Резонанс

Новые технологии в помощь соблюдающим шабат

Лайел Лейбовиц 13 марта 2018
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

Мой любимый момент в каждом фильме про Джеймса Бонда — когда шпион встречается с Q, персонажем, снабжающим его шпионской техникой. Тот всегда располагает целым арсеналом штуковин, способных стрелять, взрываться или как‑то иначе служить герою, преследуемому злодеями на крутых горных склонах или на атомной подлодке. Штучки Q весьма недурны, но они едва ли могут помочь соблюсти шабат; для этого есть «Цомет», израильский институт Алахи и технологии.

Недавно «Цомет», некоммерческая организация, занимающаяся разработкой ультрасовременных решений для очень древних ограничений и запретов, анонсировала несколько новинок. Как поступить, например, если необходимо воспользоваться клавиатурой в шабат? Составление текста, понятно, не отвечает критериям пикуах нефеш, или смертельной опасности, когда для спасения жизни религиозному еврею разрешается работать в шабат. Но иногда использования клавиатуры трудно избежать: представьте, к примеру, врача, выписывающего рецепт, или охранника, который должен воспользоваться компьютерной системой. Для решения этой проблемы сотрудники института «Цомет» придумали «шабатнюю клавиатуру»: согласно пояснению на сайте организации, это изобретение «работает по принципу грама (косвенного действия) и потому может быть использовано в шабат. Все клавиши клавиатуры обесточены. Особый механизм подает напряжение на клавиатуру каждые несколько секунд. Если обнаруживается, что та или иная клавиша нажата, сигнал с нее принимается».

Еще одна милая инновационная разработка — электрические субботние свечи: скажем, вы оказались в больничной палате, или в гостиничном номере, или где‑либо еще, где не одобряется зажигание огня. Вы могли бы, конечно, прибегнуть к одному из неудобных хитроумных устройств с LED‑светильниками, но это было бы не более чем символическим исполнением мицвы, так как отсутствовало бы настоящее пламя. А вот использование особой лампы накаливания решает проблему: стоит лишь вставить батарейку, и вы можете наблюдать за тем, как медленно нагревается нить и выполняется заповедь зажигания огня.

Конечно, вы можете счесть эти новшества пустяковыми или даже, по примеру некоторых нерелигиозных израильтян, поглумиться над ними как над попыткой обмануть Бога, используя технологии для ниспровержения религиозных практик, не совместимых с современностью. Но это означает, что вы не уловили смысл. Гениальность инновационных решений института «Цомет» заключается в том, что он, как никакая другая организация, занимающаяся сегодня научно‑исследовательскими и конструкторскими разработками, исходит из того, что технологией, определенно, движет высшая сила и что введение инноваций должно происходить не просто потому, что мы в чем‑то разобрались, а потому, что мы тщательно учли наши приоритеты и потребности. Притом что подавляющее большинство новейших изобретений направлено на то, чтобы сделать жизнь чуть более удобной, отрадно наблюдать, как ученые используют технологии не для создания все новых потех ради развлечения и выгоды, нисколько не заботясь о последствиях, а для сохранения традиционного уклада жизни, поддерживавшего и укреплявшего людей на протяжении тысячелетий. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Мидраш раба. Шмот раба. «И вот имена сынов Израилевых, вошедших в Египет»

Издательство «Книжники» готовит к публикации впервые на русском языке новый том Мидраш раба — Шмот раба. Название Мидраш раба закрепилось в книгопечатании за композицией мидрашей к Пятикнижию: Берешит раба, Шмот раба, Ваикра раба, Бемидбар раба, Дварим раба, а также к пяти свиткам Писания: Шир ѓа-ширим раба, Рут раба, Эйха раба, Коѓелет раба, Эстер раба. Это десять независимых произведений, включающих многочисленные толкования Писания талмудическими мудрецами и их последователями

Мидраш раба. Шмот раба. Множество значений

Основные темы в Шмот раба — это любовь Бога к Израилю, откровение и значимость Торы, гармония между Торой и учением мудрецов, роль Моше как учителя и посредника, библейские этические наставления и качества, подобающие мудрецу. Шмот раба интересен в основном разнообразием используемых в нем источников и, по причине позднего времени составления, их трансформацией

Раскрытие сокровенного: Что за Имя Ашема хотел узнать Моше и зачем ему это знание?

Все, что происходило при Исходе, явилось частью плана Творения, и поэтому знамения чудесного порядка не свидетельствуют о недостаточности Творения. На вопрос Моше, достойны ли сыны Израиля выйти из Египта, Ашем признает, что они не заслужили, однако, по словам Раши, сказал: «Есть у Меня задача: через три месяца они должны служить Мне здесь на горе Синай». Дарование Торы является завершением Творения. Как говорит мидраш, если бы в мире не оказалось народа, который был бы готов принять и реализовать Тору, то мир бы исчез