Права меньшинств. Недельная глава «Беар»
Одна из самых поразительных особенностей Торы — упор на любви и внимании к геру‑переселенцу: «Не притесняй переселенца. Вы знаете, каково приходится переселенцу, ведь вы сами были переселенцами в земле Египетской» (Шмот, 23:9).
«Ведь Г‑сподь, ваш Б‑г, — это Б‑г богов и Владыка владык, Б‑г великий, сильный и грозный, беспристрастный и неподкупный. Он помогает в суде сиротам и вдовам, любит переселенцев — дает им хлеб и одежду. Любите же и вы переселенцев, ведь вы и сами были переселенцами в земле Египетской» (Дварим, 10:17–19).
Более того, мудрецы говорили: Тора заповедает нам любить ближнего только в одном отрывке, а любить переселенца — в тридцати шести (Бава мециа, 59б).
Что значит «переселенец»? Очевидно, подразумевается тот, кто не родился евреем. Это слово могло означать прежнего жителя земли Ханаанской. Оно могло означать и кого‑то из «смешанной толпы», покинувшей Египет вместе с сынами Израиля. Возможно, оно означало иноплеменника, который пришел в страну в поисках безопасного места жительства или пропитания.
В любом случае Тора придает огромное значение обхождению сынов Израиля с переселенцем. К тому времени они должны были на собственном опыте изгнания и мытарств в Египте усвоить, как надо обходиться с переселенцем. Они сами были переселенцами. Жили под гнетом. А следовательно, знали, «каково приходится переселенцу». Им воспрещалось причинять другим страдания, которые их недруги когда‑то причиняли им самим.
Мудрецы полагали, что у слова «гер» могло быть два значения. Первое: гер цедек, обращенный, — тот, кто принял иудаизм, согласившись соблюдать все заповеди и выполнять все обязательства. Второе: гер тошав — так сказать, «иностранец, постоянно проживающий в стране»: человек, не обратившийся в религию Израиля, но живущий в Земле Израиля.
В «Беар» разъяснены права такого человека: «Если кто‑либо из ваших собратьев‑сынов Израиля обеднеет и не сможет прокормиться среди вас, помоги ему, как ты помог бы иностранцу, постоянно проживающему в стране, чтобы он смог по‑прежнему жить среди вас» (Ваикра, 25:35).
Иначе говоря, существует обязанность поддерживать иностранца, постоянно проживающего в стране, оказывать ему вспомоществование. У таких людей есть право не только жить в Святой земле, но и пользоваться существующими там мерами соцподдержки. Не забывайте: этот закон по‑настоящему древний, он появился задолго до того, как мудрецы сформулировали принципы типа «пути мира» , обязывающие евреев распространять благотворительную деятельность и заботу не только на евреев, но и на неевреев.
Кого же называли «гер тошав»? В Талмуде есть три точки зрения. Согласно рабби Меиру, гер тошав — всякий, кто взял на себя обязательство не поклоняться идолам. Согласно мудрецам, всякий, кто взял на себя обязательство соблюдать семь заповедей потомков Ноаха. Согласно третьей, более строгой точке зрения, — тот, кто взял на себя обязательство соблюдать все заповеди Торы, кроме одной: запрета на мясо животных, забитых некошерным способом (Авода зара, 64б). Закон следует мнению мудрецов. Итак, гер тошав — это живущий в Израиле нееврей, принимающий законы потомков Ноаха, которые обязательны для всех.
Таким образом, законы о гер тошав — чуть ли не самая ранняя из сохранившихся до нашего времени разновидностей прав меньшинств. Согласно Рамбаму, на евреев в Израиле налагается обязанность учреждать суды для проживающих в стране иностранцев, чтобы те могли сообразно законам потомков Ноаха разрешать споры между собой или свои споры с евреями. Рамбам добавляет: «По отношению к иностранцам, постоянно проживающим в стране, следует вести себя с таким же уважением и любящей добротой, как и по отношению к собрату‑еврею» (Илхот млахим, 10:12).
Чем отличается этот закон от позднейших законов о «путях мира»?
«Пути мира» распространяются на неевреев вне зависимости от того, каких верований придерживаются они и какие религиозные обряды отправляют. Законы о «путях мира» появились в эпоху, когда евреи были меньшинством в преимущественно нееврейском и чуждом монотеизму окружении. Говоря нашим сегодняшним языком, «пути мира» — это прагматичные правила добрососедских отношений и поведения активного гражданина в многонациональном и мультикультурном обществе. Законы о гер тошав касаются более глубоких вещей. Они зиждутся не на прагматических соображениях, а на религиозных принципах. Согласно Торе, в еврейском обществе и еврейской стране необязательно быть евреем, чтобы обладать многими правами гражданина. Достаточно жить по нравственным законам.
Это убедительно изображено в одном из библейских эпизодов. Царь Давид влюбился в Бат‑Шеву, жену гер тошав Урии‑хетта, и вступил с ней в прелюбодейную связь. Она забеременела. Урия, служивший в армии Страны Израиля, находился в то время вдали от дома. Давид опасался, что по возвращении Урия, обнаружив, что жена беременна, догадается об измене и докопается, что виновник — сам царь. Поэтому Давид велит Урии вернуться. Находит предлог: мол, надо узнать, как там дела на войне. А потом царь велит Урии пойти домой и провести ночь с женой, а потом уже возвращаться к войскам. Давид рассчитывает, что впоследствии Урия сочтет ребенка своим. План срывается. Вот что происходит: «И пришел к нему Урия, и расспросил его Давид о делах Йоава, и о положении войска, и о ходе войны. И сказал Давид Урии: “Пойди в дом свой и омой ноги”. И вышел Урия из дворца царского, а за ним вынесли угощение от царя. Но Урия лег спать у входа во дворец царский со всеми слугами господина своего, а домой не ушел.
И доложили Давиду: “Не ушел Урия домой”. И сказал Давид Урии: “Ты ведь с дороги, что же ты не зашел домой?”
И ответил Урия Давиду: “Ковчег, и Израиль, и Йеуда пребывают в шатрах, и господин мой Йоав, и слуги господина моего разбили стан в поле, а я войду в дом, чтобы есть, пить и лежать с женой моей? Клянусь жизнью твоей и жизнью души твоей — не сделаю я этого!”» (Шмуэль II, 11:6–11).
Непоколебимая преданность Урии еврейскому народу, хотя сам Урия нееврей, противопоставлена поведению царя Давида: тот остается в Иерусалиме, вместо того чтобы быть со своим войском на войне, и заводит связь с чужой женой. Тот факт, что Танах рассказывает подобную историю, где высоконравственный герой — иностранец, постоянно живущий в стране, а грешник — Давид, величайший из царей Израиля, очень много говорит об этике иудаизма.
Ситуация с правами меньшинств — самое верное мерило свободы и справедливости в обществе. Со времен Моше права меньшинств играют стержневую роль в концепции общества, которое Б‑г велит нам создать на Земле Израиля. А значит, крайне важно, чтобы сегодня мы относились к ним серьезно.