Недельная глава «Итро». Нация лидеров
В издательстве «Книжники» вышла в свет книга известного религиозного деятеля, философа и писателя, раввина Джонатана Сакса. Предлагаем вниманию читателей фрагменты нового издания.
Отрывок «Итро» состоит из двух эпизодов, которые, кажется, образуют контраст. Первый эпизод — это 18‑я глава. Итро, тесть Моше и мидьянский священник, преподал Моше первый урок лидерства. Во втором эпизоде основное действующее лицо — сам Г‑сподь, который на горе Синай заключает с народом Израиля договор, в первый и последний раз являясь людям. Впервые в истории Г‑сподь является целому народу, заключает с ним договор и дает самый известный в мире краткий свод этических норм — Десять заповедей.
Что же может быть общего между практическим советом мидьянитянина и вечными словами откровения? Тут есть намеренный контраст — и важнейший. Формы и структуры управления обществом не являются специфически еврейскими. Они являются частью универсальной мудрости человечества. У евреев были разные виды лидеров: пророки, старейшины, судьи, цари, наси в Израиле времен римского владычества и эксилархи в Вавилоне; у них были городские советы и различные формы олигархии и иные структуры — вплоть до всенародно избираемого кнессета в наше время. Формы правления не вечны, и они не являются исключительными атрибутами Израиля. Более того, в Торе говорится и о монархии — наступит время, когда люди скажут: «Давайте поставим над нами царя, как все народы, нас окружающие». Это единственное, в чем Тора предписывет евреям быть похожими на другие народы. В политических структурах нет ничего специфически еврейского.
Но специфически еврейским является договор, заключенный на горе Синай, и то, что евреи — единственный народ, чьим единым верховным владыкой и законодателем является сам Г‑сподь. «Он возвестил слово Свое Яакову, уставы Свои и законы Свои Израилю. Не сделал Он того никакому другому народу, и законов Его они не знают» (Теилим, 147:19–20). Договор, заключенный на горе Синай, впервые в истории установил моральные ограничения для власти. Любая человеческая власть — это власть делегированная, подчиненная моральным императивам Торы. Под небом абсолютной власти нет. Вот что всегда отличало иудаизм от империй Древнего мира и секулярных национальных государств современного Запада. Так, евреи могли учиться политическим формам у мидьянитян, но должны были узнать о пределах власти от самого Б‑га.
Несмотря на этот контраст, есть одна тема, общая для «Итро» и синайского богоявления, а именно: делегирование, распределение и демократизация власти. Один только Г‑сподь может править единолично. Эту тему вводит Итро. Он приходит к своему зятю и обнаруживает, что тот управляет народом единолично. И говорит ему: «Не хорошо то, что ты делаешь» (Шмот, 18:17). Это один из всего лишь двух случаев во всей Торе, где появляются слова «не хорошо». Другой случай — в книге Берешит (2:18), где Г‑сподь говорит: «Не хорошо человеку быть одному». Мы не можем быть единоличными лидерами. Мы не можем жить в одиночестве. Быть одному — не хорошо. Итро дает совет распределить власть.
Будь [представителем] народа пред Б‑гом и передавай Б‑гу тяжбы, а народу разъясняй уставы и постановления, сообщая, по какому пути им идти и как поступать. Выбери из народа достойных людей — богобоязненных, правдивых и неподкупных — и назначь их [начальниками]: кого над тысячей, кого над сотней, кого над полусотней, кого над десятком [людей]. Они будут судить народ в любое время: важное дело передадут тебе, а мелкое дело решат сами. Тебе будет легче, потому что они разделят с тобой [бремя] (Шмот, 18:19–22).
Это существенное распределение власти: на тысячу евреев приходился 131 лидер (один тысячник, десять сотников, двадцать пятидесятников и сто десятников). Каждый восьмой взрослый мужчина должен исполнять обязанности лидера.
В следующей главе, накануне Своего явления на горе Синай, Б‑г приказывает Моше предложить народу Израиля договор. Попутно Он формулирует, по сути, предназначение еврейского народа:
Вы видели, что Я сделал с Египтом! А вас Я поднял на орлиных крыльях и принес к Себе. Поэтому, если вы будете слушать Меня и хранить союз со Мной, то вы будете Моим достоянием среди всех народов. Вся земля принадлежит Мне, а вы будете у Меня царством священников и святым народом! (Шмот, 19:4–6).
Это удивительные слова. У каждого народа есть свои священники. В книге Берешит мы встречаем Мальки‑Цедека, современника Авраама, который назван «служителем Б‑га Всевышнего» (Берешит, 14:18). В истории Йосефа упоминаются египетские жрецы, чьи земли не достались фараону в пору голода (там же, 47:22). Итро был мидьянским священником. В Древнем мире в священничестве не было ничего особенного. У каждого народа были свои священнослужители и святые. Но народ Израиля отличало то, что каждый должен был исполнять обязанности священника: любого гражданина могли призвать к святому долгу.
Я хорошо помню, как стоял рядом с рабби Адином Штейнзальцем в зале Генеральной Ассамблеи ООН в августе 2000 года на уникальном собрании двух тысяч религиозных лидеров, представляющих основные религии мира. И я заметил, что даже в такой выдающейся компании мы выделялись. Мы оказались едва ли не единственными, кто был одет в светские костюмы. Остальные были в специальных облачениях служителей культа. Это почти универсальная особенность религий разных обществ: священнослужители носят особые одеяния, дабы отличать, отделять их от остальных («отделить» — основное значение корня слова «святой» — «кадош»). В постбиблейском иудаизме не было специальных одеяний, потому что любой мог стать святым (Теофраст, ученик Аристотеля, называл евреев «нацией философов», имея в виду именно эту особенность иудаизма ).
Но в каком смысле евреи создали «царство священников» (Шмот, 19:6)?
Священники были элитой нации, принадлежа к роду левитов, потомков Аарона, первого первосвященника. И полной демократизации венца священства никогда не было.
Столкнувшись с этой проблемой, комментаторы предлагают два решения. Слово «коаним» может иметь значение «князья» или «вожди» (Раши, Рашбам). Но также оно может обозначать и слуг (Ибн‑Эзра, Рамбан). И в этом все дело. Израильтяне были призваны стать нацией слуг‑лидеров. Они были людьми с призванием, потому что принимали на себя ответственность не только за самих себя и свои семьи, но и за морально‑духовное состояние нации в целом. Это тот самый принцип, который много позднее сформулировали так: «Все евреи несут ответственность друг за друга» (Шавуот, 39a). Евреи были народом, который не отдавал лидерство одному человеку, будь то святой или возведенный на священный трон, и не отдали его узкой группе, элите. Наоборот, от каждого ждали, что он станет и вождем, и слугой, другими словами, каждый был призван стать лидером. Никогда в истории лидерство не было столь глубоко демократизировано.
Вот почему быть лидером евреев — это тяжкое бремя. Известно высказывание Хаима Вейцмана, первого президента Израиля: «Я возглавляю нацию миллиона президентов». Г‑сподь может быть нашим пастырем, но ни один еврей никогда не был агнцем. Однако это позволило евреям оказать влияние на мир, причем, с учетом их численности, непропорционально большое. Евреи составляют крошечную долю — одну пятую процента — населения мира, но при этом дали невероятно высокий процент лидеров в человеческой деятельности.
Быть евреем — значит иметь призвание стать лидером.
Книгу Джонатана Сакса «Уроки лидерства» можно приобрести на сайте издательства «Книжники»