Недельная глава «Дварим». Почему еврейских адвокатов так много?
В начале «Дварим» Моше резюмирует историю пережитого сынами Израиля в пустыне, и его рассказ открывается напоминанием о том, как были назначены лидеры над всеми частями народа: тысячники, сотники, полусотники и десятники. А затем говорит:
«В то время я велел вашим судьям: “Выслушивайте [свидетельства] ваших братьев и судите справедливо — [как в тяжбах] между вашими соплеменниками, [так и в тяжбах с] переселенцами, живущими у вас. Никому не отдавайте предпочтения [в суде]. Выслушивайте и малого, и великого. Не страшитесь человека, потому что суд — у Б‑га! А то дело, которое будет слишком трудно для вас, передавайте мне — я выслушаю его”» (Дварим, 1:16–17).
Таким образом, уже в зачине книги, в которой Моше кратко изложил всю историю Израиля и его предназначения как святого народа, он указал, что отправление правосудия — задача приоритетная: в одной из последующих глав (Дварим, 16:20) он лаконично выразил это чеканной фразой: «К справедливости, к справедливости стремись». Слова, которые можно перевести как «правосудие» — «цедек» и «мишпат» , — красной нитью проходят через всю книгу, эти темы повторяются снова и снова. Корень «ц‑д‑к» употреблен в «Дварим» 18 раз, а корень «ш‑ф‑т» — 48 раз.
Из поколения в поколение справедливость считали самой сутью живого сердца еврейской веры. Альберт Эйнштейн заметил: «Жажда знаний ради знаний, почти фанатичная любовь к справедливости и тяга к личной независимости — все это присуще еврейской традиции, и потому я благодарю за принадлежность к этой традиции свою счастливую звезду».
В одной из своих телепередач на Би‑би‑си я спросил у Хейзел Косгров (она, активно участвующая в жизни еврейской общины Эдинбурга, стала первой женщиной, назначенной в Шотландии на пост судьи): «Что побудило вас выбрать профессию юриста?» Она ответила с таким видом, будто это само собой разумеется: «Потому что иудаизм учит: “К справедливости, к справедливости стремись”».
Один из величайших еврейских адвокатов нашей эпохи Алан Дершовиц выпустил книгу об Аврааме , полагая, что тот был первым еврейским адвокатом: «Это праотец профессии “юрист”: адвокат обреченных, ради защиты своих клиентов готовый пойти на любой риск, даже на риск навлечь на себя гнев Б‑жий», основатель не только монотеизма, но и длинной династии еврейских адвокатов.
Дершовиц ярко описывает молитву Авраама за жителей Сдома («разве Судья всей земли не поступит по справедливости?!»), излагая ее в жанре судебной драмы, где Авраам действует в качестве адвоката жителей города, а Б‑г оказывается, так сказать, в роли обвиняемого. Это предвестье многих других подобных эпизодов Торы и Танаха, где пророки ратовали за справедливость перед Б‑гом и народом.
В наше время в Америке евреи снискали известность в качестве судей, в том числе Брандис , Кардозо и Феликс Франкфуртер . Рут Бейдер Гинзбург стала первой еврейкой, которую назначили судьей Верховного суда США. В Великобритании в 1996–2008 годах два из трех лордов — главных судей — Питер Тейлор и Гарри Вулф — были евреями. В Германии в начале 1930‑х евреи составляли 0,7% населения, но среди адвокатов и судей их было 16,6%.
В этом контексте стоит обратить внимание на одну особенность Танаха. В разных местах Еврейской Библии некоторые из самых напряженных встреч пророков с Б‑гом изображены в форме судебных драм. Иногда, как в случаях Моше, Ирмеяу и Хавакука, истцом выступает все человечество или еврейский народ. В случае Иова истец — конкретный человек, несправедливо пострадавший. Обвиняемый — сам Б‑г.
Эли Визель рассказывает историю о том, как в одном концлагере во время Холокоста заключенные‑евреи возбудили судебное дело против Б‑га . В других же случаях Б‑г возбуждал «судебные дела» против сынов Израиля.
В Еврейской Библии эти уникальные диалоги между Небесами и землей названы словом «рив», означающим «судебный иск», а восходит это к идее, что стержневую роль в отношениях между Б‑гом и человечеством (как в общем и целом, так и конкретно в отношениях Б‑га с еврейским народом) играет завет, то есть соглашение, имеющее юридическую силу, обоюдное обязательство, основанное на том, что люди, со своей стороны, подчиняются Б‑жьему закону, а Б‑г, со стороны Небес, обещает им Свою преданность и любовь. Следовательно, каждая из сторон может, так сказать, отдать другую под суд за невыполнение обязательств.
У иудаизма как вероисповедания есть три отличительные черты. Первая из них — радикальная идея: когда Б‑г открывается людям, Он делает это в форме закона. В Древнем мире считалось, что Б‑г — это власть. В иудаизме Б‑г — это порядок, а порядок предполагает существование закона. В природном мире причинно‑следственных связей порядок приобретает форму научного закона. Но в мире людей, где мы обладаем свободной волей, порядок приобретает форму нравственного закона. Потому‑то книги Моше называются «Тора»: это означает «указания, руководство, обучение», но главным образом «закон». Основной смысл самого что ни на есть основополагающего принципа иудаизма «Тора мин а‑Шамаим» («Тора [дана] с Неба») — в том, что закон, имеющий юридическую силу, исходит не от людей, а от Б‑га.
Вторая черта: нам поручено быть толкователями закона. Это наша обязанность как наследников и хранителей «Тора ше‑бе‑аль пе» — Устной традиции. Выражению, которым Моше описывает голос, услышанный народом при даровании откровения на Синае, — «коль гадоль вело ясаф» — комментаторы дают два объяснения, которые, казалось бы, противоречат друг другу. С одной стороны, эти слова означают «голос, который никогда больше не слышался», с другой— они означают «голос, который не прекращал (свои речи)», то есть голос, который слышится вновь и вновь . Однако никакого противоречия нет. Голос, который никогда больше не слышался, представляет собой Письменную Тору. Голос, который слышится вновь и вновь, — это голос Устной Торы.
Письменная Тора — «мин а‑Шамаим» («с Неба»), но об Устной Торе Талмуд решительно заявляет: «ло ба‑Шамаим и» («не на Небе она») . Таким образом, иудаизм — это непрекращающийся разговор Того, Кто Даровал закон, Того, Кто на Небе, с толкователями закона на земле. Отчасти в этом смысл нижеследующего места Талмуда: «Всякого судью, что вершит истинный суд, — пусть даже в течение одного часа, — уподобляет Писание напарнику Святого, благословен Он, в сотворении мира» .
Третья черта: для иудаизма фундаментально важно образование, а для образования основополагающую важность имеет обучение Торе — то есть закону. Вот что имел в виду Йешаяу, когда сказал: «Слушайте Меня, ведающие справедливость, народ с Законом Моим в сердце! Не бойтесь поношения от людей и хулы их не страшитесь» (Йешаяу, 51:7).
Вот что имел в виду Ирмеяу, когда сказал: «Но вот Завет, который Я заключу с домом Израиля после тех дней, — слово Г‑спода: Я внедрю в них закон Мой, на сердцах их напишу его; и буду им Б‑гом, а они будут Моим народом!» (Ирмеяу, 31:32).
Вот что имел в виду Йосеф бен Матитьяу, когда более чем 1900 лет назад написал: «Если любого из нашего народа спросят о наших законах, он назовет их так же легко, как собственное имя». Результат нашей всесторонней образованности по части наших законов с самой зари человеческого разума — в том, что они, так сказать, написаны в наших душах. Быть еврейским ребенком — значит быть, как говорят британцы, «докой по части законов». Мы — народ конституционных юристов.
Почему так? Потому что иудаизм — не только забота о духовности. И не просто кодекс спасения души. Это еще и руководство по созиданию того, что покойный рабби Аарон Лихтенштейн, да будет благословенна его память, называл «общественным блаженством». Его цель — пригласить Б‑га в общие пространства нашей коллективной жизни. Для этого необходим закон, отстаивающий справедливость, уважающий всех людей вне зависимости от их цвета кожи или классовой принадлежности, закон, который беспристрастно судит богатых и бедных, могущественных и бессильных даже в чрезвычайных ситуациях, возникающих между человечеством и Б‑гом, закон, который служит связующим звеном между Б‑гом — Тем, Кто его даровал, — и нами, его толкователями; закон, который единственно только свободе позволяет сосуществовать с порядком, чтобы я не приобретал свою свободу ценой вашей свободы.
Раз так, совершенно неудивительно, что еврейских юристов столь много.