Неразрезанные страницы

Недельная глава «Бо». Далекий горизонт

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского 31 января 2020
Поделиться

В издательстве «Книжники» вышла в свет книга известного религиозного деятеля, философа и писателя, раввина Джонатана Сакса. Предлагаем вниманию читателей фрагменты нового издания.

Чтобы усвоить глубокий смысл уникального урока о лидерстве в главе «Бо», я часто прошу аудиторию провести мысленный эксперимент. Представьте себя лидером народа, который более двух веков страдал на чужбине, находился в рабстве и подвергался угнетению. Но вот, после серии чудес, его ожидает свобода. Вы собираете людей и намерены выступить перед ними с речью. Они стоят в ожидании ваших слов. Это решающий момент, который они никогда не забудут. О чем вы станете с ними говорить?

Большинство скажет: о свободе. Таково было решение Авраама Линкольна, когда в Геттисбергской речи он вспомнил «о новой нации, выросшей в условиях свободы» и обратил свой взор к «новому возрождению свободы» Из речи Авраама Линкольна в Геттисберге в ноябре 1863 года.
. Кто‑то предположит, что нужно вдохновить народ рассуждениями о лежащей впереди «земле, где текут молочные и медовые реки». А другие скажут, что они предупредили бы людей об опасностях, которые ожидают их на «долгом пути к свободе», по выражению Нельсона Манделы Mandela N. Long Walk to Freedom: The Autobiography of Nelson Mandela. New York: Back Bay Books, 1995. .

Все эти слова могли бы стать частью великой речи великого лидера. Ведомый Б‑гом, Моше ничего подобного не совершает. Это то, что делает его лидерство необычным. Если вы внимательно перечитаете текст главы «Бо», вы заметите, что он трижды обращается к одной и той же теме: дети, обучение и отдаленное будущее.

«Когда спросят вас ваши дети: “Что это за служение у вас?” — ответьте им: “Это пасхальная жертва Г‑споду, ибо Он миновал дома сынов Израиля в Египте — поразил египтян, а наши дома спас”» (Шмот, 12:26–27).

«Сыну своему в тот день скажи: “Вот ради чего сотворил со мной Г‑сподь [чудеса], когда я уходил из Египта”» (Шмот, 13:8).

«Если завтра твой сын спросит тебя: “Что это значит?” — то ответь ему: “Силой руки Своей вывел нас Г‑сподь из Египта, из дома рабства”» (Шмот, 13:14).

Это одно из наиболее парадоксальных деяний в истории лидерства. Моше не говорит о дне сегодняшнем или завтрашнем. Он говорит об отдаленном будущем и о долге родителей обучать своих детей. Он даже указывает, что мы должны поощрять наших детей задавать вопросы, чтобы сохранение еврейской традиции было результатом не зубрежки и начетничества, а активного диалога родителей с детьми.

Так, евреи стали единственным в истории народом, поставившим само свое существование в зависимость от обучения. Самый священный долг родителей — обучать своих детей. Песах превратился в нескончаемый семинар по передаче национальной памяти. Иудаизм стал религией, чьи герои были учителями и чьим призванием были учеба и интеллектуальная жизнь. Жители Месопотамии строили зиккураты. Египтяне — пирамиды. Греки возвели Парфенон. Римляне — Колизей. А евреи создавали школы. Вот почему они — единственная из цивилизаций Древнего мира — все еще живы и сильны, все еще продолжают оставаться верны призванию своих предков, сохраняя в целости и сохранности свое наследие.

Рав Аше, глава Еврейской академии в Суре,во время лекции. V век. Вавилония. Бет А‑тфуцот, Тель‑Авив.

Моше обладал силой глубокого прозрения. Он понимал, что изменение мира не должно ограничиваться одним лишь внешним обликом. Для этого недостаточно великих архитекторов, сильных армий и могучих империй. Много империй возникло и исчезло, а человеческий удел так и остался неизменным.

Есть лишь один способ изменить мир — образование. Детям следует объяснять важность принципов справедливости, необходимость праведности, доброты и сострадания. Они должны знать, что свободу можно сохранить лишь с помощью законов и навыков самоограничения. Им следует неустанно напоминать об уроках истории. Мы были в рабстве у египтян, и те, кто забывает о горестях рабства, в конце концов утрачивают преданность делу свободы и мужество сражаться за нее. В детях следует развивать умение задавать вопросы, сомневаться и спорить. Детей следует уважать, если мы желаем, чтобы они уважали ценности, которые мы собираемся им привить.

Вот урок, который многие культуры не сумели выучить даже по прошествии трех тысячелетий. Революции, бунты и гражданские войны все еще случаются, и люди пребывают в уверенности, что свержение тирана или демократические выборы позволят покончить с коррупцией, обрести свободу и построить правовое государство, живущее по закону. И всякий раз люди бывают удивлены и разочарованы, когда этого не происходит, а происходит лишь смена лиц в коридорах власти.

В одной из величайших речей ХХ века выдающийся американский судья Лернед Хэнд сказал: «Я часто удивляюсь, не слишком ли много надежд мы возлагаем на конституции, законы и суды. Это ложные надежды. Поверьте мне, это ложные надежды. Свобода живет в сердцах людей; и когда она умирает в них, ни конституция, ни закон, ни суд не могут ее оживить — ни конституция, ни закон, ни суд не могут даже ничем ей помочь» Из речи Лернеда Хэнда «The Spirit of Liberty», произнесенной в Центральном парке Нью‑Йорка в мае 1944 года.
.

Б‑г научил Моше, что главное испытание не в том, чтобы обрести свободу; главное — надежно ее сохранить, поддержать неугасимый дух свободы в сердцах следующих поколений. А этого можно добиться только непрерывной учебой. Причем обязанность обучать нельзя делегировать учителям и школе. Обучение должно происходить в семье, дома, и это должна быть та святая обязанность, которая происходит из религиозного долга. И никто этого никогда не понимал яснее, чем Моше, и лишь благодаря его учению евреи и иудаизм выжили.

Лидеры становятся великими благодаря умению провидеть далеко вперед, думая не о дне завтрашнем, но о следующем годе, о следующем десятилетии, о следующем поколении. В одной из лучших речей Роберт Ф. Кеннеди говорил о могучей способности лидеров изменять мир, когда у них есть четкое видение возможного будущего:

«Кое‑кто считает, что в одиночку любой из нас бессилен против огромного сонма язв мира — невзгод, невежества, несправедливости и насилия. Но многие величайшие в истории движения, идеологии и свершения были плодом усилий одного человека. Молодой монах положил начало протестантской Реформации, молодой военачальник построил империю от родной Македонии до Индии, а молодая женщина освободила Францию. Молодой итальянский мореплаватель открыл Новый Свет, а тридцатидвухлетний Томас Джефферсон провозгласил, что все люди созданы равными. “Дайте мне точку опоры, и я переверну землю”, — сказал Архимед. Все эти люди перевернули мир, и мы можем сделать то же самое» The Kennedys: America’s Front Page Family // The Poynter Institute. Kansas City MO: Andrews McMeel, 2010. P. 112.
.

Лидеры‑визионеры создали тексты и ткань иудаизма. В книге Мишлей (29:18) сказано: «Без откровений свыше народ необуздан». Это предвидение, которым обладали пророки, всегда касалось далекого будущего. Б‑г сказал Йехезкелю, что пророк — это страж, который восходит на наблюдательный пункт и может увидеть опасность вдалеке, прежде чем ее заметит кто‑либо из стоящих внизу (Йехезкель, 33:1–6). Мудрецы говорят: «Кто мудр? Тот, кто видит далекие последствия» (Тамид, 32a). Два великих лидера ХХ века, Черчилль и Бен‑Гурион, были также и выдающимися историками. Зная прошлое, они могли предвидеть будущее. Они были подобны шахматистам, которые, изучив тысячи партий, почти мгновенно замечали риски и возможности на доске. Они заранее знали, что произойдет после того или иного хода.

Если вы хотите быть лидером, от премьер‑министра до родителя, очень важно уметь проявлять дальновидность. Никогда не выбирайте легкого решения только потому, что оно простое, быстрое или дает немедленный результат. В конечном счете вы заплатите за него очень высокую цену.

Моше был величайшим лидером, потому что умел мыслить на дальнюю перспективу — дальше других. Он знал, что подлинные перемены в поведении людей — результат работы многих поколений. Поэтому мы должны сделать своим высшим приоритетом обучение детей нашим идеалам, так чтобы они продолжили наши начинания, пока мир не изменится оттого, что мы сами изменились. Он знал: если планируешь на год вперед, сей рис. Если планируешь на десятилетие вперед, сажай дерево. Если планируешь на поколение вперед, обучай своего ребенка Изречение приписывается Конфуцию. . Уроки Моше все еще актуальны и сегодня, тридцать три столетия спустя.

 

Книгу Джонатана Сакса «Уроки лидерства» можно приобрести на сайте издательства «Книжники»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Двар Тора. Бо: Неопределенный срок заключения

Сколько лет сыны Израиля находились в египетском рабстве, и как из семидесяти человек, пришедших в Египет, к моменту Исхода получился целый народ? Ответы на эти и другие вопросы в недельной главе Бо ищет главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

Уроки лидерства

Иудаизм был и остается великой мировой религией протеста. Герои веры не приемлют сущего. Они протестуют. Они бросают вызов самому Г‑споду. Авраам сказал: «Разве Судья всей земли не поступит по справедливости?!» (Берешит, 18:25). Моше сказал: «Зачем Ты навел беду на этот народ?» (Шмот, 5:22). Вот как Г‑сподь желает, чтобы мы отвечали. Иудаизм—это призыв Г‑спода к человеческой ответственности. Высшая награда—стать партнером Б‑га в деле сотворения мира.

Уроки Торы I. Бо

Десятая казнь — смерть египетских первенцев — от предыдущих девяти отличается, во‑первых, тем, что названо ее точное время («около полуночи»), а во‑вторых, евреям пришлось принять меры предосторожности, чтобы самим не пострадать: оставаться дома, начертав некий знак на дверных косяках. Ребе объясняет особенности десятой казни, указывающие, как выясняется, путь, который приведет нас к окончательному освобождению — наступлению эры Машиаха.