Недельная глава «Ваякгель-Пекудей». Дух сплоченности
В издательстве «Книжники» вышла в свет книга известного религиозного деятеля, философа и писателя, раввина Джонатана Сакса. Предлагаем вниманию читателей фрагменты нового издания.
Дух сплоченности
Как заново мотивировать деморализованный народ? Как из разобщенных людей снова собрать единую нацию? Вот вызов, с которым столкнулся Моше в главе «Ваякгель».
Ключевое слово здесь — «ваякгель», что значит «он собрал». Слово «кегила» переводится как «сообщество». Кегила, или кагаль, — это группа людей, объединенных общей целью. Эта цель может быть позитивной или негативной, созидательной или разрушительной. Тот же самый глагол, который употреблен в начале этой главы, где начинается рассказ о разрешении проблемы, мы встречали уже в предыдущей главе, где речь шла о ее возникновении: «Народ увидел, что Моше медлит спуститься с горы. Обступил (ваикагель) народ Аарона, и сказали они ему: «Приступи [к действиям]! Сделай нам бога, который пойдет перед нами, [ведя нас за собой]. А этот человек, Моше, который вывел нас из земли египетской, — мы не знаем, что с ним!» (Шмот, 32:1).
Разница между двумя типами кегилы в том, что одна несет порядок, а другая — хаос. Спустившись с горы и заметив золотого тельца, Моше, читаем мы, «увидел, что народ развращен, что Аарон распустил его — врагам на посмешище» (Шмот, 32:25).
Бывают группы людей дисциплинированных, нацеленных на выполнение задачи, действующих целенаправленно. А бывают группы, которые являются неуправляемыми толпами. Толпе свойственно своеволие. Люди в толпе утрачивают самоконтроль. Их увлекает волна эмоций. Нормальный мыслительный процесс подавляется более примитивными групповыми чувствами. Происходит, как выражаются нейробиологи, «немедленная эмоциональная реакция». Люди оказываются во власти страстей.
На эту тему есть ряд известных исследований: «Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы» (1841) Чарльза Маккея, «Психология масс» (1895) Гюстава Лебона и «Инстинкты стада во время войны и мира» (1914) Уилфреда Троттера. Одна из наиболее примечательных работ на эту тему принадлежит еврейскому исследователю, нобелевскому лауреату Элиасу Канетти — «Масса и власть» (1960).
«Ваякгель» — это ответ Моше на распущенность неуправляемой толпы, собравшейся вокруг Аарона и поклоняющейся золотому тельцу. Он совершает нечто удивительное. Он не вступает в борьбу с народом, как поступил первоначально, увидев золотого тельца. Наоборот, он использует ту же мотивацию, которая воодушевила людей. Им захотелось создать нечто, что послужило бы знаком близости к ним Б‑га — не на недоступной вершине горы, а здесь, в походном лагере. Он взывает к тому же чувству, которое побудило их расстаться со своими золотыми украшениями. Разница в том, что теперь они действуют по повелению Г‑спода, а не инстинктов.
Он просит израильтян сделать добровольные пожертвования на строительство Скинии. Они это выполняют с такой щедростью, что Моше приходится их остановить. Если вы хотите сплотить людей, чтобы они действовали ради общего блага, пусть они построят что‑нибудь сообща. Дайте им задание, выполнить которое они смогут только общими усилиями.
Сила этого принципа была продемонстрирована в знаменитом социальном эксперименте, поставленном в 1954 году Музафером Шерифом в Университете Оклахомы и получившем известность как «Эксперимент Робберс‑Кейв». Шериф хотел выяснить динамику внутригруппового конфликта и предрассудков. Для этого он со своими коллегами‑исследователями набрал группу из двадцати двух белых мальчиков одиннадцати лет, которые раньше никогда не встречались. Мальчиков отвозили в отдаленный летний лагерь в национальном парке Робберс‑Кейв в штате Оклахома и там произвольно определяли в один из двух отрядов.
Сначала отряды не знали о существовании друг друга. Их разместили в хижинах на большом расстоянии один от другого. Первая неделя была посвящена формированию командного духа. Мальчики ходили в походы, плавали в водоемах. Каждый отряд придумал себе название. Они стали «Орлами» и «Гремучими змеями». Мальчики написали названия отрядов на своих рубашках и флагах.
Затем в течение четырех дней отряды знакомились друг с другом, участвуя в различных соревнованиях. Победители получали награды, призы и медали, а проигравшие — ничего. Почти сразу между ними возникли трения: они стали обзываться, дразниться, сочинять про соперников обидные песенки‑кричалки. Потом все стало еще хуже: конфликтующие отряды жгли флаги друг друга и совершали набеги на вражеские хижины. Отряды отказались есть в общей столовой.
Третий этап назвали «фазой интеграции». Ребят собирали на совместные встречи. Они смотрели вместе кино. Они вместе запускали шутихи в День Четвертого июля. Ученые надеялись, что эти совместные мероприятия снимут напряженность и приведут к примирению. Ничего подобного не случилось. Несколько таких мероприятий закончились скандалом, когда мальчики из враждующих отрядов принимались швыряться друг в друга едой.
На четвертом этапе исследователи создавали ситуации, в которых возникала проблема, угрожавшая сразу обоим отрядам. Первой такой проблемой стали перебои с доставкой питьевой воды в лагерь. Оба отряда по отдельности выявили причину — засор водопроводной трубы. Затем отряды встретились в месте, где произошла авария. Они совместными усилиями устранили неисправность и потом вместе же отметили это событие.
В другом эпизоде два отряда голосованием определяли, какой фильм им посмотреть. Исследователи объяснили участникам, что просмотр фильмов будет стоить им денег, так как у руководства лагеря для этого не хватает средств. Оба отряда решили скинуться поровну. В третьем эксперименте на полпути сломался автобус, и мальчикам пришлось совместно толкать его до стоянки. К концу проведения эксперимента отряды перестали враждебно относиться друг к другу. А когда мальчики возвращались на автобусе домой, члены одного из отрядов потратили выигранные деньги на лимонад для всех.
Аналогичные результаты дали и другие эксперименты. Их общий вывод носил вполне революционный характер. Можно превратить даже враждующие фракции в единую сплоченную группу, если они сталкиваются с общей проблемой, которую они могут решить только совместно, не по отдельности.
Рабби Норман Ламм, бывший президент Университета‑Ешивы, как‑то заметил, что ему известна только одна шутка в Мишне — а именно утверждение, что «ученые люди упрочивают мир во всем мире» (Брахот, 64a). Раввины известны своими спорами друг с другом. И как тогда они могут укреплять мир во всем мире?
Я же полагаю, что приведенные слова Мишны — совсем не шутка. Чтобы это понять, давайте продолжим чтение: «Ученые люди упрочивают мир во всем мире, ибо сказано: “И все сыновья твои будут научены Г‑сподом, и великий мир будет у сыновей твоих” (Йешаяу, 54:13). Читайте не “сыновья твои”, а “строители твои”». Когда ученые люди становятся строителями, они укрепляют мир во всем мире. Если вы хотите создать крепкое сообщество из закоренелых индивидуалистов, вам следует обратить их в строителей, что и сделал Моше в главе «Ваякгель».
В формировании духа сплоченности, даже после катастрофы поклонения золотому тельцу, нет ничего таинственного или чудесного. Это достигается постановкой перед группой задачи, которая взывает к чувствам этих людей и которую не в силах выполнить никакая часть группы в отдельности. Это должна быть конструктивная задача. Каждый член группы должен внести свой уникальный вклад и затем почувствовать, что его вклад оценен по достоинству.
Каждый должен быть вправе сказать с гордостью: «Я способствовал этому».
Вот что понял и сделал Моше. Он понял: если хочешь создать сплоченную команду, собери команду строителей.
Празднуйте
Если лидерам необходимо выявить лучшие качества тех, кого они ведут за собой, то им следует дать людям шанс продемонстрировать способность совершать великие деяния, а после этого им нужно отпраздновать свои достижения. Это и происходит в ключевом эпизоде ближе к концу главы «Пекудей», где книга «Шмот» подходит к своему кульминационному финалу после всех битв и лишений.
Евреи наконец закончили строительство Скинии. И мы читаем: «Этим завершилась вся работа для Святилища — Шатра Встречи. Сыны Израиля сделали все так, как повелел Моше Г‑сподь <…>. Моше осмотрел всю работу, и оказалось, что они сделали все так, как повелел Г‑сподь. И Моше благословил их» (Шмот, 39:32, 43).
Эти строки звучат довольно просто, но для опытного уха они являются отсылкой к другому библейскому тексту — рассказу о завершении сотворения мира в книге Берешит: «[Так] было завершено [создание] небес, земли и всего строя [небесных и земных творений]. В седьмой день Б‑г завершил Свою работу, которой Он занимался, — в седьмой день Он покоился от Своей работы, которой был занят. Благословил Б‑г седьмой день и освятил его, ведь в этот день прекратил Он все труды, которыми [Он], Б‑г, занимался» (Берешит, 2:1–3).
В обоих фрагментах появляются три ключевых слова: «работа», «завершать» и «благословлять». Эти слова повторяются не случайно. Так Тора указывает на взаимосвязь между текстами, намекая на то, что одну историю следует читать в контексте другой. Тора подчеркивает, что книга Шмот заканчивается тем же, с чего начинается книга Берешит, — актом творения. Есть и различие: Берешит начинается с акта Б‑жественного творения, а Шмот завершается актом творения человеческого.
Чем внимательнее мы изучим оба текста, тем четче увидим, какие сложные тут возникают параллели. В истории о сотворении мира в книге Берешит важную роль играет число семь. Семь дней творения. Слово «хорошо» встречается семь раз, слово «Б‑г» — тридцать пять раз (пять раз по семь), а слово «земля» — двадцать один раз (три раза по семь). Начальный стих книги Берешит содержит семь слов, второй — четырнадцать, а три заключительных стиха — тридцать пять. Весь же текст этого фрагмента в целом — четыреста шестьдесят девять (7х67) слов.
Рассказ о строительстве Скинии в главах «Ваякгель» и «Пекудей» тоже выстроен на семеричной основе. Слово «сердце» появляется в стихах 5–29 35‑й главы книги Шмот семь раз, когда Моше перечисляет материалы, которые надо использовать при строительстве Скинии, а затем еще семь раз во фрагменте 35:34–36:8, при описании того, как мастера Бецалель и Оголиав должны выполнять свою работу. Слово «трума», которое означает «дары», встречается в этом фрагменте семь раз. В 39‑й главе, где описано изготовление священных одежд, фраза «как повелел Моше Г‑сподь» встречается семь раз. А потом еще семь раз — в 40‑й главе.
Таким образом, между сотворением мира Г‑сподом и созданием сынами Израиля походного святилища проводится параллель. Теперь мы понимаем, что символизировала Скиния. Это был микрокосм, мироздание в миниатюре, сконструированное с такой же точностью и мудростью, как и сам мир, где царит порядок, в отличие от аморфной пустыни и неизбывного хаоса человеческого сердца. Скиния была зримым напоминанием о присутствии Б‑га в шатре, что само по себе было символом присутствия Б‑га во всем мироздании.
Тут рождается великая идея. Евреи, которые на протяжении почти всей книги Шмот изображались как неблагодарный и малодушный народ, теперь получили возможность, после греха с золотым тельцом, доказать, что они небезнадежны и способны на великие дела. Они теперь показали, что умеют созидать. Благодаря своей щедрости и умениям они построили маленький мир. Этим символическим деянием они показали, что способны стать, согласно мудрому изречению, «партнерами Г‑спода в деле творения».
Это деяние послужило толчком для их морального возрождения и поспособствовало самоощущению их как народа, верного договору с Г‑сподом.
Иудаизм не недооценивает человеческие возможности. Мы не верим, что люди несут клеймо первородного греха. Нам не чуждо моральное величие. Напротив, тот факт, что мы созданы по образу Творца, означает, что мы — единственные среди всех живых существ — обладаем способностью творить. Когда первое созидательное деяние сынов Израиля успешно завершилось, Моше благословил их, сказав, как передают мудрецы, такие слова: «Да будет воля Г‑спода на то, чтобы Он присутствовал в делах рук ваших» . Наше потенциальное величие заключается в том, что мы способны строить здания, взаимоотношения и судьбы, в которых пребывает Б‑г.
Благословив народ и похвалив его достижение, Моше показал людям, кем они могут быть.
Вот современный пример: в 2001 году, вскоре после трагедии 11 сентября, я получил письмо от жительницы Лондона, чье имя не сразу вспомнил. Утром в день атаки на Всемирный торговый центр я выступал с лекцией о путях повышения значимости профессии преподавателя, и она, увидев отчет об этой лекции в прессе, решила написать мне письмо, в котором напомнила мне о нашей встрече восемь лет назад.
Тогда, в 1993 году, она была директором школы, переживавшей не лучшие времена. Она слышала некоторые мои радиоэфиры, прониклась симпатией к моим идеям и подумала, что я смогу дать ответ на мучившие ее вопросы. Я пригласил ее и двух ее заместителей к себе домой. Вот что она мне рассказала: в школе, среди учителей, учеников и родителей, резко ухудшилась моральная атмосфера. Родители массово забирали детей из школы: число учащихся сократилось с 1000 до 500. Да и результаты экзаменов тоже оставляли желать лучшего: только 8% учащихся получали высокие оценки. Было ясно, что, если что‑то радикально не изменится, школу придется закрыть.
Мы проговорили на самые разные темы час или около того: о школе как сообществе, о создании здоровой моральной атмосферы и т. д. И вдруг я осознал, что мы размышляем не о том. Проблема, с которой столкнулась директор, была практической, а не философской. Я сказал: «Вам нужно одно: празднуйте!» Она вздохнула: «Вы не понимаете — нам нечего праздновать! У нас в школе все плохо!» «В таком случае, — говорю, — найдите повод, чтобы праздновать. Если кто‑то из учеников на этой неделе лучше подготовился к уроку, чем на прошлой неделе, — отпразднуйте это! Если у кого‑то день рождения — отпразднуйте! Если сегодня вторник — отпразднуйте!» Я ее явно не убедил, но она обещала попробовать.
И вот восемь лет спустя она в письме рассказала, что потом произошло в ее школе. Число оценок «отлично» на экзаменах выросло с 8 до 65%. Число учащихся школы увеличилось с 500 до 1000. Оставив самую сладкую новость напоследок, она добавила, что только что получила титул Дамы Британской империи — одну из высших почестей, которой может удостоить подданного королева, — за вклад в образование. В заключение она написала, что ей просто хотелось сообщить мне, как одно мое слово смогло изменить жизнь школы и ее собственную жизнь.
Она замечательный педагог и, безусловно, не нуждалась в моих советах. Она бы и сама нашла решение своих проблем. Но я никогда не сомневался, что предложенная мной стратегия принесет успех. Мы растем, когда стремимся оправдать ожидания других людей. Если эти ожидания незначительны, мы остаемся маленькими. Если это большие ожидания, мы тянемся ввысь.
Представление, будто каждому из нас дана фиксированная порция интеллекта, доблести, способностей, мотиваций и устремлений, абсурдно. Не все мы умеем рисовать картины, как Моне, или сочинять музыку, как Моцарт. Но у каждого из нас есть свой особенный дар и способности, которые спят внутри на протяжении нашей жизни, пока кто‑нибудь их не разбудит. Мы можем достичь высот, о которых никогда сами не помышляли. И все, что нам нужно, — это встретить человека, который верит в нас, дает нам задание и потом, когда мы принимаем вызов, благословляет нас и празднует наши победы. Это и сделал Моше для евреев после их греха с золотым тельцом. Сначала он увлек их задачей созидания, а потом благословил их творение одним из простейших и проникновенных благословений, сказав, что Шхина должна пребывать в творении их рук.
Празднование — неотъемлемый элемент мотивации. Оно преобразило школу. В древние времена и в более священном контексте оно преобразило сынов Израилевых. Когда мы празднуем свершения других людей, мы меняем их судьбы.
Книгу Джонатана Сакса «Уроки лидерства» можно приобрести на сайте издательства «Книжники»