Продолжение. Начало в № 8–11 (304–307), 1–2 (309–310), 4 (312), 6–8 (314–316), 10–11 (318–319), 3 (323)
Гилель Цейтлин (1871–1942) — один из важнейших еврейских мыслителей первой половины XX века, философ и мистик, погиб по дороге в лагерь смерти Треблинка, в канун Рош а‑Шана 5703 (1942) года. Именно в его эссе «Безмолвие и глас», в 1936 году, впервые пророчески прозвучало слово «Шоа», предрекая надвигающийся крах мироустройства и уничтожение большей части европейских евреев. Цейтлин при жизни имел огромный авторитет в еврейском мире, а после смерти труды его надолго оказались в забвении. Сегодня издательство «Книжники» предприняло перевод его трудов и комментирование на русском языке. Читатели «Лехаима» прочтут большую работу Цейтлина о хасидизме, публикацию которой мы продолжаем в этом выпуске.
16
«Соль» — красота духовная — в сердце каждого человека обретается, у каждого — по мере его.
Малая толика знания, доброй воли, любви, самоотверженности, поэтичности, воображения, широты душевной, тоски по святости, влечения к прекрасному и возвышенному — у всякого в сердце отыщется; и, однако, все это — в сокрытии и скудости, всe это — лишь зeрна, лишь крохи малые.
Однако сверхчеловек , или, в терминах р. Нахмана, цадик, со всего света собирает разрозненные крохи прекрасного и возвышенного, в единое целое составляет их, возводит из них здание духовного мира, достопохвальное и святое.
Видит цадик человека злого и испорченного, полного грубости и нечистоты; но острый взор его отыскивает в человеке этом и хорошую чeрточку или хотя бы намек на неe, быть может, достойную привычку; находит отблеск красоты в его лице, смехе, взгляде или жесте; слышит от него удачно сказанное слово или достойную мысль. У другого же злодея отыщет праведник иные добрые и хорошие стороны, у третьего — третьи, лишь ему присущие, у четвертого — склонность вернуться на пути добра, у пятого — страдания великие, искупающие грех, у шестого — ещe какое‑нибудь скрытое от мира душевное благородство. И так видит праведник благо и красоту, разлитые в мириадах сынов человеческих, и собирает эти капли в море великое; из всех красивых точек, абрисов и контуров творит праведник картину — благородную, вселенскую.
Так говорил р. Нахман ученикам: «Дайте мне только камни и известку; я же построю из них строения великие и чудесные» .
Берет цадик от других — и тем же самым дарует: сооружая великолепные духовные чертоги, являет их окружающим; впитывая в себя как губка все величие человеческого рода, он затем вручает его каждому страждущему.
Как же это?
Человек, вознесшийся до ступени праведника (в понимании р. Нахмана), когда стремится изменить кого‑то лично, группу ли, народ — усматривает своим разумением благие черты, присущие людям или множеству людей, несмотря на все зло, косность и грубость их; и пробуждает в душах людей стремление укрепиться в той малой толике блага, что досталась им в удел; возделывать это благо, растить, окружать заботой, чтобы обретало оно все больше и больше мощи, возрастало и ширилось.
Люди эти, или множества людские, никакого блага в себе не знали, мнили себя ушедшими за сорок девять врат нечистоты, и не было у них ни малейших надежд на избавление из бездны. Цадик же являет им благо и красоту, которые неведомо пребывают в них; тогда начинают они верить в свои силы. И силой этой веры, веры в себя, возвышаются люди все больше и больше, а праведник, со своей стороны, помогает им мудрым советом, испытывает и наставляет их, лечит снадобьями из числа многих снадобий — пока не возвысятся они до той ступени, до какой достанет у них сил.
Вот поэтический пересказ этой мысли р. Нахманом.
Мелодия есть в мире, вечная, великая, святая и возвышенная весьма; и в душе каждого из сынов Израиля содержится малая часть той мелодии. Собирает праведник эти части, разбросанные и распылeнные по душам и осколкам душ, — и поэтому может сыграть он всю мелодию целиком.
И когда заиграет он, звуки этой мелодии, священной и вечной, пробуждают от сна каждую из распылeнных частей; сердцам приносят они ликование, обновляют их и оживляют, содрогнуться их заставляют, в трепет повергают, святостью, красотой и великолепием венчают.
Как услышит душа частицу горней мелодии, что связана с корнем этой души, — охватит еe великое волнение, очистится она, и исполнится сил, и к жизни новой пробудится.
И даже когда спустится вновь душа, увлечeнная мутным потоком жизни, вспомнит она о тех святых мгновениях, о звуках святой мелодии и о том, из‑под чьих пальцев лилась она, — и вновь воспарит, станет опять собой.
И всякий раз, когда охватят человека заботы и сомнения, меланхолия и дурные помыслы, тяготящие сердце, — пусть он отыщет в сердце ту крупицу блага, что находится там, вне всякого сомнения, и всеми силами сконцентрируется на ней, чтобы возвыситься в собственных глазах и следовать от добродетели к добродетели, от достижения к достижению: от одного хорошего свойства — к другому, от одной ступени — к следующей.
Когда ребе Элимелех развеселился. Иллюстрация Григория Ингера из цикла «Еврейская народная поэзия». 1972. Собрание ГТГ
Когда вспомнит человек, что крупица блага в сердце его — часть возвышенной и вселенской мелодии, исполнится он духовной радости и чистого веселья, ни с чем не сравнимого.
И молвит человек в сердце своем: «Пусть всего лишился я; пусть полон поветрий дурных и позорных, скверны, нечистоты и отталкивающего уродства — все же осталось во мне немного блага, одна черта из образа Б‑жьего, один звук, один такт из мелодии вечной».
И потому [сказано]: «…петь буду Г‑споду при жизни своей (бе‑оди)» (Теилим, 104:33, 146:2) — петь буду Ему моим од («ещe»), тем, что ещe живо во мне, тем, что сохранилось во мне от горней духовности, от высшей гармонии сфиры Тиферет.
Этому‑то и посвящена проповедь на стих «Воспою Б‑гу моему, пока еще жив я» — та самая, которая была для р. Натана, ученика р. Нахмана (вкупе с трепетом священным, с которым произносилась, с прекрасными напевами, которыми сопровождалась), одним из явлений духа святости, одним из тех возвышенных мгновений, что только и могут оправдать существование мира!
Вот как пишет р. Натан сыну: «Основа пути — знать и верить, что повсюду присутствует Г‑сподь Благословенный; даже и в десяти венцах нечистоты » .
А в другом месте: «Всякое притеснение таит в себе преимущество; и во всяком беззаконии есть справедливость, и во всяком обвинительном приговоре — милость; и в любом падении и низвержении заключено присутствие Г‑спода Благословенного. Во всех ссорах, в мире ведущихся: частных и общих, между соседями и внутри каждого дома — во всех кроется примирение; и в днях невзгод скрыты дни благополучия. И так во всем, поскольку “вся земля полна славы Его” (Йешаяу, 6:3), так что милость Его и благо Его переполняют мир, и все что ни делается — к лучшему» .
«Всюду, — говорит р. Натан, вторя учителю, — есть прямые пути; и даже у того, кто совершил все мыслимые беззакония, есть еще в душе прямой путь; разница же между людьми лишь во времени, когда явит в них себя стремление к прямизне: у одного возникает оно сразу же, у другого — уже после того как ступил он на путь беззакония, у третьего — медлит, пока не совершит тот несколько беззаконий, а у иного — только после множества несправедливостей и грехов; а все же и в нем существует прямой путь, просто запаздывает…» .