Лидерство — это умение дать другим простор для действий. Недельная глава «Тецаве»
Как известно, «Тецаве» — единственная недельная глава, где Моше отступает на второй план: его имя здесь не упоминается ни разу, в центре внимания его брат Аарон и должность, которую тот занял и стал олицетворять: должность первосвященника, коэн гадоля.
Есть много предположений относительно того, почему эту должность получил Аарон, а не сам Моше. Самый очевидный ответ: таким образом Моше наказали за то, что он лишний раз ответил отказом, когда Б‑г попросил его возглавить сынов Израиля.
«Но Моше сказал:
— О Г‑сподь! Пошли кого‑нибудь другого!
Тогда разгневался Г‑сподь на Моше и сказал:
— А как же твой брат, левит Аарон? Я знаю, что он умеет говорить. Он скоро выйдет тебе навстречу, и когда увидит тебя, то обрадуется [всем] сердцем. Ты станешь говорить и вкладывать слова в его уста, а Я буду с вами обоими и научу вас, что вам делать. Он будет говорить с народом вместо тебя. Он станет твоими устами, а ты будешь ему господином» (Шмот, 4:13–16).
Впрочем, здесь содержится и более глубокая идея: принцип разделения властей, противоположность сосредоточению лидерских полномочий в руках одного‑единственного человека или института. Любая власть, которой наделены люди, нуждается в системе сдержек и противовесов, иначе она развратится. И уж тем более никогда не следует совмещать полномочия политического лидера и религиозного лидера — кетер малхут и кетер кегуна . Моше был увенчан двумя коронами — высшего политического лидера и величайшего пророка, а Аарон — короной священства. Благодаря этому разделению власти братья служили друг для друга «сдержками и противовесами».
Так обстоит дело в теории. Самое занимательное — как работает этот принцип в межличностных отношениях, в данном случае в отношениях между родными братьями — Моше и Аароном. В Торе об этом сказано относительно мало, но намеки складываются в интереснейшую картину.
Прежде всего давайте обдумаем только что прочитанный отрывок из начала книги Шмот.
Б‑г сообщает Моше: Аарон «скоро выйдет тебе навстречу, и когда увидит тебя, то обрадуется [всем] сердцем». Казалось бы, слова самые простые, говорится о простых вещах, но в действительности все иначе.
Моше был младшим братом Аарона, с разницей в три года. Согласитесь, вполне естественно, если бы Аарон позавидовал младшему брату оттого, что Моше скоро станет лидером, а Аарону этого не суждено. Дополнительный резон для зависти — тот факт, что Моше долгие годы жил вдали от своего народа. Сначала Моше был усыновлен и стал принцем Египта, а затем нашел убежище у Итро и мидьянитян. По сравнению с Аароном Моше, младший брат, был чужаком для соплеменников.
Однако Б‑г говорит: «Когда он увидит тебя, то обрадуется».
То, что Аарон был способен обрадоваться возвышению своего брата, особенно поражает на фоне всей библейской истории взаимоотношений между братьями до того момента. В этой истории случались разнообразные вариации на тему соперничества между братьями: Каин и Эвель, Ицхак и Ишмаэль, Яаков и Эсав, Йосеф и его братья. В Теилим сказано: «Как хорошо и приятно, когда братья живут вместе» (Теилим, 133:1).
А мы, читая Берешит, почти наверняка добавим: «И как редко такое бывает».
Но теперь начинается второй экзамен — на сей раз не для Аарона, а для Моше. Он слышит повеление учредить такой вид руководящей должности, которую сам никогда не сможет занять, а именно священство, причем человеком, которому он должен отдать эту должность, будет его старший брат. Сможет ли Моше выполнить это повеление с тем великодушием, с каким его брат отнесся к нему самому?
Обратите внимание, в Торе подчеркивается, что Б‑г настаивает: именно Моше должен удостоить Аарона этой чести.
В начале нашей недельной главы трижды употреблено слово «ве‑ата» («и ты», «ты же»): «Ты же вели сынам Израиля» (доставлять масло для меноры, вверенной Аарону и его сыновьям: они должны не допускать, чтобы менора погасла).
«Ты же приблизь к себе <…> твоего брата Аарона, а с ним — и его сыновей».
«Ты же должен поговорить со всеми мудрыми сердцем» (и приказать им изготовить одежды, которые будут носить Аарон и другие священники) (Шмот, 27:20, 28:1, 3).
Моше должен показать народу — и самому Аарону, — что обладает смирением, цимцум , способностью держаться в тени. Эта черта характера необходима, чтобы дать другому человеку простор для действий, разделив с ним полномочия народного лидера. Причем этот другой силен в том, в чем ты не силен, вы с ним занимаете разные должности, он, возможно, популярнее тебя, ближе к народу (таким и оказался Аарон).
Ле‑авдиль : в 2005 году историк Дорис Кернс Гудвин выпустила книгу об Аврааме Линкольне под названием «Команда соперников». Там Гудвин рассказывает историю о том, как Линкольн назначил в свой кабинет трех человек, которые раньше, в его бытность кандидатом в лидеры Республиканской партии, были его противниками. Уильям Генри Сьюард — тот, от кого ждали победы в борьбе за руководство партией, — в итоге сказал о Линкольне: «Он обладает почти сверхчеловеческим великодушием <…> Президент — самый лучший из нас».
Нужен особый склад характера, чтобы отойти в сторону и дать простор для действий тем, кого ты обоснованно можешь считать соперниками. В начале этой истории Аарон продемонстрировал такой склад характера по отношению к Моше, а теперь от Моше требуется продемонстрировать такой же склад характера в отношении Аарона.
Подлинное лидерство требует таких черт, как смирение и великодушие. Чем меньше у лидера самомнения, тем больше в нем величия. Именно это доказал своим примером Моше в той недельной главе, где его имя даже не упомянуто.