Читая Тору

Недельная глава «Ваэра». Рождение истории

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 8 января 2024
Поделиться

Недельная глава «Ваэра» начинается с судьбоносных слов. Можно без преувеличения сказать, что они изменили ход истории, поскольку изменили людское понимание истории. Собственно, из этих слов родилось само понятие «история». Внимательно послушайте эти слова: «Б‑г сказал Моше: “Я — А‑Шем. Я являлся Аврааму, Ицхаку и Яакову как Э‑ль Шадай, но под Именем Моим А‑Шем Я открылся им не в полной мере”» Так в английском переводе. В русском переводе Д. Сафронова под редакцией А. Графова: «Б‑г сказал Моше: “Я — Г‑сподь! Я являлся Аврааму, Ицхаку и Яакову как Б‑г Всемогущий, но под Именем Моим Г‑сподь Я не открылся им”». — Примеч. перев.
(Шмот, 6:1–2).

Что это значит? Как указывает Раши, это не значит, что Авраам, Ицхак и Яаков, Сара, Ривка, Рахель и Лея не знали Б‑га под именем А‑Шем. Отнюдь нет: первые слова, обращенные Б‑гом к Аврааму: «Уходи из своей земли, из мест, где ты родился, и дома твоего отца» Так в английском переводе. В русском переводе Д. Сафронова под редакцией А. Графова: «Уходи из своей земли, от твоей родни, из дома твоего отца». — Примеч. перев.
 — были сказаны, когда Б‑г назвался именем А‑Шем.

Более того, всего несколькими стихами ниже (Берешит, 12:7) в Торе говорится: «Вайера А‑Шем эль Аврам» («А‑Шем явился Авраму и сказал: «Потомкам твоим Я отдам эту землю» Так в английском переводе. В русском переводе Д. Сафронова под редакцией А. Графова: «Г‑сподь явился Авраму и сказал: “Я отдам эту страну твоим потомкам!”» — Примеч. перев.
).

Итак, ранее Б‑г явился Авраму под именем А‑Шем. А в следующем стихе говорится, что Аврам воздвиг жертвенник и «воззвал к имени А‑Шем» Так в английском переводе. В русском переводе Д. Сафронова под редакцией А. Графова: «И [Аврам] воздвиг там жертвенник Г‑споду, который явился ему». — Примеч. перев. (Берешит, 12:8). То есть Аврам знал это Имя и еще в те времена употреблял его.

Однако из слов, обращенных Б‑гом к Моше, очевидно: вот‑вот произойдет какое‑то новое событие, это будет Б‑жественное откровение, подобных которому еще не бывало, то, чего дотоле не видывал никто, даже те люди, которые были ближе всех к Б‑гу. Какое это событие?

Дело в том, что на всем протяжении Берешит Б‑г — это Б‑г творения, Б‑г природы, аспект Б‑га, который мы называем (нюансы разные, но общий смысл один и тот же) «Элоким», или «Э‑ль Шадай», или даже «Коне шамаим ва‑арец» («Создатель неба и земли»).

В каком‑то смысле этот аспект Б‑га был известен в Древнем мире всем и каждому. Просто люди полагали, что природа создана не одним Б‑гом, а множеством божеств: богом солнца, богом дождя, богинями моря и земли, многочисленным пантеоном сил, отвечавших за урожай, плодородие, бури, засухи и т. п.

Божества, фигурировавшие в политеистических религиях и мифах, существенно отличались от Б‑га единого, Б‑га Авраама, но все они действовали, так сказать, на одной территории, работали в одной и той же сфере.

Аспект Б‑га, появляющийся во дни Моше и сынов Израиля, — радикально иной, и мы не замечаем всей его радикальности только потому, что привыкли слышать этот рассказ.

Впервые в истории Б‑г собирается вмешаться в ход истории не посредством стихийных бедствий, таких как потоп, а посредством прямого взаимодействия с людьми, предопределяющими ход истории. Б‑г вот‑вот появится в качестве силы, предопределяющей судьбы народов. Он вот‑вот совершит нечто неслыханное: выведет целый народ из рабства и неволи, убедит этих людей последовать за Ним в пустыню и в конце концов в Землю обетованную, а там построить общество нового типа, которое зиждется не на грубой силе, а на справедливости, социальном обеспечении, уважении к достоинству человеческой личности, а также на коллективной ответственности за соблюдение правовых норм.

Б‑г вот‑вот даст начало драме нового типа и принципиально новому понятию времени. Многие из крупнейших историков (Арнальдо Момильяно, Йосеф‑Хаим Йерушалми, Джон Гарольд Пламб, Эрик Фёгелин) и антрополог Мирча Элиаде полагают, что это и есть момент рождения истории.

До того момента главной драмой человеческой жизни были утомительные попытки сохранить порядок под беспрерывным натиском хаоса — а порядку угрожали то стихийные бедствия, то иноземные захватчики, то междоусобная борьба за власть. Сохранение устоявшегося положения дел считалось успехом. Собственно, в Древнем мире религия была закоренело консервативной. Она стремилась внушить людям, что устоявшееся положение дел неизбежно. Для этих людей время было ареной, на которой ничего никогда не меняется.

Но теперь Б‑г явился Моше и сообщил ему, что вот‑вот произойдет нечто совершенно новое, о чем праотцы теоретически знали, но до его практического осуществления не дожили. Новая нация. Новый тип веры. Новый тип политического устройства. Новый тип общества. Б‑г вот‑вот выйдет на арену истории и направит Запад по тому пути, о котором ни один человек никогда еще не помышлял.

Моше. Джеймс Тиссо. Акварель. 1896–1902

Время больше не будет лишь «движущимся подобием вечности», как красиво назвал его Платон. Оно станет площадкой для совместного продвижения Б‑га и человечества к тому дню, когда все люди, независимо от их классовой принадлежности, цвета кожи, вероисповедания или культуры, обретут полноценное человеческое достоинство в качестве образа и подобия Б‑га. Религия вот‑вот станет не консервативной силой, а силой эволюционной и даже революционной.

Задумайтесь об этом. Китайцы изобрели — намного опередив в этом Запад — чернила, бумагу, книгопечатание, производство фарфора, компас, порох и другие технологии. Но они не пришли к научной и индустриальной революции, не создали рыночную экономику и свободное общество. Почему, продвинувшись так далеко, китайцы замерли на месте?

Историк Кристофер Доусон предположил, что переломное значение имела религия. Европейская цивилизация — единственная из мировых цивилизаций, которую «непрерывно сотрясала и преобразовывала энергия духовного брожения». По мнению Доусона, так происходило потому, что «ее религиозный идеал — это не поклонение вневременному и неизменному совершенству, а дух, который стремится объединиться с человечеством и изменить мир» Christopher Dawson. Religion and the Rise of Western Culture. New York: Doubleday, 1991. Р. 15. — Примеч. авт.
.

Изменить мир. Вот ключевая фраза. Идея, что мы, действуя вместе с Б‑гом, можем изменить мир, творить историю, а не просто быть ее творениями, — эта идея зародилась, когда Б‑г сказал Моше, что он и его современники вот‑вот увидят никем не виданный прежде аспект Б‑га.

Каждый год я испытываю трепет, до мурашек по коже, когда мы вновь читаем «Ваэра» и вспоминаем момент рождения истории: тот момент, когда Б‑г вышел на арену истории и объяснил нам раз и навсегда, что рабство, угнетение и несправедливость не заложены в природе и не написаны на роду нам, людям. Все может измениться, потому что мы способны измениться, потому что Б‑г показал нам, как это сделать.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Ваэра». Дух людей в материальном мире

Когда заходит речь о бедности и болезненных страданиях в земном мире, наша религия — религия протеста, а не смирения. Б‑г вовсе не желает, чтобы люди страдали от бедности, голодали, болели, подвергались гнету, оставались необразованными или бесправными, подвергались издевательствам. Чтобы искоренить все это, Он сделал нас Своими представителями, через которых Он действует. Он хочет, чтобы мы были Его партнерами в деле искупления.

Недельная глава «Ваэра». Свобода воли 

Свобода в глубочайшем смысле, свобода делать то, что справедливо и угодно Г‑споду, не дается сама собой. Мы обретаем или теряем ее постепенно. Тираны в конечном счете сами навлекают на себя крах, тогда как люди, обладающие силой воли, мужеством и готовностью не соглашаться с единодушным мнением, обретают колоссальную свободу. Это и есть иудаизм: приглашение обрести свободу, сопротивляясь идолам и заманчивому зову сирен текущей эпохи.

Недельная глава «Ваэра». Преодолеть неудачи

Бывают времена, когда даже величайшие люди спотыкаются. В такие моменты характер человека проходит проверку на крепость. Великие люди — не те, кто никогда не терпит неудач. А те, кто способен пережить неудачи, кто продолжает идти вперед, кто отказывается быть побежденным, кто никогда не сдается и не смиряется. Они не оставляют попыток. Они учатся на своих ошибках. Они считают неудачи полезными для опыта. И всякий раз, отказываясь признать поражение, они становятся сильнее, мудрее и решительнее. В этом смысл жизнеописания Моше в главах «Шмот» и «Ваэра».