University of Cambridge: Неожиданная возможность взглянуть на семейную жизнь средневековых евреев (T‑S Misc.28.186)
Парадоксальным образом, литература респонсов служит основным источником для понимания еврейской истории и культуры VIII–XI веков . Исламское завоевание объединило большую часть евреев под одним политическим режимом, благодаря чему возникли общие раввинские центры в виде двух вавилонских академий (ешив) в Вавилоне, возглавляемых гаонами . Сборники вопросов, которые отправляли еврейским авторитетам, представляют собой богатый источник информации, хотя кажется, будто каждый вопрос посвящен очень узкой проблеме. В этом «фрагменте месяца» мы расскажем о недавно найденном и еще неопубликованном респонсе, касающемся конфликта в еврейской семье, жившей в Х веке в Магрибе.
Вообще, тематика запросов максимально широка: одни вопросы сугубо академические и требующие разъяснения того или иного талмудического текста, другие богословские, а большая часть посвящена юридическим проблемам . Споры, которые невозможно было разрешить на месте, перенаправлялись в эти ешивы, служившие высшим судебным авторитетом, — это немного похоже на систему общего права, в которой разбирательства создают прецеденты. Впоследствии эти прецеденты собирают в компендиумы, и те становятся юридическими справочниками для еврейских законоведов. Каждый респонс содержит подробный вопрос о проблеме, возникшей у вопрошающего, за ним следует ответ, полученный от академии. Часто вопросы включают массу подробностей, потому что их авторы не знали, какая именно деталь окажется ключевой, или же стремились представить проблему с определенной точки зрения, чтобы подкрепить свою позицию и добиться желаемого ответа. В результате, несмотря на изначально юридическое назначение, респонсы рисуют нам яркую картину самых разных аспектов еврейского общества и культуры.

В течение эпохи Средневековья тысячи таких вопросов и ответов, составленных в исламских странах, объединяли в сборники, которые затем превратились в фундаментальный корпус еврейского права. Однако вплоть до открытия Генизы литература респонсов была известна нам преимущественно по кодексам, переписанным в Европе и сохранившимся в таких собраниях как Библиотека Кембриджского университета. Первоначально законоведы, изучавшие право, сохраняли респонсы, часто опуская неюридические детали, включая место происхождения вопросов, а иногда и сами вопросы . Обнаружение Генизы позволило нам познакомиться с вопросами в оригинальной форме, и теперь исследователи публикуют материалы целиком. Каждое открытие добавляет деталь в общий пазл, проясняя контекст каждого вопроса и обогащая понимание истории и культуры различных общин новыми данными.
Я с удовольствием представляю здесь респонс из Генизы, который будет включен в выходящий в ближайшее время сборник недавно найденных респонсов. Это совместный проект отдела изучения Генизы и «Махон Йерушалаим», который мы возглавляем вместе с моим коллегой доктором Амиром Ашуром. Респонс каталогизирован под номером T‑S Misc.28.186. История состоит из трех действий: первое разворачивается в Алжире, второе в Марокко, а в третьем ключевую роль играет еврейская академия в Ираке.
Действие первое
Повествование посвящено еврейской семье из Масилы (современная Мсила в Алжире) в Х столетии . Отец, торговец по профессии, часто оставлял жену самой управляться с хозяйством и тремя детьми. Стремясь обеспечить будущее дочери, мать в отсутствие отца договорилась рано выдать ее замуж. В этом обществе, как следует из документов Генизы, повышения социального статуса можно было добиться благодаря накопленному состоянию, признанной учености или стратегическому браку . В отсутствие мужа мать воспользовалась возможностью обеспечить лучшее будущее для дочери, удачно выдав ее замуж, хотя дочь еще не достигла брачного возраста, который еврейский закон устанавливает в 12,5 года.
Документы из Генизы показывают, что среди еврейских общин Северной Африки нередко договаривались о свадьбах заранее, чтобы заручиться гарантиями для девочки , однако по закону благословить на такой союз мог только отец . Предполагалось, что брак будет консумирован, когда девушка достигнет совершеннолетия, причем в этот момент она могла согласиться на этот союз или отказаться от него. В нашем случае мать заключила соглашение о браке в отсутствие мужа, рискуя потенциальными юридическими и социальными осложнениями. Ее решение, по‑видимому, было обусловлено потенциальными выгодами от такого союза, а может быть, страхом, что лучшего варианта может не представиться, или семейной проблемой, которая могла вскрыться позднее. Вполне вероятно, что в числе прочего она оправдывала свой поступок неуверенностью в возвращении мужа, учитывая опасности путешествия .
Отец по возвращении согласился с ее решением и с гордостью ввел жениха в семейный бизнес. Однако вскоре возник конфликт, отношения между отцом и женихом испортились, это привело к судебной тяжбе, в ходе которой отец заявил, что не давал официального согласия на этот брак . В связи с этим возникает вопрос о законности брака, заключенного без его явного разрешения. Спор привел к судебной тяжбе по поводу действительности брачного договора, и потребовалось вмешательство раввина Шриры Гаона, главы багдадской еврейской академии Пумбедита. Рав Шрира Гаон отправил официальный ответ, содержащий в качестве обоснования ссылки на Талмуд.
Действие второе
Меньше года спустя очень похожий казус произошел за тысячу километров оттуда, в марокканском городе Фес. Местный суд передал его на рассмотрение в багдадскую ешиву, которая должна была вынести решение. Гаон вспомнил, что аналогичный прецедент уже был, и попросил писца приложить к ответу в Марокко копию его решения, отправленного в Алжир. Ответ вместе с выпиской из предыдущего решения хранится сейчас в библиотеке Университета в Торонто (Канада) и был опубликован в 1934 году профессором Симхой Ассафом .
Благодаря новому фрагменту из Генизы мы теперь можем представить себе дело целиком. Сравнение выписки с оригиналом позволяет сделать важные наблюдения по поводу характера архивов и процедуры хранения и редактирования респонсов в крупнейших ешивах, а также методики предоставления ответов, о которых я подробно расскажу в полной публикации новых респонсов.
Для историков и специалистов по еврейскому праву эта история служит иллюстрацией юридической и социальной динамики, существовавшей в средневековых еврейских общинах, а также ключевой роли респонсов в документировании еврейской истории. Ждите полной публикации, которая будет содержать массу новой информации.
T‑S Misc. 28.186, fol. 5r.
51 וששאלתם
61 קטנה שקידשה אמה ואחיה שלא לדעת אביה [ובא אביה] ממדינת
71 הים ולא מיחה על ידם ונשתתף אביה עם חתנו ואמ’ לו
81 אתה בני וכל מי שישאל אותו עליו אומ’ לו חתני הוא ובעל
91 בתי והיה עמו כמו שנה לאחר כך היתה ביניהן קטטה אמ’ לו
02 אין לך אצלי אשה בתי עדיין קטנה היא והיא ברשותי ולא
12 קיבלתי מידך קידושין שכך אמרו חכמ’ אביה מקבל קידושיה
22 ואביה מקבל גיטה אמ’ לו והלא יש לי עמך <היום> שנה ולא מחיתה על […]

Вы спрашивали:
Юная девица была выдана замуж матерью и братом без ведома отца, ее отец вернулся из другой страны и не возражал. Отец сделал жениха [деловым] партнером и сказал ему: «Ты сын мой». И всякому, кто спрашивал его, он отвечал: «Он мой зять и муж моей дочери».
Так продолжалось около года . А после этого между ними возник спор.
Он [отец] сказал ему: «У тебя нет жены в моем доме, моя дочь еще несовершеннолетняя, а значит, находится полностью в моей власти. Я не согласился на ее обручение с тобой, как говорят мудрецы Талмуда: “Ее отец принимает ее брак” и “Ее отец принимает ее развод”».
Он [жених] сказал ему: «Разве я не был с тобой год, а ты не согласился?»
Оригинальная публикация: New Genizah Responsa Revealed: Another Glimpse into Medieval Jewish Family Life (T‑S Misc. 28.186)

Ислам и другие религии

University of Cambridge: Мальдивская лодка и раковины каури в письме Нахарая бен Аллана сыну
