал, как ловить»: «Своими речами он ловил отца в сети обмана. Так, он мог спросить у него: “Отец, каким образом отделяют десятину от соли или соломы?” — и его отец считал, что тот щепетилен [в исполнении] заповедей Там же. С. 463.
» (комментарий Раши к 25:27).

Эсав прекрасно знал, что от соли и соломы не надлежит отделять десятину, но спрашивал об этом, чтобы выставить себя в глазах отца щепетильно‑религиозным человеком. А вот как комментирует Раши утверждение, что Ицхак любил Эсава «за то, что ловля была в его устах»: «Мидрашическое объяснение гласит, что ловля была в устах Эсава, который поймал своего отца в ловушку и обманул его своими речами Так в английском переводе комментария Раши. Ср. с развернутой цитатой из русского перевода: «<…> в его устах <…> [слово следует понимать] согласно переводу [Онкелоса] — во рту у Ицхака. А [согласно] мидрашу — во рту у Эсава, поскольку тот “ловил” [Ицхака], обманывая его своими словами». См.: Там же. С. 464.&nbsp;— Примеч. перев.
» (комментарий Раши к 25:28).

Дубенский магид Дубенский магид (Яков Кранц, ок. 1740–1804) — еврейский народный проповедник. Проповедовал в Межериче (ныне Великие Межиричи), Жолкиеве (ныне Жолква), Дубно, Влодаве, Калише и Замостье (ныне Замосць). — Примеч. перев. дополняет это проницательным замечанием. Почему Ицхак обманывался в сыне, а Ривка нет?

Ривка росла вместе с изворотливым Лаваном. Она видела обман насквозь. Ицхак рос в совершенно иной среде: его воспитывали Авраам и Сара. Он видел лишь абсолютную честность, а потому обмануть его было несложно. (Бертран Рассел однажды заметил, говоря о своем коллеге, философе Джордже Эдварде Муре, что лишь раз в жизни услышал от Мура неправду. А именно когда Рассел спросил у Мура: «Вы хотя бы раз в жизни говорили неправду?», тот ответил: «Да».)

Итак, классическое объяснение гласит: Ицхак любил Эсава, потому что не знал, что он за человек на самом деле. Но возможно и другое объяснение: Ицхак любил Эсава именно потому, что знал, каков Эсав.

В начале ХХ века некто пришел к великому человеку — рабби Аврааму‑Ицхаку Куку, первому ашкеназскому главному раввину Израиля в догосударственный период, — и рассказал, с какой дилеммой столкнулся. Он дал своему сыну хорошее еврейское образование. Всегда соблюдал заповеди в домашнем кругу. Но теперь сын отошел от иудаизма, перестал соблюдать заповеди. Более того, он даже перестал считать себя евреем.

Как следовало поступить отцу? «Когда ваш сын был благочестив, вы его любили?» — спросил рав Кук. «Конечно», — ответил отец. «Ну что ж, — ответил рав Кук, — теперь вы должны любить его еще сильнее».

Иногда любовь в силах добиться того, чего упреками не добьешься. Возможно, здесь Тора сообщает нам, что Ицхак прекрасно понимал, какова натура его старшего сына. Но если у вас двое детей и один ведет себя хорошо, а другой рискует пойти по скользкой дорожке, которому из них вы должны уделять больше внимания? С каким вам следует проводить больше времени?

Возможно, Ицхак любил Эсава не слепо, а, наоборот, трезво, сознавая все особенности его характера, зная, что старший сын будет доставлять ему неприятности, но в то же время зная, что нравственный долг родителя требует: если сын своенравен, нельзя считать его безнадежным и отрекаться от него.

Подействовала ли любовь Ицхака на Эсава? И да, и нет. Очевидно, Эсав и Ицхак питали друг к другу особую привязанность. Это подметили мудрецы: «Рабби Шимон бен Гамлиэль сказал: никто никогда не оказывал своему отцу столько почестей, как я — своему, но я обнаружил, что Эсав оказывал своему отцу еще больше почестей, чем я» (Дварим раба, 1:15).

Рабби Шимон заключил это из того факта, что обычно человек, прислуживая своим родителям, надевает повседневную одежду, а самую лучшую бережет, что называется, «на выход». А Эсав держал свою лучшую одежду под рукой, чтобы подавать отцу яства из собственноручно добытой дичи. Поэтому, пока Эсав был на охоте, Яакову удалось в эту одежду облачиться (27:14).

Из другого места Торы, через много глав, мы узнаем, что Б‑г запрещает сынам Израиля воевать с потомками Эсава. Он говорит Моше: «А народу вели вот что: Вы проходите у границ ваших братьев, сынов Эсава, которые живут на Сеире. Они вас боятся, но вы очень остерегайтесь — не задевайте их. Я не дам вам ни пяди их земли, поскольку гору Сеир Я отдал во владение Эсаву» (Дварим, 2:4–5).

А еще позже Моше велит сынам Израиля: «Не гнушайтесь эдомитянами [т. е. потомками Эсава], ведь они — ваши братья» (Дварим, 23:8).

Мудрецы сочли, что эти установления — награда Эсаву за почести, которые он оказывал своему отцу.

Итак, прав ли был Ицхак, любя Эсава?

Эсав отвечал отцу любовью на любовь, но оставался Эсавом — ловцом, человеком полей, он так и не сделался тем человеком, который сможет передать потомкам трудоемкий завет с невидимым Б‑гом и пойдет на духовные жертвы, которых требует завет. Не все дети идут по стопам родителей. Если Ицхак стремился, чтобы Эсав пошел по его стопам, то потерпел неудачу.

Но некоторые неудачи не позорят человека, а, наоборот, заслуживают уважения. Любовь к собственным детям, какими бы они ни выросли, достойна почтения: ведь именно такой любовью любит нас Б‑г.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Тольдот». Отцовская любовь

Усвоить со всей серьезностью стержневое понятие иудаизма «Авину Малкейну» — идею того, что наш Царь прежде всего и главным образом наш родитель, — значит наполнить глубочайшими чувствами наши отношения с Б‑гом. Б‑г борется с нами, как родитель со своим ребенком. Мы боремся с Ним, как ребенок с родителями. Иногда отношения становятся напряженными, конфликтными, даже мучительными, но им придает глубину сознание того, что это неразрывные узы.

Недельная глава «Тольдот». Правильно ли поступил Яаков, забрав себе благословение, предназначенное Эсаву?

Добросовестные заблуждения случаются, и знак величия Яакова — в том, что он признал свою ошибку и возместил Эсаву ущерб. При знаменательной встрече спустя двадцать два года братья, когда‑то разорвавшие отношения, сходятся, обнимаются, расстаются друзьями и расходятся своими дорогами... Такова нравственная жизнь. Мы учимся на ошибках, которые совершаем.

Тольдот. «Вот родословие»

Еврейский народ не случайно называется «сынами Яакова» — «бней-Яаков». Безусловно, более естественное состояние для еврея — это «обитать в шатрах»: учить Тору и вести еврейский образ жизни. Еврей не должен сам искать себе дополнительных испытаний. Но иногда надо уметь, подобно «дядьке Эсаву», «выйти в поле» и стать «человеком охоты», чтобы активно осваивать окружающий мир и из «добычи» приготовить подобающее «угощения» для своего Отца Небесного.